Боль и мужество Ленинграда

8 Сентябрь 2011 2003
Вагонетка кирпично-пемзового завода №1. В годы блокады он, находившийся на территории нынешнего Московского парка Победы (на Московском проспекте города на Неве), служил крематорием, где сжигали останки погибших. На вагонетках прах вывозили в ближайшие карьеры.
Вагонетка кирпично-пемзового завода №1. В годы блокады он, находившийся на территории нынешнего Московского парка Победы (на Московском проспекте города на Неве), служил крематорием, где сжигали останки погибших. На вагонетках прах вывозили в ближайшие карьеры.

Семьдесят лет назад, 8 сентября 1941 года, фашисты захватили Шлиссельбург (Петрокрепость), началась одна из самых трагических историй в Великой Отечественной войне - блокада Ленинграда. 872 дня, наполненных смертями, голодом, холодом, трудом, подвигами, мужеством. Ленинград не покорился врагу, выстоял - ценой сотен тысяч жизней.

Точное количество павших до сих пор неизвестно. По данным официального документа, подготовленного в мае 1945-го для Нюрнбергского процесса над фашистами и их приспешниками комиссией Ленинградского горисполкома по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников о количестве погибшего в Ленинграде населения, блокада унесла жизни 649 тысяч человек: 632253 умерли от голода, 16747 убиты бомбами и снарядами. Но это только те, кто погиб в черте города и кого удалось опознать, занести в документы загсов как умерших. А сколько было неопознанных - погибших при артобстрелах, умерших от истощения, замёрзших в суровую первую зиму войны прямо на улицах - не только ленинградцев, но и жителей области, беженцев из соседних регионов. Сколько тех, кому, казалось, повезло вырваться из блокады по «Дороге жизни» через Ладогу, погибли при фашистских налётах. По самым скромным подсчётам, получается около 1,5 миллиона. И около миллиона погибших за город воинов Красной Армии и Балтфлота: на одном только «Невском пятачке» до сих пор находят останки: в прошлом году нашли около тысячи павших защитников, удалось установить имена лишь 40.

Город, как мог, хоронил погибших и продолжал сражаться, жить. Вопреки директиве Гитлера «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и непрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города». Вопреки его словам, что «нет смысла штурмовать - город выжрет сам себя». Да, было всё: и сгоревшие от бомбёжки Бадаевские склады с основными запасами продовольствия; и норма хлеба (о пшеничной муке тогда и не мечтали) уменьшилась до 125 граммов; и, что уж скрывать, случался каннибализм; и отсутствовали электричество, вода, не ходил транспорт; и буржуйки топили книгами, мебелью; и метроном всё чаще отстукивал сигнал воздушной тревоги...... Но в осаждённом городе работали школы, библиотеки, театры, учёные. Работало Ленинградское радио, и голос Ольги Берггольц вселял надежду: «Товарищ, нам горькие выпали дни,/ Грозят небывалые беды,/ Но мы не забыты с тобой, не одни,/ - И это уже победа!». И оркестр под управлением Карла Элиасберга играл в городской филармонии «Ленинградскую симфонию» Шостаковича. Работали заводы: около двух тысяч танков, полторы тысячи самолётов, тысячи морских и полевых орудий отремонтировали и изготовили ленинградцы. На их счету 225 тысяч автоматов, 12 тысяч миномётов, более 10 миллионов снарядов и мин, предназначенных для врага.

Ленинградцы держались. И по праву 1 мая 1945 года в приказе Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина среди других городов-героев назван и город на Неве (официально звание присвоено в 1965-м). Семьдесят лет назад началась самая трагическая страница в его истории. Будем помнить.

На фото: У водоразборной колонки, установленной на углу улицы Дзержинского и Загородного проспекта (зима 1941-42-го). Блокадные граммы хлеба.

Фото с сайтов www.900igr.net, www.al-spbphoto.narod.ru и www.oknatass.ru

Стойкость

В Ленинграде во Всесоюзном институте растениеводства всю блокаду берегли уникальную коллекцию образцов зерновых, чтобы они помогли восстановить сельское хозяйство после войны. 28 сотрудников института умерли от голода, но никто не тронул ни единого зёрнышка.

Цифры

«Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» - в блокаду таких надписей были сотни. Одну из них сохранили на здании по адресу: Невский проспект, 14. С 4 сентября 1941 года по 22 января 1944 года фашистами на город сброшено 107158 авиабомб, выпущено 148478 снарядов.

Память

«Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане - мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею они защищали тебя, Ленинград. Колыбель революции. Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем. Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням: никто не забыт и ничто не забыто». Строки Ольги Берггольц на мемориале Пискарёвского кладбища, где в 186 братских могилах покоятся 420 тысяч жителей города, погибших от голода, бомбёжек, обстрелов, и 70 тысяч воинов-защитников Ленинграда. Останки погибших хоронили и на других кладбищах города (Смоленском, Волковском, Серафимовском и др.), однако Пискарёвское - самое большое из них.