Бюджет конкурентоспособности

27 Сентябрь 2011 699
Владимир Константинов.
Владимир Константинов.

В четверг в Верховном Совете Украины прошла презентация законопроекта о государственном бюджете на 2012 год. В числе приглашённых на неё был крымский спикер Владимир КОНСТАНТИНОВ. Воспользовавшись тем, что глава парламента автономии владеет информацией, что называется, из первых уст, мы попросили его прокомментировать главную финансовую смету страны на будущий год.

- Всякий раз, презентуя государственный бюджет на следующий год, украинские власти заверяют, что он не только гораздо лучше предыдущего, но и по-своему уникален. Чем они на этот раз решили удивить?

- Если кратко охарактеризовать госбюджет-2012, можно сказать, что он направлен на реализацию стратегии поступательного перехода от стабилизации экономики Украины, достигнутой в текущем году, к устойчивому развитию страны и обеспечению её конкурентоспособности. Документ разработан на высоком профессиональном уровне и подан в Верховный Совет очень своевременно: есть время его спокойно рассмотреть в парламентских комитетах, обсудить, внести предложения.

- Вы сказали, что в нынешнем году экономика Украины стабилизировалась. В чём это выражается?

- Есть все основания ожидать роста реального ВВП Украины к концу года на 4,7%, объёмов промышленной продукции - на 7%, снижения инфляции до 8,9%. Налоговые поступления в госбюджет в течение 2011 года выросли более чем на треть по сравнению с 2010 годом. В первом полугодии инвестиции в основной капитал увеличились на 15,9% против падения в первом полугодии 2010 года на 7,4%.

Несмотря на рост мировых цен на продукты питания и энергоносители, в январе-августе инфляция составила лишь 4,1%, что более чем в два раза меньше, чем за восемь месяцев прошлого года.

Благодаря возобновлению утраченного в период кризиса доверия населения и бизнеса к экономической и финансовой политике государства прирост депозитов в банковскую систему в январе-августе текущего года составил 48 миллиардов гривен, что на 9% превышает аналогичные показатели прошлого года.

Соответственно оживился и кредитный рынок. Объём кредитов, предоставленных банками украинским предприятиям, составил почти 46 миллиардов гривен, что на 6,7% больше, чем в начале года. Международные валютные резервы за 2010-2011 годы выросли на 11,7 миллиарда долларов против падения на 5 миллиардов в 2009 году и достигли 38,2 миллиарда.

Все эти данные свидетельствуют, что цель обеспечить стабильный рост украинской экономики после резкого падения в 2009 году, которое, напомню, было одним из наиболее значительных в мире, успешно достигнута.

- Вернёмся к бюджету следующего года. В чём конкретно его отличие от бюджета года нынешнего?

- Впервые одновременно с проектом бюджета-2012 украинское правительство подало в Верховный Совет прогноз госбюджета на 2013-й и 2014 годы, который станет фундаментом для формирования бюджетов следующих лет. Эта новация повысит эффективность государственных расходов и создаст возможность для экономического роста. Кроме того, предусмотрено создание государственного фонда регионального развития, благодаря которому будут реализовываться стратегические проекты регионального развития и межрегионального сотрудничества.

Если перейти от общего к частному, то отмечу, что в госбюджете-2012 предусмотрены средства для материальной помощи к отпуску на оздоровление медицинским и фармацевтическим работникам государственных и коммунальных учреждений в размере должностного оклада. В соответствии с Бюджетным кодексом 15% дорожного фонда будет направлено на строительство, реконструкцию, ремонт улиц и дорог коммунальной собственности в городах и посёлках страны.

- Откуда возьмутся деньги?

- За счёт эффективной бюджетной политики. Благодаря старту пенсионной реформы в 2012 году расходы госбюджета на финансирование Пенсионного фонда снизятся на 10 миллиардов гривен. Появятся первые финансовые результаты и от проведения административной реформы - экономия составит более 1 миллиарда гривен.

