Операция «Цивилизация»

20 Сентябрь 2011 816

Очередной законопроект, затрагивающий интересы практически всех граждан Украины, созрел в недрах Кабинета министров. Называется он «О внутренней торговле». Зрел документ несколько лет, но теперь власти рьяно торпедируют его принятие парламентом. Судя по тому, что обсуждение законопроекта было вынесено на заседание регионального комитета по экономическим реформам, прошедшего на прошлой неделе в крымском правительстве, то есть через два месяца после того, как закончились общественные дебаты, чиновники Совмина слегка припозднились. И решили запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Вернее, переложить ответственность на других чиновников, а заодно и парламентариев.

У них на это пять причин

Единого законодательного акта, устанавливающего общие для всех правила игры в сфере торговли, на Украине пока не существует. Эта деятельность регламентируется множеством документов, в числе которых Хозяйственный и Гражданский кодексы, а также установленные правительством «Правила торговли».

В 2008 году Министерство экономического развития и торговли Украины разработало несколько вариантов закона о внутренней торговле, но дальше дело не пошло. Наконец, в феврале 2011-го на сайте ведомства появилась окончательная версия документа. Четыре месяца в стране проходило общественное обсуждение законопроекта, о чём общество, по сути, поставлено в известность не было. В начале июня Минэкономразвития прекратило приём замечаний и пожеланий участников рынка. Означало это, что совершенству документа положен предел и теперь его осталось лишь согласовать в профильных министерствах, рассмотреть на заседании Кабмина и передать в Верховный Совет Украины.

Как отмечают в профильном министерстве, причин для принятия документа несколько.
С одной стороны, финансовый кризис, повлиявший на покупательскую способность, обострил трудности во взаимоотношениях между участниками рынка, в частности между ритейлерами и поставщиками товаров. С другой, сегодня благосостояние народа, по словам первого заместителя министра Минэкономразвития Украины Вадима Копылова, растёт, а потому его, народ, следует обеспечить качественными товарами по обоснованно низким ценам и цивилизованным торговым сервисом.

Кроме того, наша страна готовится к «Евро-2012» и обязана выполнить требования УЕФА, касающиеся организации торговой инфраструктуры. Ещё одна причина - необходимость наполнения бюджета, а также объявленная президентом очередная война против коррупции, которая цветёт в торговле наиболее ярким цветом.

Но есть и ещё одна, не раскрываемая официально причина, по которой законопроект о внутренней торговле проталкивают в спешке, уместной лишь при ловле блох: евроинтеграция Украины.

Буквально три дня назад, выступая на 8-й Ялтинской ежегодной встрече «Украина и мир: общие вызовы, общее будущее», президент Янукович поставил в этом вопросе все точки над «і». «Украина по-прежнему привержена интеграции в Евросоюз, будет добиваться создания зоны свободной торговли, соглашения об ассоциации с ЕС и упрощения визового режима», - заявил он, отметив, что вопрос вступления в Таможенный союз для Украины не стоит. А раз так, на внутреннем рынке страны следует создать условия для цивилизованных европейских игроков. «Мы смотрим на Европу, на их обеспеченность торговыми площадями, поэтому все наши сетевые ритейлеры стремятся к европейской норме», - признался крымским чиновникам и директор Департамента развития внутренней торговли Минэкономразвития Украины Игорь Гарбарук.

В законопроекте изложены особенности организации торговой и производственно-торговой деятельности, дистанционной, комиссионной и сетевой торговли, а также торговой деятельности на рынках и ярмарках, определены рамки государственной регуляции, ограничены сроки расчётов супермаркетов с производителями и так далее.

Но чтобы лучше сориентироваться в его подводных камнях, обратимся к основным положениям.

Магазинам - норма

Статья 1 даёт следующее определение магазина: это «объект торговли, расположенный в отдельных капитальных сооружениях, или помещениях другого капитального сооружения, или временного сооружения некапитального типа, или их частях с торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приёма, хранения, подготовки и продажи товаров».

Как пояснил нам крымский предприниматель Анатолий Зарецкий, если толковать смысл этой статьи буквально, получается, что в каждом магазине должно быть как минимум восемь помещений.

- В связи с этим множество небольших магазинов придётся закрыть, - признаётся бизнесмен.

