Воскресший Севастополь

1 Сентябрь 2011 1020
Кадр из фильма «Оборона Севастополя». Фото с сайта www.mkdc.sebastopol.ua
Кадр из фильма «Оборона Севастополя». Фото с сайта www.mkdc.sebastopol.ua

Именно таким город и его легендарную оборону 1854-1855 годов в период Крымской войны увидели зрители восстановленного через сто лет первого российского полнометражного фильма Александра Ханжонкова. Перипетии яркой и трудной судьбы фильма «Оборона Севастополя», включая его гибель и появление в новом образе, - настоящий исторический детектив. Восстановить визуальный образ фильма удалось киноведу-подвижнику Борису Арсеньеву.

Идея снять сверхдорогой и беспрецедентно длинный фильм об обороне Севастополя принадлежала русскому, как тогда говорили, киносценариусу Василию Гончарову. В 1911 году Василий Михайлович настойчиво уговаривает основателя отечественного кинопроизводства Александра Ханжонкова заняться событиями Крымской войны. Александр Алексеевич поставил условие: Гончаров должен сам поехать в Петербург и ходатайствовать в императорской канцелярии, но в случае неудачи Гончаров больше не будет обращаться к Ханжонкову ни с какими предложениями. Кинопродюсер даже одолжил Гончарову денег на официальный костюм и поездку в надежде, что таким образом он навсегда избавит себя от дальнейшего общения с назойливым режиссёром, отношения с которым у Ханжонкова не складывались. К большому удивлению Александра Алексеевича, Гончаров не только заручился высочайшей поддержкой, но и добился того, что фильм был частично профинансирован из императорской казны.

Пионер российского кинематографа

В этом фильме многое получилось впервые. Впервые в мире съёмка батальных сцен, в которых участвовали целые войска, велась двумя камерами, профессиональные операторы Луи Форестье и Алесандр Рыло использовали уникальный для тех лет приём - панорамную съёмку. Фильм вместо привычных тогда десяти-пятнадцати минут длился целых сто. Съёмки велись на местах подлинных боёв, с применением макетов и декораций, которые, как в случае с затопленными кораблями, приходилось привязывать к подводной лодке, увлекающей их на дно. Актёрский состав впечатлял своей «звёздностью»: Нахимов - Андрей Громов, матрос Кошка - Н. Семёнов, маркитантка - Ольга Петрова-Званцева, Корнилов и сотрудник посла свиты Меньшикова - Иван Мозжухин. В фильме принимали участие ветераны Крымской войны.

Когда фильм наконец-то был снят, своими размерами он поразил всех: 2000 метров. Это было нехарактерно для того времени, и все посчитали, что Ханжонков как продюсер прогорел. Александр Алексеевич вышел из положения: он решил продать фильм по частям, причём за наличные, чтобы они сразу же поступили в кассы. Это был беспрецедентный шаг, и он его осуществил.

Первый показ «Обороны Севастополя» - «сеанс в высочайшем присутствии» - состоялся в ноябре 1911 года в Ливадии. Ханжонков сильно переживал, сидел как на иголках, однако напрасно. Императору Николаю II и всей царской семье фильм понравился. Бытует легенда, что, уходя с сеанса, царь поблагодарил Ханжонкова за труды и пожаловал ему перстень со своей руки.

Премьера фильма прошла в Большом зале Московской консерватории, куда были приглашены симфонический оркестр и хор певчих. «Оборону Севастополя» показывали в крупных кинотеатрах под специальное музыкальное сопровождение, и даже звуковые «спецэффекты» - стрельба и пушечные залпы - изображались холостыми выстрелами за кулисами. Потом исследователи напишут о фильме, что за всю последующую жизнь отечественного кинематографа ни одному фильму «не удалось превзойти «Оборону Севастополя» по своему успеху у зрителей». Но судьба фильма, как и судьба его создателя, оказалась драматичной.

После 1917 года с памятниками самодержавию шла отчаянная борьба. Когда в 1945 году Александра Алексеевича не стало, его вдову Веру Дмитриевну пригласили в Москву на работу по созданию отдела дореволюционного кино в Госфильмофонде СССР. Разбирая киноматериалы со всего Союза, она находит куски фильма «Оборона Севастополя» и начинает их собирать. Негласно собирать. При этом повторном создании фильма были ошибочно названы очень многие эпизоды.

Между жизнью и смертью

Двенадцать основных персонажей фильма были показаны в начале без поясняющих титров, поэтому при работе над реконструкцией творческой группе под руководством автора проекта Бориса Арсеньева предстояло узнать, кто эти двенадцать персонажей и восстановить историческую точность.

