«Директор школы - учитель учителей»

1 Октябрь 2011 1776
Николай Иошин - 40 лет на посту директора школы.
Николай Иошин - 40 лет на посту директора школы. Фото автора.

Он мог работать в Комитете государственной безопасности или стать милиционером. Но его не прельщали ни чины, ни большие перспективы. Он выбрал школу. И не ошибся. Николай Васильевич Иошин, народный учитель Украины, отличник народного образования Украины, заслуженный учитель Украины, заслуженный работник образования АРК, директор симферопольской гимназии №11 им. К. А. Тренёва, в преддверии Дня учителя поделился своим многолетним опытом работы в сфере образования с читателями «Крымской правды».

- Николай Васильевич, какая главная задача у директора школы? И кем приходится быть в первую очередь - менеджером или учителем?

- Это очень проблемный вопрос, потому что молодой руководитель ответил бы, что директор должен быть менеджером. А я думаю, что директор школы, хотя и, безусловно, управленец, но в первую очередь он должен быть учителем учителей. За многие годы в должности директора я привык трудиться именно так, а главная задача - улучшать качество работы педколлектива. Понятие «менеджер», которое мы относим к инженерно-технической деятельности предприятий, в школе выглядит по-другому. Когда я был по программе обмена опытом в Германии, увидел иную картину в гамбургской гимназии. Директор гимназии - менеджер, который осуществляет общее руководство и принимает гостей, а за работу учителей отвечает инспектор управленческого аппарата земли Гамбург. У нас же директор отвечает за работу каждого учителя. Директор должен быть лидером в педколлективе и уметь дать урок не хуже самого опытного учителя в школе. Если директор школы не методист, то учителя нередко думают: «А ты сам умеешь то, что требуешь?». Директор должен быть готов, если понадобится, показать пример учителю, который даёт слабый урок, он должен провести урок даже не по своему профилирующему предмету.

- Один из векторов работы Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Крыма - «разгрузить» школы от бумажного вала приказов и распоряжений. Изменения чувствуются?

- Я являюсь членом экспертного совета Минообразования по лицензированию учебных заведений. Виталина Алексеевна Дзоз часто задавала вопросы директорам, которые приходили на аттестацию: «Вы говорите, что школы «забрасывают» бумагами из министерства, неужели мы направляем вам так много документов?». Начинают считать, выходит, что документов не так уж и много. Но здесь работает другая схема: документы, прежде чем попасть на стол директора школы, проходят множество других нижестоящих ведомств, обрастают дополнениями и поправками. И в итоге получается, что в школу приходит целый пакет документов. Взять, к примеру, управление образования в Симферополе. Штатное количество работников в системе образования увеличилось. В 1983 году, когда мне предлагали стать заведующим гороно, штат отдела образования едва насчитывал семь человек. Теперь у нас целое управление образования, где каждый сотрудник выполняет в полном объёме свои профессиональные обязанности, изобретая новые приказы и поправки. Так же и в Минобразования Украины. Новые реформы и требования порождают новые бумаги. А что происходит, когда начинается учебный год? Мы утопаем в бумагах, в то время когда надо организовать ритмичную работу педколлектива, как говорят директора, «запустить» школу. Только с 15 августа - с момента подготовки к учебному процессу - нам пришло 62 документа из министерства, почти каждый из них содержит по 4-5 пунктов, требующих отдельной отчётности.

- В школах всё больше увлекаются рейтингово-мониторинговыми системами. Как вы считаете, в погоне за первыми местами в олимпиадах и конкурсах не потеряем «среднего ученика»?

- Жизнь так устроена, что в ней должны быть лидеры, победители. Если у людей не будет стремления сделать что-либо лучше, чем другие, мы будем прозябать в болоте. А это «лучше» как раз и проявляется в рейтинговых показателях. В советской школе была система социалистического соревнования. Я не думаю, что она ухудшала учебно-воспитательную работу в школах. Ведь и сами дети любят, когда их хвалят, я не говорю уже о хороших оценках, грамотах и наградах. Рейтинговая система в школах - лакмусовая бумажка успешности учебного заведения. Важно, чтобы стремления администрации совпадали со стремлениями педколлектива.

- А что перевесило бы на вашей чаше справедливости - здоровье ребёнка или интеллект?

