Самый красивый в мире парусник,

корабль итальянских ВМС, посетил Севастополь

7 Сентябрь 2011 790

Дерево, медь, красиво сплетённые канаты, канатики и концы, а также заботливой рукой созданные такелажные устройства - всё это мгновенно переносило гостей парусника в иной, романтичный, далёкий от атомно-космических технологий мир. Складывалось впечатление, будто попал не на судно Военно-морских сил Италии, а на съёмочную площадку детского фильма о морских приключениях. У причала Севастопольского морского торгового порта выстроилась вереница желающих посетить корабль, который итальянцы называют самым красивым в мире.

7000 дней в море

Возраст учебного корабля «Америго Веспуччи» - самый почтенный среди кораблей Военно-морских сил Италии. Он был построен на Королевской морской верфи в Кастелламаре ди Стабиа в пригороде Неаполя и спущен на воду 22 февраля 1931 года. Почти 80 лет будущие офицеры итальянских ВМС получают на этом корабле навыки профессионального мастерства.

Хотя сам корпус корабля стальной, множество элементов декорировано деревом. «Америго Веспуччи» - символ Италии, его борт посещают иностранные делегации многих стран мира. Девизом судна стала фраза Леонардо да Винчи: «Любые преграды преодолеваются настойчивостью». Эти слова воодушевляют экипаж и помогают стойко переносить тяготы морской службы.

Самое длительное путешествие - 28 дней в море в рамках «Регаты столетия» - корабль совершил в 2000 году, преодолев путь от Кадиса до Бермудских островов. Всего же прошёл
400 тысяч миль, пробыв в море 7 тысяч навигационных дней, или приблизительно 20 лет. Длина корабля - 101 метр, ширина - 15,5 метра. Чтобы поднять его
24 паруса из натуральной парусины, необходимы час времени и двести человек.

Маневрирование судном итальянские моряки осуществляют исключительно вручную. Реями управляют с помощью канатов из конопли общей длиной 30 километров. Самая высокая мачта судна возвышается над палубой на 54 метра. Максимальная скорость, которую развивает парусник, - 12 узлов, или около 20 км/час. Рекордом стала скорость 27 км/час при попутном ветре.

В составе экипажа - 278 моряков. Во время учебного похода к ним присоединяются ещё 120 курсантов и преподавателей Военно-морской академии Ливорно.

Во время нынешнего похода по маршруту Ливорно - Валетта - Хайфа - Лимасол - Стамбул - Одесса - Севастополь - Пирей - Ливорно курсанты-первокурсники под руководством преподавателей академии осваивают такелаж, навигацию и весьма непростое парусное дело. Будущие итальянские офицеры и матросы вспоминают о суровой службе своих прадедов, ходивших в море под парусом и вряд ли предполагавших, что их правнуки когда-то будут поднимать самолёты с палубы таких авианосцев, как «Джузеппе Гарибальди».

Олицетворение романтики

Старший помощник командира корабля, капитан II ранга Эдуардо Ленджито сразу снял с повестки дня вопрос: «Так всё-таки - парус или дизель?».

- «Америго Веспуччи» - корабль, у которого есть паруса, но не для того, чтобы длительно ходить в классическом формате парусников прошлого. Паруса, а их у корабля три квадратных километра, необходимы, чтобы обучать парусному ремеслу курсантов. Но сам корабль - тяжёлый, с ограниченной маневренностью. Тем не менее он часто принимает участие в мероприятиях и праздниках с участием парусников. Как правило, они проходят на севере Европы, - рассказал офицер.

Командир корабля, капитан I ранга Паоло Реале не стал сравнивать возможности «Америго Веспуччи» и российских учебных парусников «Крузенштерн» и «Седов».

- Что касается возможностей итальянского и российских парусников, мне трудно ответить, так как не знаю методологию обучения российских курсантов, особенности их практики, - сказал Реале и добавил: - Наш корабль - морской посланец, миссия которого - объединять моряков всех стран. Ибо парусник - мирное судно, олицетворение романтики, дружбы, которые символизирует белый парус, реющий на фоне голубого неба.

- Жаль, что ваш корабль ходит в море только во время летней практики. Может, в остальное время года на нём туристов катать?

- Возможно, мы могли бы очень много заработать на туристах, - улыбнулся «морской волк», - но парусник - государственное имущество, у которого другие задачи. Кораблю исполнилось 80 лет. Образно говоря, это старенькая бабушка, за которой надо ухаживать. На это уходит осеннее и зимнее время. Намерение итальянского государства - как можно дольше поддержать этого красавца, скажем, ещё лет 80!

Город с особым характером

В Италии стать офицером ВМС очень престижно. Конкурс в Военно-морскую академию огромен: из четырёх тысяч желающих на первый курс было зачислено 110 человек. И, как выяснилось, знаменитое выражение «Женщина на корабле - к несчастью» на итальянском флоте морально устарело.

- Больше всего женщин среди курсантов - 24. Кроме того, на борту три женщины-офицера, - рассказал начальник курса курсантов академии Ливорно, капитан III ранга Альберто Таработто.

Перед прибытием в Севастополь итальянским морякам рассказали о городе-герое: о его исторических памятниках и местах, посещаемых туристами. В сжатом варианте это выглядело так: «Сувенир, монумент, магазин, пляж». Курсант первого курса итальянской академии Франческа Занолла - будущий морской инженер, её сокурсник Джузеппе де Ниттис - будущий матрос или боцман. Франческа первый раз в Севастополе, хотя до этого немало путешествовала по миру. По словам Франчески Занолли Севастополь обладает особым характером.

- Это более строгий, чем Одесса, город с морскими традициями, и мы смогли в этом убедиться. Мы посетили захоронения итальянских солдат, погибших во время Крымской войны под Севастополем на горе Гасфорта, и на Сапун-горе в годы второй мировой войны, и возложили венки, - говорит она.

По словам Джузеппе де Ниттиса, «очень важно для нас как для патриотов Италии, что первый свой рейс мы совершаем именно на этом историческом судне».

- Парусное судно более сложное в управлении, и это даёт возможность выработать необходимые морские навыки, пусть даже они не пригодятся в дальнейшем, - говорит Джузеппе.

- Здесь мы учимся быть настоящими моряками, - поддержала его Франческа.

Алексей ЕРМОЛИН.