Журналист, писатель Юлиан Семёнов

6 Октябрь 2011 1181
Юлиан Семёнов.
Юлиан Семёнов.

В 32 года, с выходом книги «Петровка, 38» о работе следователей московского уголовного розыска, он стал для многих любимым писателем. Фильмы по его сценариям смотрел весь Советский Союз, созданный им разведчик Штирлиц стал национальным героем. Кроме Максима Исаева были Виктор Савельев - майор Вихрь, полковник милиции Владислав Костенко («Огарёва, 6»), полковник госбезопасности Виталий Славин («ТАСС уполномочен заявить...…») и множество других - более сотни книг, более 20 экранизаций. Журналистские очерки, расследования, репортажи из «горячих точек», газета «Совершенно секретно»...… Журналисту, писателю Юлиану Семёнову 8 октября исполнилось бы 80 лет.

20 часов работы в сутки

Все, кто знал Юлиана Семёновича, отзываются о нём, как о человеке невероятно трудоспособном (мог 20 часов в сутки работать), открытом, высокоэрудированном (самостоятельно выучил несколько европейских языков, фарси, пушту), любознательном, рисковом (и на Северном полюсе побывал, и во Вьетнаме, когда там шла война, в Афганистане, Ираке, Японии, США; и Янтарную комнату искал, и укрывшихся от наказания фашистов выслеживал). Он появился на свет в Москве в семье журналиста Семёна Александровича Ляндреса и учительницы истории Галины Николаевны Ноздриной. Одно из самых сильных впечатлений детства, как вспоминал потом сам Юлиан Семёнов, - поездка с отцом, военным корреспондентом, в Берлин в 1945-м. В своё время
11-летний мальчик рвался на фронт «бить фрицев», даже сбежал из дома, но был снят с поезда. Увиденный через три года бывший главный город фашистов, поверженный, в руинах, потом писатель неоднократно будет вспоминать в своих книгах.

После школы Юлиан, тогда ещё Ляндрес, поступил в Институт востоковедения, но через несколько лет исключён: в 1952-м отца назвали «врагом народа», чудом не расстреляли. Приходилось подрабатывать ночами на разгрузке вагонов, чтобы помочь маме, также снятой с должности директора школы. Но институт Юлиан Семёнович всё же окончил - экстерном, в 54-м, когда отца реабилитировали. А через два года преподаватель пушту (один из языков в Афганистане) в МГУ начинает сотрудничество с журналом «Огонёк», пишет первые рассказы и статьи.

Потом будут журнал «Смена», «Правда» и «Литературная газета», командировки по всему миру. Первые книги - «Дипломатический агент», «49 часов 25 минут».... Работа в архивах, библиотеках, чтобы собрать документальные материалы для книг, первые сценарии, первые фильмы по его книгам.

В 1986 году Юлиана Семёнова избирают президентом Международной ассоциации писателей детективного и политического романа (кстати, в СССР он считается родоначальником жанра «политический детектив»). А через три года он создаёт газету «Совершенно секретно», своими журналистскими расследованиями, сенсационными материалами моментально завоевавшую любовь читателей. Увы, выпускать газету и писать книги Юлиану Семёнову оставалось недолго. В мае 1991 года у него случился инсульт, а
15 сентября 1993 года Юлиана Семёновича не стало. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, хотя мечтал, чтобы его последним приютом стал Крым.

Его Крым

Юлиан Семёнович любил наш полуостров. Впервые, рассказывает на сайте «Культурного фонда Юлиана Семёнова» создатель фонда, дочь писателя Ольга Юлиановна, в Крыму побывал в 1955-м - поехал с женой Екатериной Михалковой (приёмная дочь Сергея Михалкова в браке с Натальей Кончаловской) в свадебное путешествие. А уже в 1961-м, отдыхая в Коктебеле, Юлиан Семёнов напишет свою первую крымскую повесть «При исполнении служебных обязанностей». В Крыму написаны и четыре романа о Штирлице («Экспансия» I-III, «Отчаяние»), «ТАСС уполномочен заявить......», «Пароль не нужен», «Лицом к лицу», «Приказано выжить», «Гибель Столыпина», «Пресс-центр», «Аукцион», «Репортёр», «Тайна Кутузовского проспекта», «Псевдоним», «Процесс 38», «Ненаписанные романы», «Синдром Гучкова». Большинство произведений создано на даче писателя, построенной в 1983 году в Верхней Мухалатке (посёлок Олива). Он называл её «Вилла «Штирлиц».

