Король нашего кино

Сегодня Евгению Леонову исполнилось бы 85 лет

2 Сентябрь 2011 880
Евгений Леонов в фильме «Морской охотник», 1954 год, Крым. Фото с сайта www.kino-teatr.ru
Евгений Леонов в фильме «Морской охотник», 1954 год, Крым. Фото с сайта www.kino-teatr.ru

Он действительно был королём, одним из тех в советском кинематографе, к кому подошли бы слова песни «Виват, король!». И за то, что он «с душой играл», народ его короновал задолго до официальных званий народного артиста РСФСР в 1972-м и народного артиста СССР в 1978-м. Народным он стал, пожалуй, после «Полосатого рейса» в 1961 году, а потом были «Донская повесть», «Белорусский вокзал», «Джентльмены удачи» и другие главные, второстепенные роли, прожитые Евгением Леоновым в кино. За 44 года творческой деятельности их было 64, на сценах театров имени Станиславского, имени Маяковского и имени Ленинского комсомола (Ленком) он сыграл в 45 постановках, а были ещё и более десятка мультфильмов, озвученных актёром, и самый известный, конечно, Винни-Пух.

Из авиаторов - на сцену

А ещё был королём по ролям: «Снежная королева», «Совсем пропащий» (о приключениях Гекльберри Финна), «Обыкновенное чудо». И царём довелось побыть, озвучивая роль в мультике «Василиса Прекрасная», и даже старым годом в «Снежной сказке». Но главное - человеком, актёром. Неимоверно добродушным, искренним, трогательным, талантливым. Хотя в детстве Евгений Леонов об актёрской профессии особо и не думал - мечтал об авиации. Он был вторым сыном в семье москвичей Павла Васильевича и Анны Ильиничны. Именно папа, инженер авиазавода, «заразил» сыновей Николая и Евгения мыслями о небе и самолётах, рассказывая о знаменитых лётчиках тех времён. А вот актёрские задатки у Евгения Павловича, возможно, от мамы. Она была домохозяйкой и очень начитанным, творческим человеком. «У мамы было нечто такое, - вспоминал потом Евгений Леонов (здесь и далее цитируется с сайта памяти актёра www.eugene-leonov.ru - Ред.), - что меня, мальчишку, удивляло: мама умела рассказывать так, что все смеялись, в квартиру (семья жила в двух комнатах в коммуналке и была очень гостеприимной. - Ред.) набивалось много-много людей». Впервые об актёрской стезе Женя задумался в пятом классе: записался в школьный драмкружок и даже сочинил для него небольшую пьесу. Потом была Великая Отечественная война, и окончивший семилетку парень стал учеником токаря на авиазаводе. Там к тому времени работал уже не только инженер Павел Васильевич, но и табельщица Анна Ильинична, и копировальщик Николай Леоновы. В техникум Евгений поступил тоже авиационный, но с самолётами судьбу так и не связал. «Помню, что именно там (в техникуме, участвуя в художественной самодеятельности. - Ред.) подготовил «В купальне» Чехова, выучил и рассказывал «Монтёра» Зощенко, очень любил Блока, Есенина, читал их наизусть на вечерах, и меня называли, как когда-то в школе, «наш артист». Потом были экзамены на драматическое отделение Московской театральной студии: «Попросил у брата пиджак и решил, что готов к экзамену. Безумно нервничал, понимал свою несостоятельность, но не думал, что так получится. Сидело человек 25 народу, я вышел и прочитал всё, что с таким успехом читал в техникуме: Чехова, Зощенко. У меня спросили: «Ещё что-нибудь есть?». Я сказал: «Есть, но это ещё хуже». Почему-то все стали просить, чтобы я почитал ещё. Я прочитал Блока «В ресторане». Любил это стихотворение... Была тишина, я был белого цвета. Читал серьёзно, мне сказали спасибо. И это стихотворение Блока спасло меня, примирило и с моим пиджаком, и с моей курносой физиономией, и с недостатком культуры».

