Валентин Бернадский: Художник не должен работать на публику

11 Октябрь 2011 1525

Он произнёс это на одной из выставок тихо, словно для себя. И добавил: «Если он настоящий художник». Теперь это воспринимается как его завещание коллегам да и всем творческим людям. Валентин Данилович был настоящим художником и таким остался навсегда, войдя в историю изобразительного искусства Крыма, России, Украины. Тяжело говорить о нём в прошедшем времени. Совсем недавно казалось, что этому талантливому человеку отмерен ещё не один год и мы будем иметь удовольствие встречаться с ним, общаться, слушать, воспринимать каждое слово, как откровение. Не встретимся, не услышим. Отмеренное закончилось на девяносто пятом году жизни. Остаётся теперь только благодарить судьбу за знакомство с человеком поистине необыкновенным, вспоминать и восхищаться им и его работами, впитавшими душу Мастера. Заслуги Валентина Бернадского, к счастью, были признаны при жизни: народный художник Украины и России, почётный академик Российской академии художеств, лауреат премии Крыма, награждённый украинским орденом «За заслуги» 3-й степени, высшим знаком отличия Автономной Республики Крым «За верность долгу». Жизнь этого по-юношески вдохновенного, работоспособного, деятельного человека оборвалась внезапно, неожиданно. Для нас, да и для него самого: на мольберте замерла в ожидании прикосновения его кисти незаконченная картина, а рядом стоит подрамник с натянутым новым холстом…...

Полёт его души

Всматриваясь в полотна живописца, понимаешь, что мастерство - это не просто отточенная до автоматизма техника, безупречный профессионализм. Это - полёт души. Чем чище и совершеннее душа, тем выше поднимается мастер. Высоты, покорённой Валентином Бернадским, не каждому дано достичь даже на мгновение. Он же не только прочно удерживался все эти годы на пике собственных достижений, обогативших современное искусство, но и продолжал подниматься, и помогал делать это другим.

Его картины, предельно выразительные композиционным и колористическим решением, единством формы и содержания, эмоциональные, заряженные мощной энергетикой, называют «окном в мир». Они несут огромный заряд жизненного оптимизма, веру в изначальную доброту мира, утверждение его вечных непреходящих ценностей.

Жизнь - не призрачный сон

Более полувека прожил Валентин Бернадский в Крыму. Родился будущий художник 13 января 1917 года в селе Озеряне Бобровицкого района Черниговской области в семье учителя сельской церковно-приходской школы. Рос в большой дружной семье вместе с пятью братьями и сестрёнкой, которые были наделены талантами музыкантов, художников, увлекались поэзией, искусством. Каждый в семье играл на музыкальных инструментах, пел. Послушать семейный ансамбль собиралась вся округа, его приглашали выступать на праздники в районный центр. Творческая обстановка, с детства окружавшая будущего художника, формировала его тонкую, восприимчивую к красоте личность. Валентин Данилович любил вспоминать, как выходил из избы и замирал - не мог налюбоваться видом патриархального села на берегу тихой лесной речки с удивительно чистой, прозрачной, как слеза, водой, с небольшой деревянной церквушкой, построенной ещё запорожцами. Всё вокруг дышало задумчивой поэтикой. Не отсюда ли чувство обострённого восприятия истинной красоты, исключающей преклонение перед красивостью? Однажды попытался нарисовать то, что видел окрест. И поразился - получилось. Попробовал срисовать из книги портрет Тараса Шевченко - сходства достиг без всяких усилий.

Говорят, провидение ведёт по жизни того, кто при рождении поцелован Богом. Вряд ли случайно попала в руки деревенского паренька книга ленинградского профессора Алексея Петровича Эйснера «Школа живописи».

- Даже не помню, как она оказалась у меня, - вспоминал Валентин Данилович. - Зато хорошо помню, как на одном дыхании прочитал её, а в конце увидел предложение присылать автору творческие работы для консультаций.

Ни на что особенно не надеясь, юный мечтатель отправил профессору письмо и свои этюды. Полной неожиданностью и, конечно, несказанной радостью стал ответ с подробным анализом присланных этюдов. Завязалась переписка. Алексей Петрович, почувствовав, что имеет дело с незаурядной личностью, предложил Валентину переехать в Ленинград, жить у него и брать уроки живописи. Как тут было не поехать: от судьбы не увильнёшь. Профессор отечески отнёсся к подростку, заботясь о нём, воспитывая, обучая азам живописи. Валентин Данилович всю жизнь был благодарен человеку, который вывел скромного сельского паренька на заманчивую, но такую трудную, требующую целеустремлённости и неутомимости творческую дорогу.

