Воины Красного Терчека

1 Сентябрь 2011 1264
Кладбище советских воинов в городе Торунь, Польша. Возможно, сюда перенесены останки Леонида Семеняка.
Кладбище советских воинов в городе Торунь, Польша. Возможно, сюда перенесены останки Леонида Семеняка.

Исполнилось 70 лет с тех пор, как жизнь миллионов советских людей и многих их потомков из нынешних независимых государств разделилась на «до и после войны». «Крымская правда» вместе с читателями вспоминает, какими были эти трудные дороги войны. По ним прошли сотни тысяч крымчан, многие не вернулись. Среди них и крымчане из села Красный Терчек (ныне Яркое Поле Кировского района). О некоторых из них - выпускниках Феодосийского аэроклуба - напоминает краевед, составитель Книги памяти Восточного Крыма Владимир ШИРШОВ.

- Восточный Крым давно считался колыбелью авиаторов, - рассказывает Владимир Фёдорович. - Феодосийский аэроклуб дал путёвку в небо сотням юношей, прославивших своими достижениями родной край. В годы военного лихолетья многие парни из Кировского, Старо-Крымского районов и Феодосии, воспитанники оборонных организаций, воевали в авиационных частях Красной Армии. После окончания Феодосийского аэроклуба в 1940 году большая группа выпускников поступила в авиационные училища. В 1941 году в Качинское лётное училище из села Красный Терчек поступили четыре друга: Алексей Головко, Иван Макаренко, Александр Мачух и Леонид Семеняк.

Леонид Семеняк

- Лёня Семеняк, окончив с отличием училище, написал домой: «У меня теперь будет новый адрес, улетаю бить фашистов». В это время все мужчины из его большой родни уже воевали, - рассказывает краевед. - Отец Иван Никитич ушёл с Иваном Красносельским (будущий Герой Советского Союза, погибший 7 ноября 1941 года под Севастополем, жил в соседнем селе Бузалак, ныне - Красносельское. - Ред.) оборонять Родину. Воевал на севере Крыма в составе 2-го отряда морской пехоты, отступал на Севастополь, где сражался до последнего дня обороны города. Раненый и истощённый, он был взят в плен, выдержал все муки фашистских концлагерей, возвратился после освобождения домой.

Первые десятки боевых вылетов лейтенанта Леонида Семеняка убедили командование полка, что это лидер воздушного боя, продолжает краевед. Несколько самолётов противника были сбиты в групповом бою. В одном из боевых эпизодов лейтенант Семеняк вступил в бой с несколькими самолётами противника, сбил один и вынудил отступить остальных. После написал маме Анне Моисеевне: «Мама, живу я хорошо, воюю и крепко бью немцев, освобождаем всё больше и больше сёл и наших советских людей, угнанных в рабство». За успешное выполнение боевых заданий лейтенант награждается орденом Отечественной войны I степени и
направляется на курсы командиров звена. В конце декабря 1944 года, сдав на «отлично» теорию и практику, вновь участвует в боях. В феврале 1945 года на счету Леонида уже 58 боевых вылетов, командир звена представлен к ордену Красного Знамени, но получить награду не успел. В 59-м воздушном бою 18 февраля 1945 года Леонид Семеняк погиб.

По данным «Именного списка безвозвратных потерь личного состава 209-го отдельного корректировочного разведывательного авиационного Керченского Краснознамённого полка», выложенного на сайте обобщённого банка данных «Мемориал», он сгорел при катастрофе самолёта на аэродроме Торн.

- Командир 209-го отдельного корректировочного разведывательного авиаполка, гвардии майор Плескач, - продолжает составитель Книги памяти, - выполняя долг перед матерью погибшего воина, написал: «Уважаемая Анна Моисеевна, в лице Лёни мы потеряли одного из лучших лётчиков, скромного и отзывчивого товарища».