Первые роли

Выпускника театральной студии в 1947-м приняли в театр Дзержинского района, где он сыграл первую уже не любительскую роль в спектакле «Ровесники». Через год театр расформировали, создав Московский драматический театр имени Станиславского.
В первое время Леонову доставались лишь роли в массовках.
И в кино тогда были лишь массовки, эпизоды. Впервые в титрах фамилия Леонова появилась в 1954 году в фильме «Морской охотник», рассказывающем о том, как наши моряки с помощью местных жительниц, юных патриоток, выследили и потопили вражескую подлодку. Крымчане могут гордиться, что для съёмок режиссёр Владимир Немоляев выбрал наш полуостров: послевоенная Ялта, мыс Ай-Тодор, скала Ифигения. Евгений Леонов сыграл в этом фильме кока. И вспоминал: «Там песенку надо было петь, для меня это было стеснительно - и оркестр, и все на меня вытаращились.
Я так запел, что пюпитры закачались, но всё-таки каким-то образом пел песню - с моим-то слухом...». Вновь на съёмки в Крым актёр приедет уже знаменитым, через 20 лет. В 1974 году в Гурзуфе, под Севастополем будут снимать советско-норвежский фильм «Под каменным небом». О том, как солдаты Красной Армии спасут мирных жителей, которых фашисты собрались взорвать в каменоломне. У Евгения Леонова - главная роль старшего лейтенанта Кравцова.

Крым в 1954-м стал началом настоящей актёрской карьеры Евгения Леонова: у него появляются уже не эпизодические, а характерные роли в кино; в театре он, наконец, тоже получает значительную роль - Лариосик в спектакле «Дни Турбиных». Находит актёр и свою любовь: на гастролях в Свердловске знакомится со студенткой музыкально-педагогического училища Вандой Стоиловой. Приглашает на спектакль, а потом весь вечер, гуляя по городу, читает ей стихи. Они поженились 16 ноября 1957 года, а через полтора года у них родился сын Андрей. Он тоже стал актёром, вместе с отцом успел сыграть в трёх фильмах («Гонщики», «Обыкновенное чудо», «Время и семья Конвей»), в спектакле «Поминальная молитва», нынешним зрителям известен по главной роли в сериале «Папины дочки».

Народная любовь

В начале 60-х в киножизни Евгения Леонова случились две главные роли, доказавшие, что актёру подвластны и комедия, и драма. Миллионы советских людей хохотали над приключениями буфетчика Глеба Шулейкина, выдающего себя за укротителя тигров в «Полосатом рейсе». А через три года тот же режиссёр - Владимир Фетин - пригласил актёра на роль донского казака Якова Шибалка в фильме «Донская повесть» по рассказам Михаила Шолохова. И миллионы зрителей сопереживали красному пулемётчику, возлюбленная которого, родившая ему сына, оказалась шпионкой белых. Фильм принёс актёру мировое признание: приз на 3-м международном кинофестивале в Индии.

Потом будут новые театральные роли: в спектаклях «Антигона», «Дети Ванюшина, «Человек из Ламанчи». Новые, такие любимые сегодня фильмы: «Тридцать три», «Зигзаг удачи», «Белорусский вокзал», «Джентльмены удачи», «Афоня», «Старший сын», «Осенний марафон», «Обыкновенное чудо», «Кин-дза-дза» и «Большая перемена».... Новые награды: орден «Знак Почёта», Государственная премия СССР, приз за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, премия Ленинского комсомола. А главное - любовь зрителей. Летом 1988-го, когда во время гастролей Ленкома в Германии Евгений Леонов пережил клиническую смерть и более двух недель был в коме, вместе с женой и сыном, находившимися рядом с ним в больнице, о его здравии молились и в Советском Союзе. Страна, за полтора года потерявшая таких великих актёров, как Игорь Ильинский (все помнят его Огурцова в «Карнавальной ночи»), Леонид Харитонов (дилогия «Иван Бровкин»), Анатолий Папанов и Андрей Миронов (Лёлик и Гена Козодоев из «Бриллиантовой руки»), Владимир Басов (Дуремар из «Приключений Буратино»), Павел Кадочников (Мересьев в «Повести о настоящем человеке), не хотела терять ещё одного короля сцены и кино.