После Ленинградского художественного училища Валентин поступил во Всесоюзную академию художеств, где его наставником был знаменитый живописец Борис Иогансон. Учился юноша увлечённо, азартно, делал такие успехи, что ему была назначена персональная Сталинская стипендия. Но грянула война, и учёба прервалась. Прошёл тяжёлое испытание блокадой, боями на передовой, в которых участвовал в рядах отдельной горно-стрелковой бригады. После войны закончил учёбу и в 1950 году был направлен Министерством культуры СССР в группе лучших выпускников Ленинградской академии художеств и Московского института имени Сурикова на преподавательскую работу в Крымское художественное училище имени Николая Самокиша. Сегодня Валентина Бернадского и его товарищей, единомышленников Фёдора Захарова, Виктора Апановича, Николая Бортникова по праву называют основоположниками крымской художественной школы.

Путь к идеалу длиною в жизнь

Много лет понадобилось художнику, чтобы, изучив опыт импрессионистов, старых русских и западноевропейских мастеров, определиться в собственных устремлениях, овладеть тонкостями цвета и света, колорита, тона и полутона, пластики, композиции - всем тем, без чего не может быть самобытного Мастера с собственным неповторимым почерком. До самого последнего дня не иссякал творческий потенциал художника, создающего среду, очищенную от ежедневной сутолоки и суеты. Среду, сочетающую одухотворённый интеллектуализм и тонкую лирическую интонацию. Валентин Бернадский и в последние годы занимался творчеством, а не эксплуатацией ранее найденных художественных приёмов. Он был так увлечён жизнью во всех её проявлениях, что конкретные впечатления естественно перетекали на полотна. И их художественная реализация помогает нам повысить уровень восприятия красоты и гармонии мира.

Мастер в совершенстве овладел всеми жанрами живописи: тематическая картина, портрет, пейзаж, натюрморт, воплощая вечную тему «Человек и природа». Сюжетно-тематические картины поэтично раскрывают будни тружеников крымских полей, комбайнёров, садоводов, виноградарей. Острой романтической нотой пронизан весь образно-эпический строй картин на исторические темы. Особое место в творчестве Бернадского занимает портрет. В этом жанре он поистине достиг вершин, добиваясь не только абсолютного внешнего сходства (что считает совершенно необходимым), но и яркого образного раскрытия внутреннего мира человека. Создана впечатляющая портретная галерея земляков: артистов, художников, людей культуры, науки, рыбаков, хлеборобов, военных...... В пейзаже, натюрморте Бернадский - тонкий колорист, в каждой без исключения работе добивающийся мощного, правдивого цветового звучания при особой остроте в прорисовке форм, обострённой образности колорита и композиции.

В разное время живопись Валентина Бернадского экспонировалась в Москве, Киеве, других городах Украины и России, в частных галереях Лондона, Амстердама. По приглашению французской фирмы «Арколь» Валентин Данилович семь месяцев работал в Париже, а потом его картины экспонировались в выставочном зале «Друо», где в своё время выставлялись Моне, Ренуар, Сислей, Писсарро и другие импрессионисты. С успехом прошла в Лондоне выставка «Отец и сын Бернадские»: младший сын Валентина Даниловича Геннадий пошёл по его стопам, живёт и работает в городе молодости отца, ныне Санкт-Петербурге.

Без абсолютной свободы художника нет

Наших с ним разговоров хватит если и не на книгу, то на солидную брошюру уж точно. Не только диктофонная запись, но и память сохранила его мудрые высказывания. Как-то поинтересовалась его отношением к соцреализму, на времена засилья которого пришлись молодые годы художника. Ответ был исчерпывающим:

- Соцреализм - искусственное явление, выведенное социалистической идеологией, как выводят новые сорта картошки, крупного рогатого скота. Художнику определили одну задачу: помощник партии. Абсурд. Без абсолютной свободы художника нет. На него нельзя давить идеологией.

- Но ведь стоящие у власти всегда держали искусство на коротком поводке.

- Старались держать. И те, кто не нашёл в себе силы противиться, как правило, не реализовались в полной мере. Почему прошлый век стал настоящим всплеском в живописи? Да потому что он во всех странах был наиболее свободным от идеологических догм. И мы сегодня восхищаемся работами французских импрессионистов, русских передвижников.

- Передвижников теперь зачислили в разряд реалистов и считают хорошим тоном упрекать в фотографической передаче окружающего.

