Паутина сетевого маркетинга

4 Сентябрь 2011 688

Коробейники с большими сумками, в которых есть всё: зубная паста, косметика, одежда, лекарства от всех болезней. Они найдут вас на работе, в кафе, на улице. Они очень приветливы, мило улыбаются, красиво говорят. И вы покупаете «чудо-крем «Азазелло», который должен за две недели вернуть вам молодость. Не жалеете денег на пищевые добавки. Учёные ещё не изобрели лекарство от рака, а у торгового представителя оно уже есть. А то, что дорого, - не беда, ведь выпуск товара ограничен. И когда через две недели Маргаритой вы не стали, а «уникальные» добавки не помогли, возникают вопросы: зачем я всё это купил и как не попасться снова на удочку «сетевиков»?

Кукловоды с каталогами в руках

Любой представитель компании, обзываемый модным словом «дистрибьютор», манипулирует своим клиентом. «Я не заставляю вас покупать, просто посмотрите каталог», - обычно с этой фразы начинается разговор с клиентом. Принцип добровольности заканчивается, когда продавец начинает расхваливать товар. Он расскажет сто одну историю о своих знакомых и родственниках, которые исцелились от самых страшных болезней, потому что пили по утрам добавки компании N. Товары, связанные со здоровьем людей, - основа прибыли дистрибьютора. Но если лекарства действительно помогают, почему о них не знают врачи, их нельзя купить в аптеке? Коробейник ответит, что пока они настолько «уникальные», что приобрести можно только через посредников. Чаще на эту удочку попадаются люди старшего поколения, привыкшие к дефициту. Они по-прежнему верят, что из-под полы всё лучше.

Могут ли навредить биологически-активные добавки, которые предлагают представители сетевого маркетинга? Конечно, могут, если их выпускает какая-то «левая» фармацевтическая компания без лицензии. А могут и помочь, особенно тем, кто не знает об эффекте плацебо. Внешне положительный лечебный эффект связан с «авторитетом» лекарства и степенью самовнушения. С таким же успехом вам поможет и стакан воды, если вы свято верите, что это лекарство. Хуже, если покупатель вдобавок «подсаживается» на них, разумеется, не без помощи продавцов-манипуляторов. Такие легковнушаемые становятся пациентами психиатров.

Кроме здоровья, любимая тема «сетевиков» - красота и молодость. Попадаются на удочку и женщины, и мужчины. Первые мечтают выглядеть, как девы на обложке каталога, вторые - обладать женщиной с обложки.

Дистрибьюторы убеждают клиента, что главное преимущество покупок по каталогам - удобство. Вы можете, не выходя из дома, сделать заказ, который, безусловно, за отдельную плату принесут вам на дом. Заманивают клиентов и якобы грандиозными скидками. Вначале на товар ставят неоправданно завышенную цену, а в следующем каталоге снижают её вдвое. Причём рядом с ценой всегда есть магическое слово «всего». Например, покупательница увидит в каталоге: «Превосходная тушь всего за 199 гривен». Внимание смещается с настоящей цены товара (200 гривен), на единицу, с которой начинается сумма.

Ни для кого не секрет, что женщины любят подарки. Прекрасно знают об этом и «сетевики», предлагающие постоянные акции, бонусы и подарки. «Купите нашу продукцию на сумму не менее 3000 гривен и получите в подарок солнцезащитные очки всего за 1 гривну» - перед такими предложениями дамы не могут устоять. Чтобы купить товар на указанную сумму, они попутно приобретают уйму мелочей, без которых прекрасно обходились до этого. Однако если рачительная хозяйка посчитает, сколько потратила на косметику, цена которой опять-таки завышена, выйдет, что она отнюдь не в подарок получила солнцезащитные очки.