- Я всегда говорю учителям, выпустим ли мы отличника или ребёнка, который не усвоил на 10 или 11 баллов учебную программу, но он должен закончить школу здоровым. Для меня не стоит вопрос, что должно быть на первом месте - интеллект или здоровье. Важно, как в учебном заведении создать условия, при которых ребёнок получит в соответствии с государственным стандартом все знания, необходимые для развития интеллекта, и будет в хорошей физической форме. Наша гимназия - победитель Всеукраинского конкурса современной модели учебного заведения «Школы содействия здоровью». А 2011 учебный год мы встретили новым достижением: первое место и в республиканском и во всеукраинском смотрах-конкурсах на лучшее состояние физического воспитания в школах, в этом большая заслуга учителя физкультуры Рустема Асанова. Но не забывайте, что многое зависит и от учебных программ, которые утверждаются государством. Если раньше на уроках истории Великая французская буржуазная революция изучалась за девять часов, теперь на неё выделено только три. Учитель может сконцентрировать и дать тему за три урока, но другое дело, какая это нагрузка на ребёнка? Вот откуда эти проблемы.

- Николай Васильевич, а какой у вас стиль руководства?

- Синтез авторитарного и либерального стилей. Кому-то со стороны мой стиль руководства может показаться авторитарным. Но когда руководитель для принятия важного и мудрого решения готов выслушать, аккумулировать общее мнение и выбрать адекватные ситуации методы, это, скажу как историк, демократия. Мой главный принцип - справедливое отношение к учителям и гимназистам, родителям и проверяющим.

- Бытует мнение, что учителя пенсионного возраста тормозят прогресс образования, а молодые педагоги из-за низкой зарплаты в школу не спешат. Как решается проблема с молодыми кадрами в вашей гимназии?

- Каждый директор, безусловно, заинтересован в том, чтобы в школу шли молодые учителя. Но после вузов их надо ещё на практике доучивать методике, педагогике, дидактике. Когда молодой специалист попадает в дружный коллектив, где ему рады, где опытные коллеги станут его наставниками, у него будет профессиональный рост. В нашей гимназии наравне с опытными педагогами Людмилой Колесниковой, Еленой Каушнян, Надеждой Сафиюлиной, Валентиной Руссу, Надеждой Игумновой, Людмилой Глущенко занимают первые места и дают хорошие уроки молодые учителя Лилия Лиховидова, Замира Исмаилова, Анна Подолько, Марина Загоруйко, Анна Пикулькина.

Однако «омоложение» кадров в школе за счёт ухода на пенсию опытных учителей стало в нашей стране тенденцией. Здесь всё очень неоднозначно. Кто даст то высокое качество обучения, ради которого родители приводят в школу ребёнка, если мы отправим всех опытных учителей на пенсию?
А если педагог действительно пользуется устаревшими методиками, его подводит здоровье, то ему пора на заслуженный отдых. Администрация школы должна регулировать эти моменты.

- Николай Васильевич, а как вы относитесь к тому, что некоторые чиновники и родители букет цветов, подаренный учителю к празднику, считают взяткой?

- Если кто-то от души желает поздравить своего любимого учителя, который бескорыстно работает с детьми, не вижу в этом ничего предосудительного. Борьба с коррупцией должна не с букета цветов начинаться. А те родители, которые испытывают душевные и материальные трудности, могут быть спокойны и не заботиться о том, что надо преподносить букет учителям. Тёплых и добрых слов, сказанных от души по адресу учителя, достаточно.

- Какой бы вы дали совет родителю: по каким признакам выбрать хорошую школу для своего ребёнка?

- В школе должны быть высококвалифицированные педагоги, трудовая дисциплина. Если сравнить, например, нашу гимназию с музыкальным инструментом, то он настроен хорошо. Это доказывают своим трудом, достижениями, уверенным продвижением её педагогический и ученический коллективы. Родитель с разрешения директора может прийти на урок и посмотреть, как ведётся преподавание, как занимается его ребёнок. Важен и внешний вид учебного заведения. Ученики нашей гимназии привыкли к тому, что в школе много растений, в фойе - мини-бассейны, зимний сад. А в этом году мы оборудовали внутренний двор, где гимназисты отдыхают на переменах.

Юлия ЦИСАРЬ.