Полвека спустя

15 Сентябрь 2011 987
Евгений Стеблов и Николай Досталь возлагают цветы к 
закладному камню на месте будущего памятника Борису Балтеру.
Евгений Стеблов и Николай Досталь возлагают цветы к закладному камню на месте будущего памятника Борису Балтеру.

Если быть точными, то сорок семь лет. Именно спустя столько лет Евпаторию снова посетили народные артисты России Евгений Стеблов и Николай Досталь - исполнители главных ролей в замечательном художественном фильме Михаила Калика «До свидания, мальчики!». В основу киноленты легла одноимённая повесть писателя Бориса Балтера о последних школьных днях троих мальчишек предвоенного поколения в Евпатории. Артисты торжественно открыли закладной камень на месте, где планируется поставить памятник писателю. На творческом вечере звёздные гости рассказали, как снимался фильм.

В память о писателе

Теперь евпаторийскую набережную имени Терешковой украшает трёхтонный гранитный монолит, увенчанный тремя символическими кругами красного и чёрного цвета. На одном из них надпись: «Выпуск 1938 года школы №2 им. Постышева». Писатель Борис Балтер был одним из выпускников. Как отметили в пресс-службе городского Совета Евпатории, рядом с памятником предполагается разбить аллею выпускников, с обеих сторон которой будут памятные плитки с именами выпускников евпаторийских школ разных лет.

Евгений Стеблов и Николай Досталь в фильме играли Володю Белова и Сашку Кригера. Во время открытия закладного камня Стеблов отметил, что не перестаёт удивляться тому, как художественная реальность уходит в миф, а через миф возвращается в жизнь.

- Яркий пример этой трансформации - сегодняшнее событие. Художественное произведение начинает свою новую легендарную жизнь в традициях города, - сказал актёр.

Николай Досталь признался, что спустя десятилетия после съёмок вернулся в юность - «приехал и помолодел».

- Такое ощущение радости и счастья! Говорят, что кино - скоропортящийся продукт. К счастью, это не касается фильма «До свидания, мальчики!». Картина удалась, поэтому она так долго и живёт, - сказал он.

В Евпаторийском краеведческом музее открылась экспозиция, посвящённая памяти Балтера. На открытии присутствовали двоюродный брат писателя Виктор Есипов и председатель инициативной группы по увековечиванию памяти Балтера Яков Фоменко. Они поделились воспоминаниями, рассказали о неизвестных фактах биографии писателя. Есипов передал в дар музею ценные реликвии семьи Балтера: книги с дарственными надписями, фотографии, рукопись киносценария «До свидания, мальчики!» и шахматы. В музее заверили, что отныне экспозиция станет постоянной.

Музыка поэтического кино

На встрече со зрителями в кинотеатре «Ракета» артисты вспомнили, как по-разному для них проходили съёмки фильма, который вошёл в золотой фонд советского кинематографа. Евгений Стеблов рассказал, что обязан главной ролью в ленте самому Борису Балтеру, который написал сценарий.

- На роли в картине пробовалось очень много артистов - и на женскую главную роль, и на мужскую, которую мне довелось сыграть, - рассказывает он.
- И уже после того, как меня утвердили, я узнал, что режиссёр-постановщик картины Михаил Наумович Калик меня не утвердил. Но когда показывали пробы Борису Исааковичу Балтеру, тот, увидев меня, сказал: «Это - я». Таким образом моя судьба сплелась с судьбой Бориса Исааковича. И надо сказать, что в работе над фильмом мы с ним представляли один лагерь, а Михаил Наумович несколько другой, хотя делали общее дело.

Рассказал Стеблов и о том, как ему, Досталю и сыгравшему роль Вити Аникина Михаилу Кононову, ныне покойному, приходилось погружаться в холодную воду.

- Есть кадры, где мы плывём, они сняты в Евпатории, - пояснил артист. - А кадры, где ныряем, - в Севастополе, в котором проходили подводные съёмки. Там была специальная подводная база для киносъёмок, где снимали ещё «Человека-амфибию».
И там, в Голубой бухте, была жутко холодная вода. В Евпатории все водные процедуры проходили в относительно тёплое время и таких трудностей не было.