Ольга Юлиановна вспоминает, что Ялта отцу была жизненно необходима. «В 1968 году папа в качестве военного корреспондента «Правды» провёл три месяца в сырых пещерах с партизанами Лаоса, где они укрывались от американских бомбардировщиков. После этого у него начались проблемы с лёгкими, каждую осень старался работать в Ялте - в санатории Литфонда. И в начале 80-х решил найти здесь постоянное жильё. Тогда-то и отправился с друзьями - артистом Львом Дуровым и крымским строителем Василием Шайдуком - смотреть одну дачу в Мухалатке. Хотя «дача» звучит слишком громко. Троица растерянно остановилась перед неимоверно заросшим участком с маленькой покосившейся мазанкой». Через год на небольшом участке Юлиан Семёнов построит двухэтажный домик. «На небольшом, очень крутом участке за домом папа сделал пять бетонных террас, сразу же посадил на них яблони, черешни и персики, а в маленьком дворике перед домом - две пальмы, кипарис, вьющийся виноград и розы. Всё это немедленно принялось, зазеленело, закустилось и заблагоухало, и казалось, что небольшой домик, завитый виноградом, стоял здесь с незапамятных времён». Юлиан Семёнов проводил в Мухалатке часть весны, лето и осень, на рассвете гулял с огромной овчаркой Рыжим (подарок пограничников из Фороса), потом писал. Когда приезжали на дачу дочери Дарья и Ольга, вместе с ними ходил на пляж в Форосе: «Сидел на лодочной станции за белым пластиковым столом под большим зонтиком, специально для него установленным местными ребятами, и строчил на пишущей машинке».

Юлиан Семёнов, по воспоминаниям дочери, «мечтал превратить Ялту в город европейского уровня: привлечь серьёзных инвесторов и открыть отели - не пятизвёздочные, а доступные для всех, построить трассу Париж - Москва - Ялта, новый большой аэропорт в Симферополе, чтобы принимать туристов». Не только мечтал, но и воплощал как мог. Дважды в Ялте проходили съезды Международной ассоциации писателей детективного и политического романа. К радости читателей, устраивались встречи с известными мировыми детективщиками: Роджером Саймоном (США), Мигелем Бонассо (Аргентина), Иржи Прохаской (Чехословакия) и другими. Немало знаменитостей бывало и на даче писателя. В 1989 году Юлиан Семёнов организовал в городе фестиваль под девизом «Детектив. Музыка. Кино». Все вырученные за билеты деньги переданы на благоустройство Пушкинского и Чеховского музеев в Гурзуфе. Ольга Юлиановна рассказывает, что отец вообще «не был сребролюбив, одним из первых занялся в России благотворительной деятельностью: перечислял свои гонорары в Детский фонд, Фонд мира. Даже в газете «Совершенно секретно» установил себе редакторскую зарплату - 1 рубль в год».

Бесплатно сегодня можно посетить «Виллу «Штирлиц», экскурсии проводит хранительница Дома-музея Евдокия Городищева. Ольга Семёнова вспоминает, что идея открыть дачу для посетителей родилась спонтанно. «В конце 90-х годов почитатели папиного таланта забредали в Мухалатку и отрывали на память о любимом писателе листики дикого винограда. Тогда мы решили просто установить мемориальную доску и сказать: «Заходите».

Заходят часто. Есть что посмотреть: фотографии с автографами легендарных личностей ХХ века, с которым был знаком писатель и журналист, картины дочери Дарьи, изрешечённый пулями вьетнамцев кусок фюзеляжа американского самолёта, бумеранг из Австралии, деревянная фигурка монаха в плаще, горестно облокотившегося на посох, - сувениры из командировок. Рабочий стол, за которым рождались захватывающие произведения, печатная машинка, листы с правкой, записка от руки «Я скоро вернусь»....

Дом-музей Юлиана Семёнова находится примерно в 30 километрах от Ялты и в семи километрах от Фороса. Можно доехать на маршрутке Ялта - Форос, на автобусе Ялта - Севастополь до остановки Мухалатка (Олива). Рядом с остановкой есть лестница. На автомобиле можно от поворота подняться по серпантину на 700-800 метров.

* * *

Многие собственные черты писатель передал героям своих книг. Юстас (имя Штирлица в шифровках из центра) - студенческое прозвище Юлиана Семёнова.

* * *

Юлиан Семёнов - единственный из граждан СССР, побывавший на острове Тайвань, и единственный советский журналист, которому удалось пообщаться с бывшим оберштурмбанфюрером СС Отто Скорцени, освободившим из заключения свергнутого Бенито Муссолини.

* * *

Семёнов, что значит «сын Семёна», - псевдоним, взятый Юлианом в честь отца Семёна Ляндреса - журналиста, помощника главного редактора «Известий» Николая Бухарина, репрессированного в 1952 году.

* * *

Игорь Клебанов, президент гильдии кинооператоров России, оператор многих фильмов, снятых по произведениям Семёнова, вспоминал, что на двери квартиры писателя «с внутренней стороны записочка была приколота: «Вор! Здесь живёт автор Штирлица. Ты здесь ничего не найдёшь, а тебя найдут быстро. Твой Юлиан Семёнов».

* * *

В Мухалатке есть улица имени Юлиана Семёнова, а вот памятника (планировали открыть к юбилею) ему в Ялте возле отеля «Ореанда», где проходили съезды Международной ассоциации писателей детективного и политического романа, пока не будет. Хотя это в планах «Культурного фонда Юлиана Семёнова», даже скульптор известен - Александр Рукавишников. Но, как рассказала в августе на пресс-конференции в Симферополе его дочь Ольга Семёнова, пока есть «досадное недоразумение» по поводу уже «выделенного ранее (при предыдущем руководстве города) места». Но дочь писателя надеется, что удастся найти «общий язык (с властями Ялты) и памятник будет стоять».