Чудо произошло: спустя четыре месяца Евгений Леонов уже репетировал главную роль Тевье-молочника в новом спектакле «Поминальная молитва». Он во время развала и хаоса в отечественном кинематографе ещё снимется в трёх фильмах, даже в главной роли в картине «Американский дедушка». И в роли Тевье-молочника будет блистать ещё пять лет: актёра не станет 29 января 1994 года. Впервые за более чем два десятилетия на сцене он не придёт на очередной спектакль. Но придут зрители, и, узнав о смерти актёра, никто не сдаст билеты. Со свечами они простоят у театра весь вечер.

И теперь, спустя годы, кто-то видевший Евгения Леонова на театральной сцене, вспоминает его непревзойдённую игру, кто-то улыбается и грустит, пересматривая его киноработы. Он был одним из королей советского кинематографа, человеком, актёром, неимоверно добродушным, искренним, трогательным, талантливым. Сегодня ему исполнилось бы 85 лет.

Из письма сыну, 1974 год

«Я работаю и буду падать и подниматься, и ошибаться, и мучиться, как я радовался, и мучился, и переживал всегда... У меня есть такие «санитарные дни», я сам их так назвал. Живу, живу, а потом начинаю думать: что же я сыграл? И что это для меня? А не похожие ли это роли? Иной раз не могу понять - хорошо что-то или не так хорошо... Смотрю свой фильм, свою роль, вроде что-то нравится, а вроде и похоже на то, что было в предыдущей роли».

Кинофразы

«Тиграм надо гулять, чтобы не было рахита, и ночами я их пасу» (Глеб Шулейкин, «Полосатый рейс»).

«Душа моя танцевала козликом» (граф Иван Кутайсов, «Крепостная актриса»).

«Счастье, когда утром хочется на работу, а вечером - домой» (Иван Травкин, «Тридцать три»).

«Когда я гневаюсь, даже мех на моей мантии и тот встаёт дыбом». «Король имеет право быть коварным». «Я тебя очень прошу, пойдём в темницу! Я сам тебе выберу местечко посуше» (Король, «Снежная королева»).

«Я не жадный, я просто хозяйственный!». «Зачем нам мебель, что мы, мещане какие, что ли?!» (Владимир Орешников, «Зигзаг удачи»).

«Городская дама, а ни стыда, ни срама» (Паша, хозяин иллюзиона, «Гори, гори, моя звезда»).

«Будь здоров, не кашляй!» (Иван Приходько, «Белорусский вокзал»).

«В поезде я с полки упал, башкой вниз, ударился, тут помню, тут - ничего». «Вежливость - лучшее оружие вора». «Все склоки прекратить! Не играть, не пить, не воровать... без меня». «Пасть порву! Моргалы выколю!». «Украл, выпил - в тюрьму! Украл, выпил - в тюрьму! Романтика!», «Я чувствую, я всегда чувствую» (Евгений Трошкин - Доцент, «Джентльмены удачи»).

«Что ни говори, а жизнь мудрее всех нас» (Андрей Сарафанов, «Старший сын»).

«Плаху, палача и рюмку водки! Водку - мне, остальное - ему». «Тиран, деспот, коварен, капризен, злопамятен». «Со мной происходит что-то ужасное, доброе что-то» (Король, «Обыкновенное чудо»).

«Тостующий пьёт до дна» (Василий Игнатьич, «Осенний марафон»).

«Это излишняя роскошь - держать кровать полупустой» (Антти Ихолайнен, «За спичками»).

«У тебя в голове мозги или кю?» (Уэф, «Кин-дза-дза»).

«А кто у нас отвечает за злые языки?» (Бургомистр, «Убить дракона»).