Игорный бизнес - проблема не в азарте

22 Сентябрь 2011 1008
Что наша жизнь? Игра!
Что наша жизнь? Игра! Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Накануне «Евро-2012» украинские власти пытаются внедрить новые механизмы регулирования индустрии азартных игр, дабы вернуть потерянные миллиарды в отечественную экономику. Однако все предложенные варианты почему-то не работают в нашей коррупционной системе общественных координат.

Азартные игры чиновников

В начале сентября по инициативе депутата от Партии регионов Олега Царёва в парламенте Украины зарегистрирован законопроект о легализации игорного бизнеса. Он предусматривает узаконивание азартных игр как в казино, так и в Интернете, создание в стране игорных зон и усиление требований к бизнесу азарта на этих территориях.

Согласно документу в Крыму планируется размещение казино в крупных пятизвёздочных отелях, посещать которые смогут лишь трезвые совершеннолетние граждане. Также законопроект предусматривает организацию интеллектуально-коммерческих игр в электронном (виртуальном) клубе, тотализатор и пари. При этом запрещается эксплуатация игровых автоматов электронного (виртуального) казино. Таким образом привычные электронные или виртуальные казино, не предусматривающие в качестве партнёра по игре живого игрока, остаются вне закона.

В целях экономии государственных денег реализовать проект планируется за счёт средств заинтересованных в игорном бизнесе предпринимателей, что, по плану Царёва, в конечном итоге обогатит госбюджет страны.

Парламентарий констатировал, что всеобщий запрет двухлетней давности так и не смог решить основных проблем игорного бизнеса, ушедшего в подполье. Народ продолжает играть и проигрывать, но государство лишено возможности на этом зарабатывать.

- Для Крыма принятие этого закона было бы хорошо уже потому, что многие гостиницы прошли бы категоризацию и у них был бы стимул расти. Считаю, что запрет казино абсолютно не исключает его переход в подполье: люди, которые играли, продолжают играть. Но с точки зрения развития гостиничного бизнеса игорные заведения помогли бы систематизировать и вывести «из тени» некоторые базы размещения в Крыму, - считает и первый заместитель министра курортов и туризма АРК Александр Лиев.

Действительно, несмотря на все табу, жители Украины в очередной раз убедились, что слова государственных мужей расходятся с делом. Жёсткие условия для азартного бизнеса были созданы только на бумаге. Сегодня каждый младенец знает, кто «крышует» подпольные казино и игровые автоматы, снимая «сливки» с крайне порочного, но сверхприбыльного бизнеса. Кстати, в бывшем СССР азартные игры тоже были запрещены, за исключением государственных лотерей и тотализаторов. Да, люди играли, но бизнеса-то не было.

Двойная мораль

Резонансным законопроект делает редакция пункта 2 статьи 203 Уголовного кодекса Украины. Согласно предложенным поправкам, занятие игорным бизнесом будет караться штрафом от 10 до 50 тысяч гривен. При этом теневикам грозит конфискация игорного оборудования. Если же они уже привлекались к ответственности за подобные занятия, к конфискации добавляются пять лет лишения свободы, но штраф уже не грозит.

Кроме того, разница между умышленным и неумышленным преступлением в сфере игорного бизнеса отражается на квалификации содеянного. В случае, если игра для человека является зависимостью, с точки зрения права это можно рассматривать как некую свободу мировоззрения. Наркоманов ведь не привлекают к ответственности за их образ жизни, а только за хранение и распространение наркотических средств. То же происходит и с игроком, превратившим свою зависимость в источник дохода: пока он играет сам, перед законом он чист, но стоит организовать игру для единомышленников - он уже преступник.

Заместитель председателя правления интернет-ассоциации Украины Александр Ольшанский предложил свой способ борьбы с игровым бизнесом во всемирной паутине. По его мнению, бороться нужно с конкретными «точками», а именно: с клубами, которые призывают к игре, а не с виртуальными казино, в которых играть можно с домашнего компьютера. Так как «невозможно постоянно контролировать то, чем занимаются люди в Интернете».

На примере России, где уже пять лет действует принцип зонирования игорных зон, видно, что подобная инициатива успешно провалилась. Наглядное тому подтверждение - недавно разгоревшийся скандал в связи с причастностью к азартному бизнесу, приносившему доход до 10 миллионов долларов в месяц, сотрудников областной прокуратуры. При попустительстве властей «подпольщики» прекрасно чувствуют себя при любом законе, используя любые ухищрения, продолжают обворовывать своих сограждан. Играют они на теплоходах в нейтральных водах, где законы РФ недействительны, или, как сейчас модно, летают над городами на воздушных шарах.

Аналогичная ситуация и у нас в стране. Жёсткое государственное регулирование и Украина - вещи несовместимые.
И прежде чем легализовать игорный бизнес, депутатам, взявшим на себя ответственность за урегулирование этого вопроса, следует пересмотреть свои мотивы. Если такое законотворчество проистекает из необходимости гарантировать гражданам свободу выбора, воли и действий, то это совсем не то же самое, что санкционировать то, что не удалось запретить.

Официально

Согласно проекту закона о легализации игорного бизнеса стоимость лицензии на проведение азартных игр в казино, а также проведения пари и тотализатора будет составлять 40 миллионов гривен на 7 лет. Для проведения интеллектуально-коммерческих игр - 10 миллионов на тот же срок. Лицензия оплачивается сразу в полном объёме либо поквартально в течение 7 лет равными частями.

Казино должны иметь общую площадь не менее 400 квадратных метров. Общая стоимость активов организатора игр в казино должна составлять не менее 10 миллионов гривен, организатора пари и тотализатора - не менее 20 миллионов, организатора интеллектуально-коммерческих игр - не менее 5 миллионов. Размер выигрышного фонда для казино к концу рабочего дня должен составлять не менее 500 тысяч гривен, для пари и тотализатора - не менее миллиона.

Серверы клубов для проведения интеллектуально-коммерческих игр должны быть в собственности организатора игр и размещены на территории Украины.

Напомним

Два года назад правительство Тимошенко запретило азартные игры на Украине после резонансной трагедии в Днепропетровске. Майской ночью в игорном зале «Метро-Джекпот» произошёл взрыв, начался пожар. Погибли девять человек, ещё одиннадцать были госпитализированы. По предварительным данным, трагедия произошла из-за возгорания игрового автомата.

Закон «О запрете игорного бизнеса» вызвал огромный резонанс в обществе. Вслед за протестами последовали иски в суд о возмещении государством денег, уплаченных игорными заведениями за патенты. По подсчётам экспертов, подлежащая возврату сумма составляла пятьсот миллионов гривен, причём эти средства должны были вернуть местные бюджеты.

Без работы осталось около двухсот тысяч человек, занятых в сфере игорного бизнеса, в том числе более пяти тысяч крымчан.

Ассоциация деятелей игорного бизнеса (АДИБ) предположила, что трагедия в Днепропетровске послужила лишь предлогом для переформатирования этого рынка. Вице-президент АДИБ Григорий Трипольский заявил тогда, что закрытие игорного бизнеса в России и присутствие такового на Украине дадут россиянам дополнительный стимул для освоения переформатированного украинского и крымского игорных рынков. 

Александр ДРЕМЛЮГИН.