Главная задача опытного дистрибьютора - убедить клиентку, что она просто не сможет жить без новой маски для волос или геля для душа. Продавцы вкрадчиво спрашивают, как вас зовут, чтобы произносить имя клиента только в уменьшительно-ласкательных формах, приторно улыбаясь. Они поинтересуются, где работает клиент, одинок или есть семья, чтобы потом независимо от его профессии и семейного положения убеждать, что без «нашей» губной помады не видать вам успеха в карьере или личной жизни как своих ушей: «Занимая такую должность, вы просто обязаны выглядеть хорошо, а эти морщинки - не беда. Мы поможем от них избавиться».

Дистрибьютор уделит вам намного больше внимания, чем продавец в обычном магазине. При этом называться он будет «персональный консультант по выбору косметики», что приятно для слуха и тешит самолюбие.

Это не значит, что товары, которые предлагают дистрибьюторы, - бракованные, вредные, ненужные. Торговые представители не хотят вас обмануть, они хотят заработать на вас. Но устаёшь даже не столько от навязчивых предложений что-то купить, посмотреть каталог и в конце концов тоже купить, сколько от заманивания в свою паутину - «стать независимым партнёром ведущей мировой компании и построить свой бизнес».

Непыльный бизнес

Нет, пожалуй, такого человека, который искал бы работу и не наткнулся на сетевой маркетинг. Если у кого-то из «сетевиков» появился ваш телефон, будьте уверены: вас замучают звонками с приглашениями на презентации и бизнес-встречи партнёров. Отказ в вежливой форме понимают далеко не все. Работа в сетевом маркетинге строится по принципу пирамиды. Они бывают двух видов, но по сути ничем не отличаются друг от друга. Вы покупаете продукцию компании по одной цене - продаёте дороже. Дистрибьютор, который привёл вас в компанию, получает процент от вашей прибыли. Такой же денежный бонус будете получать и вы за каждого нового сотрудника, которого приведёте. Непыльный бизнес можно совмещать с основной работой, а собственный магазин иметь в Интернете. В некоторых компаниях даже тысячу гривен выплачивают за новенького. Чем больше у вас клиентов и новых людей, тем выше вы продвигаетесь по карьерной пирамиде. Но до ведущих менеджеров, «золотых» и «бриллиантовых директоров» поднимаются единицы. «Делать деньги» с помощью сетевого маркетинга получается не у всех. Постоянные обязательные заказы, единовременные, однако немаленькие взносы часто разоряют несостоявшихся дистрибьюторов-неудачников. Здесь, как и в любой работе, в начальство пробиваются не все. А у кого получается такой бизнес, пусть занимается им на здоровье. Только страдать от прилипал-«сетевиков» не хочется.

- Сетевым маркетингом занимаются почти все мои знакомые. Они бесконечно приносят мне каталоги. Чтобы не обидеть друзей, покупаю каждый раз что-то недорогое. Из вежливости, - рассказывает студентка Ольга. Она пока не собирается пополнять ряды чересчур елейных или, наоборот, крикливых и шумных «сетевиков»:

-Ну не могу я навязывать людям то, чем сама не пользуюсь или не хочу пользоваться, потому что сомневаюсь, что одна и та же компания может выпускать одинаково высококачественную бытовую химию, посуду и лекарства.

Сетевой маркетинг называют «маркетингом для домохозяек», потому что товар продаётся всем окружающим и друзьям, а сам покупатель становится продавцом. Ещё его называют «вирусным маркетингом». Вырабатывайте иммунитет.

Справка

Сетевой маркетинг - реализация товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов). Пирамиды в сетевом маркетинге состоят из дистрибьюторов, которые лично зарабатывают прежде всего на продажах конкретного товара и продажах приглашённых ими людей нижних уровней. Сетевой маркетинг появился в 40-х годах в Америке. Расцвет отрасли пришёлся на 1980-1990-е годы. Сейчас в ряде стран, например, в Южной Корее, КНР и США, существуют законодательные ограничения на деятельность компаний сетевого маркетинга.

Юлия ЦИСАРЬ.