Европротокол: простое решение или очередная проблема?

16 Сентябрь 2011 883

С 18 сентября на всей территории Украины начинает действовать европротокол, который парламентарии приняли ещё 17 февраля текущего года. Документ унифицированного для всей Европы образца заполняется участниками дорожно-транспортного происшествия без участия работников Госавтоинспекции и должен существенно облегчить жизнь водителям. Однако произойдёт это, по всей видимости, не скоро: как любое новшество, европротокол забыли подкрепить соответствующими изменениями в украинском законодательстве. Пока в страховых компаниях нет даже бланков, которые следует раздать владельцам транспорта.

Долой лишние хлопоты!

Под таким девизом гаишники и страховщики пошли навстречу рядовому автомобилисту, предложив участникам ДТП самим договариваться и предоставлять в страховую компанию лишь подписанный обеими сторонами договор, чтобы получить на его основании денежную компенсацию. Как пояснил президент Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Владимир Романишин, евродоговор давно работает во всех цивилизованных странах и позволяет обойтись без лишней волокиты. К примеру, если два автомобиля столкнулись так, что повреждённым оказалось только «железо», а люди не пострадали, совсем не обязательно ждать приезда наряда ГАИ, составлять протокол и зарабатывать штраф за создание ДТП. Достаточно определиться, кто виноват, заполнить данные в двух протоколах и отнести их в свои страховые компании. Главное, чтобы оба участника происшествия были застрахованы.

Глава МТСБУ также сообщил, что бюро предложило ограничить сумму выплаты при использовании европротокола десятью тысячами гривен. По его словам, такой шаг направлен на то, чтобы недобросовестные страхователи не смогли нанести вред имиджу «автогражданки», так как после вступления в силу закона о европротоколе могут участиться попытки страхового мошенничества.

А что же делать?

Попробуем разобраться, что должен предпринять законопослушный водитель, чтобы иметь право воспользоваться европротоколом. Бланк единого для всей Европы страхового уведомления о дорожно-транспортном происшествии (так правильно называется европротокол), как заверили нашего корреспондента в крымском главке ГАИ, вам обязаны предоставить бесплатно в вашей страховой компании. Состоит документ из двух листов бумаги, на одном из которых - анкета для двух участников ДТП. Второй лист с двух сторон содержит требования и рекомендации, как эту анкету заполнять. Исправления не допускаются, поэтому сначала желательно хорошо изучить приложение к протоколу. Кроме этого, нужно сфотографировать место происшествия и оба транспортные средства так, чтобы видны были не только повреждения, но и дорожные знаки, разметка, полосы движения и прочие моменты, позволяющие определить степень вины одного из участников. Фотоматериалы желательно приложить к договору. Если водители берутся «разрулить» ситуацию без правоохранителей, придётся самим записать координаты и показания возможных свидетелей ДТП. Только после этого помятые машины можно убирать с проезжей части.

Подводные камни

Чтобы всерьёз рассчитывать на компенсацию лёгкой аварии, нужно сначала выяснить, какого типа договор обязательного страхования вы заключили со своим страховщиком. Как признался нашему корреспонденту представитель МТСБУ в Крыму Олег Царёв, европротокол учитывается только при наличии первого типа договора о страховании, а сейчас широко распространены второй и третий типы. Старая долгосрочная страховка будет действовать до окончания своего срока, но получить по ней компенсацию без протокола Госавтоинспекции не удастся. Поэтому, если вы планируете решать свои аварийные вопросы договорным путём, придётся после 18 сентября раскошелиться на новую страховку.

Не исключено, что и после этого европейская норма вылезет вам боком. К примеру, вы заполнили европротокол, отдали его страховщикам и едете со спокойной совестью дальше. Первый встречный гаишник поинтересуется, как возникли повреждения на вашей машине? Раньше было достаточно показать справку из ГАИ, теперь придётся на словах оправдываться, что вы не сбили человека или не удрали с места происшествия. По такому подозрению вашу машину могут задержать на неопределённое время, пока не выяснят все нюансы по базе данных правонарушений.

На том же основании без справки из ГАИ вашу машину не примут в ремонт ни на одной уважающей себя станции технического обслуживания: придётся или обращаться в Госавтоинспекцию с покаянием, или рихтовать и красить автомобиль собственноручно.

Без милиции - как без рук

Романишин подчеркнул, что решение о выезде представителей ГАИ на место ДТП принимают участники аварии. Если они хотят, чтобы происшествие оформлялось по привычным правилам, Госавтоинспекция не имеет права отказывать.

- Страховщики же в качестве заявления о ДТП обязаны принимать как заполненный бланк европротокола, так и заявление, поданное в другой форме и подкреплённое справкой о ДТП из ГАИ, - подчеркнул глава МТСБУ.

В то же время заместитель начальника Главного управления ГАИ МВД в АРК Сергей Козинцев пояснил нашему корреспонденту, что существует ряд случаев, когда вызывать ГАИ нужно обязательно. Во-первых, если хоть один из участников аварии находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Во-вторых, если в ДТП косвенно виноваты другие лица, к примеру, пешеход, который неожиданно выбежал на дорогу, увернулся от машины и скрылся. Если в аварию попала дорогая машина и нанесённый ущерб не может быть покрыт страховой суммой, придётся проводить экспертизы, которые точно установят степень вины всех участников столкновения.

И ещё: европротокол предполагает участие в ДТП только двух машин. Если же на дороге образовался «слоёный пирог» из нескольких машин, врезавшихся друг в друга из-за несоблюдения дистанции, то все оказавшиеся помятыми и спереди, и сзади являются одновременно и виновными и пострадавшими. Кто из них кому должен, разберутся только специалисты.

Не подойдёт европейский стандарт и в ситуации, если машина, объезжая кошку, врезалась в дерево или забор. Примеров можно приводить ещё много, но пока ясно только одно: новую форму можно использовать только в предельно простых ситуациях. Во всех остальных случаях придётся прибегать к помощи гаишников.

Дело тёмное

Страховщики не скрывают: нововведение станет приманкой для разного рода мошенников, которые будут искать лазейки для получения «лёгких» доходов. Вывести тех на чистую воду они берутся сами, но в жернова могут попасть и ни в чём не повинные граждане. Тем более что принятые парламентом изменения в законодательные акты сопряжены с множеством недоработок. Поэтому торопиться с переходом на евростандарт придётся медленно: пусть хотя бы гаишники пройдут соответствующие тренинги и научатся поведению в новых условиях.

Кстати

Как пояснили в крымском главке УГАИ, в ближайшее время планируется провести резкое сокращение личного состава Госавтоинспекции по всей Украине и в Крыму в частности. Вместо тысячи инспекторов дорожного движения в автономии останется не более 450 человек. Если европротокол не приживётся в ближайшие месяцы, гаишники, выезжающие на место ДТП, окажутся в дефиците. Попавшим в беду водителям придётся ждать их приезда не час-полтора, как сейчас, а гораздо дольше.

На фото: европротокол: каждый участник заполняет одну сторону документа, вписывая точные данные.

Наталия ГОНЧАРОВА.