Город на Чёрном холме

8 Октябрь 2011 868
Этому археологическому раскопу - 29 сезонов.
Этому археологическому раскопу - 29 сезонов. Фото автора.

Порывистый ветер недоволен: на его территории появились чужаки. А вот смешной рыжий пёс по кличке Мишка настроен дружелюбно: обнюхивая, виляет хвостом. И впускает на территорию греко-скифского городища Кара-Тобе.

Археологические эксперименты и педагогика

На холме - белая башня, увенчанная зубчатой короной, на ней большими буквами написано: «Музей Кара-Тобе». Это сейчас музей, а раньше - объект береговой обороны Черноморского флота, возведённый советскими военными после Великой Отечественной, а ещё раньше - античная крепость. Это место, расположенное на перекрёстке торговых путей, рядом с мор­ским берегом, привлекало и греков, и скифов. Тысячи лет назад разные народы ожесточённо сражались за него. Ещё Диофант, знаменитый полководец Митридата VI Евпатора, обнаружил, что оно имеет стратегическое значение для контроля за побережьем и степью. Впрочем, греки всё равно не удержали крепость, и она перешла во владения скифов....

В 2000 году на базе раскопок создан международный центр экспериментальной археологии и инновационной педагогики (МЦЭАиИП) «Кара-Тобе», организована круглогодичная охрана, проводятся работы по консервации и музеефикации раскопа. Здесь воссоздаются скифские постройки, юные археологи проводят исследования, пишут научные работы, организуют театрализованные представления в античном театре, построенном в XXI веке, а в Музее хранятся археологические находки. Работают здесь не только историки и археологи, но и педагоги, и философы, и физики, и математики, и архитекторы - в общем, все, кому интересно прошлое. В 2002 году под руководством начальника экспедиции, доктора исторических наук Сергея Внукова был построен первый объект экспериментальной археологии - «Скифская усадьба», копия существовавшей здесь в I веке до нашей эры.

- Экспериментальная археология - это наука, которая на основе проводимых экспериментов позволяет получить информацию о жизни древних людей. Эксперимент позволяет проиграть ситуации древности, воссоздать технологии, чтобы получить максимальную информацию, - говорит инициатор создания и руководитель «Кара-Тобе», кандидат педагогических наук Владимир Агарков. - Считалось, что создание каменного топора начинал дед, а заканчивал внук, полагали, что производство каменных орудий длилось годами. Но оказалось, что на эти операции уходят не годы, а часы. Мы проводим эксперименты, связанные со строительством древних построек, изучаем технологии работы с глиной, стеклом, металлом, кройку и изготовление скифской одежды.

- Ну а кто финансирует раскопки и «археологические эксперименты»?

- Ещё в советское время с 1983 года раскопки здесь проводил Институт археологии АН СССР, затем Институт археологии Российской академии наук. Последние три года экспедиция украинско-российская. Всё, что российские археологи находят здесь, остаётся на Украине, с собой учёные ничего не забирают. Начальник экспедиции не менялся. Деньги на проведение работ мы зарабатываем на экскурсиях, увы, этих средств нам постоянно не хватает.

Башня-донжон и скифская усадьба

Экскурсия по древнему городищу начинается с археологического раскопа, которому в этом году «исполнилось двадцать девять сезонов», то есть лет.

- За это время раскопали только около 10% площади, копать ещё много и долго, - говорит Владимир Иванович. - Культурный слой - около трёх метров, информации в нём содержится за период более полутысячи лет. В раскопе особенно интересны остатки античной башни-донжона, крупнейшей античной башни Северо-Западного Крыма. Башня оригинальна по архитектуре и была, наверное, двухэтажной, высотой около восьми метров. Интересны и запоры наружной двери, которую невозможно было открыть из коридора. Башня являлась последним рубежом обороны, и такая предосторожность не позволяла открыть дверь врагу, если бы среди защитников оказался предатель. Обнаружение башни-донжона подтвердило гипотезу о локализации древней Евпатории в городище Кара-Тобе. Башня-донжон ведь датируется II веком до нашей эры, а во II веке до нашей эры в Крыму известно только одно крупное строительство - крепости Евпаторион.

Проходим чуть дальше от раскопа. Здесь находится воссозданная по древним технологиям скифская усадьба I века до н. э. Состоит она из внутреннего дворика и двух помещений: жилого и для скота.