- Упрекают непонимающие уровня дарования величайших мастеров, таких, как Суриков, Бенуа, Левитан. Всем вдруг понадобились «изыски», превращающие всё вокруг в некое подобие предметов, лиц, фигур. У того же Левитана всё построено на его собственных чувствах, пронизано его восприятием жизни. Любой маленький уголок, привлёкший его внимание, - это поэзия. Перед каждым замираешь, как замирал он на пленэре, улавливая душой ежесекундную изменчивость вечернего света, перенося свой восторг на полотно. В русском искусстве был такой период, когда все подражали Левитану, писали «под него». Но такого уровня эпигонам никогда не достичь. Учась у мастера, надо приходить к своему видению, почерку, стилю. Великолепным мастером был Сергей Герасимов. Как он чувствовал цвет! И таких самобытных мастеров было много. Это было настоящее реалистическое искусство, в котором каждый выражал своё понимание мира, профессии, красоты.

- Вы считаете, что художник в полной мере может выразить себя только в реализме? Как относитесь к беспредметному искусству, к абстракционизму?

- Не верю в то, что в абстрактные работы может быть вложена душа. А без этого какое же искусство? Подмена его - вот и всё. Попросите беспредметника нарисовать, скажем, фигуру, и весь уровень его мастерства будет, что называется, налицо. Весь мир восхищается Пикассо. Но ведь он был слабеньким художником. Никогда не поставлю его на один уровень с Репиным, Серовым, Врубелем, великими мастерами. Хотя многие уважаемые мною люди относятся к Пикассо иначе. Каждый имеет право на своё мнение. А оно зависит от внутренней культуры, мировосприятия, осознания роли искусства в нашей жизни, его предназначения.

- Выставляя свои работы на всеобщее обозрение, чего ожидает художник - что зритель воспримет их умом, душой, сердцем?

- Сердцем. Глаза - только проводник, посредник между автором и зрителем. Главное, чтобы зритель попал на чувственную, эмоциональную волну художника.

- Когда речь идёт о сюжетной картине, то там легче уловить мысль художника, понять, почему он сделал именно эту работу. Сложнее с оценкой пейзажа: красивое место, необычная игра света и тени, цветовое решение...... Надо ли искать в этом жанре философскую подоплёку?

- Искать, может, и не надо специально. А вот почувствовать можно, если эта философская глубина есть, конечно. Ту же красоту художник должен не просто уловить, увидеть, а почувствовать. Как и поэзию. Почувствовал - работа состоялась. Всё, что выходит из-под кисти живописца, должно быть высокохудожественным. Это непременное условие мастерства.

- Многие покупают работы, которые специалисты называют кичем, а для украшающих ими свои жилища они тоже высокохудожественные.

- Это говорит об упадке общей культуры, увы. Многое из того, что мы слышим по радио, по телевидению, далеко от музыки, поэзии - набор нечленораздельных звуков, бессмысленных слов. То же самое с изобразительным искусством: научился человек краски смешивать на палитре, кисть в руках держать и решил, что он - художник. Есть, конечно, гениальные самоучки, но это не просто редкое, а редкостное исключение. Такие раз в сто лет рождаются. А остальные, наделённые даром, трудятся над собой не только самостоятельно, но и под руководством опытных педагогов. Без крепкой школы художника нет, есть имитатор. Надо с детства начинать прививать высокую культуру. Прежде всего приобщением к подлинному.

- Что значат для вас отзывы рядовых зрителей?

- Очень многое. Важно осознавать, что труд, мысли, чувства находят отклик у окружающих, людей разных профессий, что они понимают меня и уносят с выставки в своей душе чувства добрые. И, может быть, больше начинают любить природу, человека, жизнь. Я ведь пишу не только потому, что живопись стала смыслом моей жизни. Я хочу «заразить» окружающих любовью к красоте, которую испытываю ежеминутно. А через неё придёт понимание правды жизни.

Вот в чём суть этого поистине необыкновенного человека, стремившегося быть причастным к неподдающемуся тлену искусству. Он сам создавал произведения бессмертные, на века. Нет никакого сомнения в том, что об искусстве второй половины ХХ - начала XXI века будут судить, соотнося его с творчеством Валентина Даниловича Бернадского. Честного художника и благородного человека.

Популярность

Картины Бернадского представлены во многих художественных музеях Украины, России, европейских стран, в частных коллекциях Германии, Италии, Франции, Австрии, Японии и США. Два полотна - в Голливуде: «Легендарный 1920-й» и «Обед комбайнёров».

Мнения

Искусствовед Алла Ревенко: «Современное искусство базируется на творчестве таких художников, как Бернадский. Это прошлое, современное и будущее нашей живописи». Директор Киевского музея современного искусства Михаил Шевченко: «Портретист высокой культуры, утончённый колорист, прекрасный рисовальщик - эти черты с каждым годом встречаются всё реже».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.