- В фильме оказалось много несоответствий. Один из эпизодов был назван «Адмирал Корнилов на Малаховом кургане», но Корнилов не адмирал, а вице-адмирал. Вот эта свобода интер-титров неприятно поражала. Ещё один эпизод - «Первый штурм Севастополя 5 октября 1854 года» - это время не первого штурма, а первой бомбардировки Севастополя. Это очень важный кадр, который нельзя было так оставлять, потому что с него начинается знакомство с фильмом. А когда шёл эпизод «На 4 бастионе», на экране был кадр с Малахова кургана. Этот эпизод не был даже отдельно обозначен, он просто находился в середине фильма.
И вот в таком хаотичном порядке фильм смотрели на протяжении долгого времени, и никто не обращал внимания на эти ошибки. Наша находка - эпизод «Между жизнью и смертью». Вокруг война, смерть, а на экране танцует женщина, пляшут солдаты. Оказалось, что это - 27 марта, великий праздник Пасхи, - рассказывает Арсеньев.

Во многом фильм основан на произведениях Клавдии Лукашевич, её очерками интересовался Василий Гончаров, а многие кадры из фильма совпадают с иллюстрациями к книгам Лукашевич. Например, когда офицер во время переправы всего населения города с Южной стороны на Северную посылает солдата за клеткой с голубями. Заканчивался фильм набором открыток «Исторические памятники Севастополя», среди которых Адмиралтейский собор, на его месте сейчас находится Дом офицеров. И эти открытки тоже были без каких-либо подписей, хотя многих из этих памятников уже и нет, их стёрла с лица земли Великая Отечественная война.

- В фильме при его восстановлении ни одного кадра не изъято и ни одного не добавлено, хотя от изначального фильма Ханжонкова длиной в 2000 метров осталась примерно половина. Думаю, печалиться здесь не следует, потому что многие эпизоды просто были не нужны. Я вспоминаю Микеланджело, который считал лучшим способом при создании скульптуры отсекать от камня всё лишнее, а её саму пускать с косогора. Всё, что отлетит, - лишнее. И вот с исторического косогора спустили этот фильм. Всё лишнее отошло, - уверен киновед Борис Арсеньев.

Киноправда «Обороны Севастополя»

Фильм «Оборона Севастополя», по словам Арсеньева, «живой». Его жизнь проявилась в неподдельном интересе детей к образу картины. Дети из Крыма, Николаева, Херсона, Одессы, Севастополя, Архангельска, Кронштадта, Перми сделали рисунки по мотивам экранизации, а участники кинофестиваля «Моряна» помогли в восстановлении образа фильма и в дизайнерском оформлении буклетов к нему. Дикторский текст во время фильма использовать нельзя, это нарушит его жанр и стиль, но, чтобы дозвуковое кино было понятно детям, создан «паспорт фильма» - информационный буклет для учителей.

Севастопольская школьница Виктория Солдатова в последних кадрах фильма, когда на передний план один за другим выходят убелённые сединами герои Крымской войны, узнала среди них своего прапрадеда Сергея Миронова, воевавшего на одном бастионе со Львом Толстым. В иллюстрированном альбоме П. Рерберга «Севастопольцы», изданном в 1907 году и посвящённом участникам первой обороны Севастополя, есть фотоснимок Миронова с подписью: «Сергей Афанасьевич Миронов. Унтер-офицер 10-го рабочего экипажа. Находился на 4-м бастионе с 5 октября 1854 года по 27 августа 1855 года. Был ранен и контужен».

В 1855 году европейские союзники продемонстрировали всему миру фотоснимки разрушенного Севастополя, которые должны были убедить зрителей, что город русской славы уничтожен. В фильме Ханжонкова и Гончарова «Оборона Севастополя» показаны вчерашние враги - теперь ветераны войны - французы и англичане, их госпитали, кадры кинохроник. Искренне, честно, без ненависти.

В 1911 году во время съёмок фильма «Оборона Севастополя» корреспондент санкт-петербургского журнала «Огонёк» спросил Ханжонкова и Гончарова: какой жанр будет у фильма? Они ответили, что цель фильма - воскресить память о трудных испытаниях, выпавших на долю Севастополя. 1 июля 1911 г. в журнале «Огонёк» вышел фоторепортаж под названием «Воскресший Севастополь». Через сто лет после выхода кинокартины она снова воскресла. Единственный в истории мирового кино дозвуковой фильм о Севастопольской обороне, несмотря на трагичность событий, - добрый. Он учит прощать и оставаться человечными даже в нечеловеческих условиях войны: в одном из эпизодов хирург Пирогов отправляет на операцию английского солдата.

Юлия ЦИСАРЬ.