Предельный дефицит госбюджета на 2012 год предусмотрен в размере 2,5% ВВП, его финансирование будет проводиться исключительно за счёт внутренних займов. Государственный долг при этом не выйдет за рамки 30% валового внутреннего продукта, причём норма о возможности сверхплановых займов в законе о госбюджете на будущий год отсутствует.

Проектом госбюджета предусмотрено предоставление госгарантий для реализации исключительно инвестиционных и инновационный проектов в размере 1% ВВП, или 15 миллиардов гривен. Это - серьёзный запас финансовой прочности для регионов страны.

- Что может помешать успешному выполнению госбюджета-2012?

- Действительно, риски существуют. В первую очередь - это вызовы глобальной экономики и мировой финансовой системы. Речь идёт о долговых проблемах в Евросоюзе, США, Японии, росте безработицы в развитых странах мира, росте мировых цен на продукты питания, валютных войнах. Это влечёт за собой риск дефицита внешнего финансирования экономики Украины из-за неопределённости на финансовых рынках.

- В стране существуют и внутренние причины для тревоги.

- Согласен. Основную тревогу вызывает необходимость государства продолжать брать займы.
В будущем году их объём составит 91,9 миллиарда гривен, что, впрочем, на 17% меньше, чем в 2011-м. Только на обслуживание долгов потребуется потратить 30 миллиардов, а на 2013 год придётся ещё больший объём выплат.

Внутренним риском является дотационность бюджета «Нефтегаза Украины», тем более опасная, что в проект госбюджета-2012 заложены пока текущие цены на российский газ, а также несбалансированность Пенсионного фонда, незавершённость административной реформы, коррупция. Кроме того, Украина в настоящее время находится в так называемой «демографической яме», что приводит к сокращению её трудового потенциала. И если влияние остальных негативных воздействий на бюджет в ближайшие годы будет ослабевать, то эта тенденция сохранится и в будущем.

- А ещё подготовка к выборам, необходимость проведения «Евро-2012»......

- К «Евро-2012» Украина фактически готова, поэтому расходы на подготовку к чемпионату снизятся по сравнению с текущим годом почти в три раза до 7,4 миллиарда. А выборы - это политика, а не экономика.

- Наверняка вам известны основные прогнозные показатели госбюджета на следующий год. Расскажите о них нашим читателям.

- Дело в том, что с учётом существующих рисков Кабинет министров разработал прогнозные показатели социально-экономического развития Украины согласно двум сценариям: оптимистическому и пессимистическому. Это ещё одна бюджетная новация.

Контрольные цифры, заложенные в бюджет, учитывают пессимистический сценарий развития экономики. Согласно этим прогнозам, инфляция в 2012 году составит 7,9%, реальный ВВП вырастет на 5%, номинальный достигнет 1,5 триллиона гривен.

- Что из этих денег достанется госбюджету?

- В процентном соотношении - 28,5%, или 428,5 миллиарда гривен. Прирост по отношению к текущему году составит 50,8 миллиарда. Из них 288,6 миллиарда поступит в госбюджет в виде налогов и сборов, что на 13,5% больше, чем в 2011 году. В основном такие показатели будут достигнуты за счёт увеличения поступлений от НДС, акциза и налога на прибыль предприятий.

- Но ведь согласно Налоговому кодексу налог на прибыль должен снизиться с 23% до 21%...

- А в 2014-м - до 16%. Продолжится и действие «налоговых каникул» для малого бизнеса и предприятий, работающих в сфере энергосбережения. Отмечу, благодаря снижению налогового давления на бизнес в следующем году, согласно экспертным оценкам, инвестиционный ресурс для украинских предпринимателей составит около 47 миллиардов гривен.

Предоставило украинское правительство и социальные налоговые льготы: для тех, кто имеют двух и более детей, не достигших 18 лет, для участников боевых действий на территории других стран, для инвалидов I и II групп из числа участников боевых действий.

- Как будут распределены государственные расходы?