Однако, по словам актёра, пребывание во Всесоюзной детской здравнице запомнилось ему и чудовищными бытовыми условиями.

- Сначала поселили в одной гостинице, о которой сейчас даже вспомнить страшно, потом в другой, но там тоже горячей воды не было. А разгримировываться-то надо. Тело было выкрашено морилкой, и нам негде было её смыть. И мы спали в этом гриме, у нас все простыни были в морилке. Физически это было очень тяжело, - вспоминает актёр.

Вспомнил актёр и о том, каким увлечённым человеком был режиссёр-постановщик картины Михаил Калик, во время съёмок он тут же монтировал картину.

- Причём даже музыку накладывал и хронику вставлял, - говорит Стеблов. - Потрясающе!
Я плакал, когда увидел первые кадры. Но мучил он нас жутко.
В фильме есть эпизод, где мы сидим на пирсе и едим мороженое. Тогда на улице холод был невыносимый, все на съёмочной площадке в шубах. А мы сидели и ели, нас поливали холодной водой, чтобы мы блестели. И у нас зуб на зуб не попадал. Но какая-то была отвага.

Николай Досталь рассказал, что получил роль Сашки Кригера, не являясь тогда, в отличие от того же Стеблова, студентом театрального вуза. На съёмочной площадке он просто жил и в перерывах между съёмками наслаждался Чёрным морем. Говоря о цензуре, которой перед выходом в прокат подвергся фильм, он отметил, что наиболее существенным было изъятие из ленты кадров хроники, где фигурировал молодой Никита Хрущёв, который к моменту выхода картины в 1964 году был смещён с поста первого секретаря ЦК КПСС.

Вспомнили артисты и о том, что Михаилу Калику стоило нечеловеческих усилий отстоять перед Госкино эпизод «активного труда».

- В нём снимался местный оркестр, который играл на свадьбах и похоронах, - рассказывает Стеблов. - Я помню, как композитор фильма Микаэл Таривердиев во дворе гостиницы репетировал с этим оркестром. Музыканты не понимали его языка. Он им говорит: вот здесь - так-то, тут - так. Бригадир (не дирижёр) оркестра слушал Таривердиева, хлопал глазами, а потом говорил: «Значит, здесь калиточка, а потом повтор». Что это значило, не знаю до сих пор. А задача была у Михаила Наумовича напоить оркестр вусмерть, чтобы все упали. И был куплен ящик водки, и во время съёмок оркестрантам подносили, пока они не упали. Это был такой метод провокации.

Под занавес встречи артисты признали живучесть фильма. Стеблов связал это с насыщенностью ленты символикой. Николай Досталь сказал, что секрет картины - в её поэтичности и музыке замечательного композитора Микаэла Таривердиева.

Как бы то ни было, но кино, снятое полвека назад в крымском приморском городке, живо и до сих пор демонстрируется на телеэкранах - нередко в преддверии очередной годовщины начала Великой Отечественной войны, на которую фактически из-за школьной парты и отправились герои замечательной повести Балтера.

Это интересно

Сначала Борис Балтер назвал свою во многом автобиографическую повесть «Трое из одного города», однако позже переименовал в «До свидания, мальчики!». Эти слова он взял из песни Булата Окуджавы «Ах, война, что ж ты сделала, подлая?», которую тот ему посвятил в 1958 году.

Сразу после публикации в журнале «Юность» в 1962 году повесть покорила сердца миллионов советских читателей. Через год она вышла отдельной книгой. Позже была переведена на многие языки и издана во многих странах.

Кстати

После ленты «До свидания, мальчики!», вышедшей в советском кинопрокате в 1966 году, кинорежиссёр Михаил Калик снял фильм «Любить», который без его ведома и согласия перед выходом перемонтировали. Калик обратился в суд, но суд не состоялся. Более того, против него было возбуждено уголовное дело. В квартире режиссёра произвели обыск, в ходе которого была изъята авторская копия фильма. В ноябре 1971 года Калик эмигрировал в Израиль. После этого показ фильма «До свидания, мальчики!» в Советском Союзе долгое время был запрещён.

На фото: Сашка, Витька и Володька (кадр из фильма).

Фото с сайта http://www.kalamit.info