Проблемы могут возникнуть и с летними площадками в связи с тем, что законопроектом предлагается арендовать земельные участки под всеми открытыми торговыми площадками. Но они зачастую располагаются на тротуарах, которые арендовать невозможно, так как это места общественного пользования.

Конъюнктура - двигатель торговли

Но первой под град критики участников рынка попала статья 10 законопроекта, речь в которой идёт о планировании и порядке размещения объектов торговли и заведений ресторанного хозяйства. В статье указано, что этот процесс должен осуществляться в соответствии с утверждёнными Кабинетом министров нормативами. В свою очередь местные органы власти согласовывают месторасположение этих предприятий.

Предприниматели же считают: раз экономика в нашей стране рыночная, субъекты хозяйствования сами должны определять виды своей хозяйственной деятельности и заниматься тем бизнесом, который выгоднее. А раз так, количество торговых или ресторанных заведений может превышать нормативное, что собственно сегодня и происходит.

- Вмешательство государства должно внести свои положительные изменения: вытеснить нецивилизованную торговлю, способствовать росту качества услуг, - уверен первый замминистра экономического развития и торговли Крыма Игорь Яговдик.

Назад - к плановой экономике?

Не нравится представителям торгового бизнеса и статья 20 - о создании и полномочиях специального центрального органа в сфере внутренней торговли. Этот орган наделяется правом раздавать субъектам хозяйствования обязательные для выполнения предписания, проверять соблюдение требований закона, получать копии необходимых документов, пломбировать производственные, складские, торговые и прочие помещения, подавать в суд иски, налагать взыскания и т. д.

- Похоже, власть собирается вмешиваться абсолютно во всё, что касается торговли. Орган с широкими полномочиями будет «организовывать», «планировать», «координировать» и т. д. В случае выявления нарушений он имеет право закрыть любую торговую точку, - считает исполнительный директор ООО «Система быстрого питания» Игорь Шевелёв.

Уходя - уходи

Согласно законопроекту предприниматели, работающие на едином налоге, не имеют права арендовать земельный участок, чтобы организовать на нём рынок, а также торговать в магазинах, площадь которых превышает 200 квадратных метров. Такое право имеют только юридические лица.

По мнению экспертов, ограничение это необходимо, так как сегодня крупные владельцы торговых площадей дробят их и отдают в аренду малым предпринимателям, работающими без кассовых аппаратов, а это - теневая схема.

Игорь Гарбарук, который, к слову, до недавнего времени занимал должность исполнительного директора совета директоров сети супермаркетов «Фуршет», считает, что на Украине всё должно быть, как в цивилизованных странах. «Это когда 5-6, максимум 10 ритейлеров держат 80% всего рынка», - пояснил он. Не случайно член комитета Верховного Совета по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Гудыма уверен, что новый закон лоббирует интересы крупного бизнеса.

Количество торговых мест на рынке для производителей сельхозпродукции должно составлять не менее 25% от общего количества торговых мест на рынке.

- Это позволит создать нормальные условия для продажи сельхозпродукции непосредственно теми людьми, которые её производят, - считает заместитель начальника управления экономики и инвестиций Львовской обладминистрации Ярослав Пелиховский.

Схема или лобби?

Ещё один запрет касается так называемых торговых бонусов - когда поставщик доплачивает супермаркету за вхождение в торговую сеть, выгодное размещение товара на витринах и т. д. По мнению крымского предпринимателя Ольги Зодченко, сегодня практически все крупные супермаркеты занимают монопольное положение на рынке и, пользуясь этим, диктуют свои условия продажи. Особенно страдают от этого небольшие товаропроизводители.

Чтобы включить маркетинговые и рекламные услуги, бонусы и т. д., торговцам придётся заключать отдельный договор о сотрудничестве. Одновременно авторы законопроекта пытаются защитить поставщиков от неуплаты за товар. Причина в том, что производителям приходится ждать денег за товар по три-четыре месяца, в то время как торговая сеть распоряжается по сути чужими деньгами, прокручивая их по нескольку раз.

Предельный срок расчётов, вероятнее всего, будет ограничен 30 днями. В случае задержки поставщик имеет право приостановить поставку до полного расчёта без применения к нему штрафных санкций. Но если обязательства не выполняются исключительно по вине поставщика, ритейлер имеет право приостановить оплату товаров.