Дверь, тяжёлая и массивная, впускает нас во внутренний дворик, здесь находится древняя зернотёрка, добытая из раскопа.

- Когда скифы перемалывали зерно, оно перемешивалось с песком, который попадал в муку и пищу, - поясняет экскурсовод. - От этого у скифов быстро стачивались зубы.

Другая дверь, такая же тяжёлая и массивная, ведёт в жилое помещение.

- Этим летом молодая пара из Москвы прожила здесь три недели в средневековых условиях, а чтобы показать элементы греческой культуры, решили, что женой скифа будет гречанка, - продолжая экскурсию, рассказывает Владимир Иванович. - Исследователи обустроили усадьбу, воссоздали древние интерьеры, «оживили» быт живших в ней людей.

Большую часть комнаты занимает супружеское ложе, застеленной кошмой. Рядом - небольшой низкий столик из кирпича-сырца, на нём - скифская и греческая посуда. В углу - очаг. На стенах - разные крючочки, палочки, пучки трав, оружие, одежда. Крохотное квадратное оконце выходит во внутренний дворик: и безопаснее, и ветер не так агрессивно в жилище задувает.

- В ближайших планах воссоздать небольшую скифскую деревню периода I века до н. э. - I века
н. э. - продолжает Агарков. - Это будет не только объект экспериментальной археологии, но и туристический, чтобы туристы смогли погрузиться в материальную, культурную и духовную среду предков.

Мистика музея и смотровой площадки

Вдоль стены тёмного, неширокого и «приземистого» коридора лежит толстенный канат. Владимир Иванович объясняет: «Это для того, чтобы не заблудиться». Уж очень много ходит всяких легенд и сказаний о том, что в коридорах крепости можно таинственным образом заплутать. Поговаривают также, что в этом военном объекте есть ходы, по которым можно добраться аж до Севастополя.

- А как-то с телевидения приезжали, - продолжает, улыбаясь, он. - Журналисты сюжет сделали, что якобы Кара-Тобе - место какой-то злой силы, мистики. И якобы название переводится не как Чёрный холм, а как Чёрная дыра. Ой, после этого сюжета народ к нам повалил и всё мистики требовали. А где ж её тут взять?

Музей древностей Северо-Западного Крыма разместился в помещениях бывшего объекта береговой обороны Черноморского флота. Когда-то отсюда осуществлялась оборона побережья, здесь находился пункт наблюдения, связи, командования, корректировки огня. В 50-е годы вся акватория залива была пристреляна, по железнодорожным веткам «бегал» бронепоезд в полной готовности уничтожить противника. Но уже в 60-е годы объект потерял своё военное значение и до 2000 года оставался бесхозным.

- Оставленные помещения мы капитально отремонтировали, облик башен немного изменили: к ним, чтобы романтичнее и древнее смотрелись, «прилепили» зубцы, - говорит Агарков. - Музей работает круглый год.

- Кроме занятия земледелием и животноводством, скифы, живущие на Кара-Тобе, ловили рыбу, занимались гончарным ремеслом, выделкой шкур, ткачеством. Было и небольшое металлургическое производство, - рассказывает экскурсовод Антон. - Это подтверждают найденные грузила, серп, швейные иглы.

Почти все экспонаты музея - местные археологические находки. Есть здесь и греческая чёрно-лаковая и краснолаковая посуда, мегарские чаши, скифская керамика, украшения скифских женщин. Отдельный стенд посвящён вооружению воинов.

Воду скифы нагревали, бросая в неё раскалённые камни. Скифская посуда грубая, потому что лепили её руками, а чёрная, потому что в процессе изготовления добавляли сажу. А ещё скифов называли варварами не только за воинственность, но и за то, что вино они пили неразбавленным.

Два этажа музея венчает смотровая площадка. Здесь и ветер сильнее, и ощущения: от панорамы северной части Каламитского залива и Евпатории захватывает дух.

Кто-то едет осенью в Саки за саженцами винограда и рассадой клубники, кто-то - за исцеляющим эффектом лечебной грязи. Ну а кто-то по тропинке через поле добирается до греко-скифского городища Кара-Тобе, взбирается по крутым железным ступенькам на смотровую площадку центральной башни, стоит, глотая ветер, и представляет, как тысячи лет назад здесь жили люди.

На фото: это сейчас музей, а раньше здесь была античная крепость.

Ирина КОВАЛЁВА.