- По всем основным показателям отмечается значительный рост, что свидетельствует о стабильности экономической ситуации в стране.

Наибольшая сумма - 100,8 миллиарда гривен - будет потрачена на социальную защиту и социальное обеспечение. Прожиточный минимум составит 1098 гривен и сравняется с минимальной зарплатой. К концу 2012 года минимальная зарплата вырастет до 1134 гривен.

Образование получит 92,5 миллиарда, здравоохранение - 54,7 миллиарда. Сфера ЖКХ будет профинансирована на 8,6 миллиарда, оборона - на 17,9 миллиарда. Вообще проект госбюджета на 2012 год можно назвать многовекторным, благодаря этому удастся решить многие проблемы, которые ранее решить не удавалось.

- На какую финансовую поддержку из центра в следующем году сможет рассчитывать автономия?

- На социально-экономическое развитие Крыма в госбюджете заложено 970 миллионов гривен, это на 70 миллионов больше, чем в 2011 году. Кроме того, мы выступили с инициативой увеличить финансирование по программе обустройства депортированных граждан до
100-120 миллионов гривен и получили позитивный ответ. В настоящее время программа финансируется недостаточно: из 24 миллионов, запланированных на текущий го, получили лишь 8 миллионов.

- В этом году средства субвенции из госбюджета ушли в основном на дороги, газификацию, закупку троллейбусов. Какими будут приоритеты следующего года?

- Продолжим строить и ремонтировать дороги, газифицировать населённые пункты, реализовать уже работающие республиканские программы, их у нас около пятидесяти.

Начнём масштабную программу развития Западного Крыма, предусматривающую крупные вложения, в том числе частных инвесторов. В регионах автономии много острейших проблем, для решения которых раньше не хватало денег. Теперь у нас будут для этого все возможности.

- Ваши прогнозы о сроках принятия закона о госбюджете на 2012 год парламентом страны.

- Думаю, это произойдёт уже в ноябре.

- Как долго после этого придётся ждать утверждения республиканского бюджета?

- Работа над ним уже активно идёт в Министерстве финансов АРК, профильных комиссиях Верховного Совета Крыма, в этот процесс вовлечены местные органы власти автономии. Для нас крайне важно войти в новый год с утверждённым бюджетом, это позволит направить все усилия на достижение главного результата - дальнейшее социально-экономическое развитие автономии.

* * *

Повышение уровня жизни граждан*

•Реальная заработная плата +6,6%

•Среднегодовой уровень прожиточного минимума и минимальной зарплаты +14%

•Средний размер минимальной пенсии +9,8%

•Среднегодовой должностной оклад работника I тарифного разряда ЕТС +25,6%

•Помощь семьям с детьми +14,4%

•Награждение «Матерей-героинь» +30,7%

•Льготы и жилищные субсидии +12,2%

•Денежное обеспечение военнослужащих +6,2%.

Расходы*

•На образование +15,1%

•На охрану и здоровье +15%

•На научную и научно-техническую деятельность +17,2%

•На культуру и искусство +17,9%

•На физическую культуру и спорт +28,5%

•На оборону и безопасность +14%

Детенизация экономики и доходов граждан*

•Доходы сводного бюджета +13,5%

•Прибыль предприятий +16,7%

•Поступление налога на доходы физических лиц +20,4%

•Фонд оплаты труда +14,9%

Социально-экономическое развитие Украины*

•Реальный ВВП +5%

•Экспорт товаров и услуг +9,2%

•Расходы на предоставление кредитов +8,5%

•Общий объём местных бюджетов +18,1%

Модернизация инфраструктуры и базовых отраслей экономики*

•Расходы на экономическую деятельность +14,5%

•Инвестиционные расходы 5% ВВП

•Государственные гарантии 1% ВВП

•Господдержка агропромышленного комплекса +10,8%

•Дорожное хозяйство +8%

* Согласно законопроекту «О государственном бюджете Украины на 2012 год».