В свою очередь продовольственные товары, которые имеют срок годности, подлежат оплате в течение 10 рабочих дней. За каждый день отсрочки пеня составит один процент от стоимости товара. Задержка с оплатой более чем на 14 дней влечёт штрафные санкции в виде 7% стоимости поставки.

Кроме того, Кабмин хочет обязать продавца и производителя предупреждать покупателя о росте цены за 30 дней.

- Лоббируя интересы производителей, чиновники не понимают, что это приведёт к удорожанию продуктов: торговые сети откажутся принимать крупные партии, а значит, подорожает логистика, - уверен глава Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко.

- Ввести ограничения по расчётам можно в отношении социально значимых товаров и то в порядке эксперимента. Иначе в торговых сетях останутся одни монополисты, - считает директор Ассоциации развития торговли и сервиса Андрей Близнюк.

Водке и сигаретам - своё место

Товары, для которых установлены ограничения по возрасту покупателя, в первую очередь это алкогольные напитки и табачные изделия, должны будут продаваться в специализированных магазинах или в отдельных от других товаров помещениях, отделах или секциях с оборудованным местом расчёта. К тому же торговля алкогольными напитками и пивом будет разрешена только в стационарных объектах торговли.

Ещё одно ограничение касается мяса, рыбы и замороженных полуфабрикатов. Эти продукты разрешено будет продавать только стационарным магазинам, супер- и гипермаркетам. Соответственно владельцам мясных лотков, киосков и прочих точек, торгующим скоропортящимися продуктами, можно сворачивать бизнес.

По словам Игоря Кишко, представители торговли с этой нормой согласны, но попросили дать им отсрочку в 12 месяцев для переоборудования торговых объектов.

- Речь идёт о колоссальных средствах, которые торговле необходимо брать из оборота или из денег, предназначенных для реструктуризации задолженностей, - отметил эксперт.

Дефицит профессионалов

«Работники торговли должны иметь профессиональную подготовку», - гласит статья 16 законопроекта. В принципе нормальное требование. Например, в странах Западной Европы человек без профильного образования не сможет устроиться даже поваром, не говоря уж о предпринимательстве. Однако торговцы опасаются, что не успеют как следует подготовиться к её выполнению.
А согласно статье 24 проекта закона за это предусмотрены штрафные санкции.

Судя по реакции участников заседания регионального комитета по экономическим реформам, прошедшего в стенах Совмина, они особо в смысл законопроекта не вникали. Обсуждение шло вяло, за исключением эпатажной реплики мэра Керчи Олега Осадчего. По его мнению, местной власти нужно дать ещё больше прав, чем предусмотрено документом. Чиновники должны получить право в любой момент входить в торговые и складские помещения, получать копии необходимых документов, принимать решения о приостановке торговой деятельности, накладывать на предпринимателей штрафные санкции.

И всё же в профильном крымском министерстве не теряют надежды растормошить своих нижестоящих коллег и получить от них адекватные предложения, которые затем будут переданы народным депутатам, представляющим интересы автономии в украинском парламенте. Пусть те за всех и отдуваются.

Наших планов громадьё

Принятие закона о внутренней торговле будет способствовать обеспечению населения торговыми площадями, уверяют правительственные чиновники. В ближайшие годы этот показатель должен увеличиться в 1,7 раза - до 319 квадратных метров на тысячу жителей. Отметим, сегодня при нормативе 295 квадратных метров на тысячу жителей в Крыму торговые площади составляют 141 квадратный метр.

«Тень» на плетень

Оборот предприятий оптовой торговли на Украине в 2010 г. составил 956,3 миллиарда гривен. Розничной торговли - 529,9 миллиарда. Уровень теневой экономики в отрасли, по официальным данным, - около 40%.

* * *

За первое полугодие 2011 года в торговой отрасли Крыма создано 15,1 тыс. рабочих мест. Это на 10,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года и более половины от общего количества созданных рабочих мест в автономии.

* * *

Розничная торговля занимает третье место по наполнению бюджета. Она даёт 10-12% всех поступлений в государственную казну. Занятость населения в торговле составляет около 5 миллионов человек, то есть в этой сфере работает каждый третий трудоспособный гражданин страны. Среднемесячная зарплата в торговле - 2178 гривен.

Елена МАНИНА.