Владимир Ширшов с волнением вспоминает, как увидел у родных лётчика «письмо, залитое девичьими слезами: любовь и на войне зажигала сердца». Письмо адресовано сестре погибшего Валентине, бывшей подпольщице села Красный Терчек. «Добрый день, дорогая Валентина! Пишет вам девушка-фронтовичка Фаина. С Лёней мы были в одном полку, в одной эскадрилье, и это был наш лучший товарищ, вечный шутник и балагур. Вместе с тем - замечательный лётчик. Ведь, Валечка, он у нас недавно, но уже представлен ко второму ордену. Валечка, мы вместе с ним читали все ваши письма, делились радостями и горем... И вот сегодня, как обычно, забираю его и свои письма и читаю одна. Лёня больше не вернётся. Его нет уже в нашей семье. Не ворвётся он в мою комнату со смехом. Я всегда ждала его с грустью и тревогой... Прости за неопрятность письма, не могу дописать... С приветом, Дорогина Фаина».

Похоронен Леонид Семеняк 19 февраля 1945 года в Польше, Литовское воеводство, деревня Чавополе (около господского дома). Неизвестно, сохранились ли сейчас эта деревня и могила лётчика, а может, его перезахоронили на одном из четырёх кладбищ Торунь, ныне входящего в Куявско-Поморское воеводство. Но в Крыму молодого парня помнят.

Александр Мачух

Надеемся, что не забыли земляки и Александра Тарасовича Мачуха. Он хотя и родился в Киевской области, но большую часть жизни провёл в Крыму, в селе Красный Терчек осталась его мама Прасковья Трофимовна.
21-летний Александр погиб на полгода раньше друга Лёни - 30 августа 1944-го. Согласно данным «Именного списка безвозвратных потерь 976-го истребительного авиаполка 259-й истребительной Городокской Краснознамённой ордена Суворова авиационной дивизии», помещённого в ОБД «Мемориал», младший лейтенант «вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Тукмус (Латвийская ССР) и был сбит в воздушном бою». Скорее всего, самолёт сгорел или его останки не смогли найти однополчане - в графе «место захоронения» стоит прочерк.

Алексей Головко

О судьбе третьего друга - Ивана Макаренко - «Крымской правде» ничего неизвестно (есть лишь данные о пропавшем без вести
3 июля 1942-го в Севастополе краснофлотце Иване Прокофьевиче (Прокопьевиче) Макаренко, 1921 года рождения). Очень хочется верить, что выпускник аэроклуба, о котором упоминает краевед, выжил в той войне. А данные о четвёртом друге - Алексее Головко - противоречивые: либо тёзка, либо сам выпускник аэроклуба стал не лётчиком, а сапёром. В ОБД «Мемориал» есть несколько сведений об Алексее Макаровиче Головко. По данным 358-го медсанбата, он, 22-летний старший лейтенант, умер через 10 минут после доставки в госпиталь 6 (по другим спискам этого медсанбата - 7) июля 1944 года. Похоронен на кладбище в деревне Юньки Вилейской области Белорусской ССР (ныне территория Поставского района Витебской области Белоруссии). Адрес мамы Ефимии Варламовны - колхоз «Осавиахим» Ичкинского (ныне территория Советского) района Крымской АССР. Однако в приказе Главного управления кадров об исключении из списков Вооружённых Сил СССР офицеров, погибших в годы Великой Отечественной, датированном мартом 1947 года, указано: по Крымскому облвоенкомату исключить старшего лейтенанта Головко Алексея Макаровича - командира сапёрной роты отдельного сапёрного батальона 204-й стрелковой дивизии, умершего от ран 11 сентября 1944 года. Год рождения тот же - 1922-й, место рождения - Киевская область, дан в документе адрес отца Макара Ивановича - Крымская область, Советский район (уже переименованный), колхоз «Осавиахим». Но, скорее всего, более точны данные медсанбата. Есть в ОБД «Мемориал» и сведения о братской могиле в городе Поставы Витебской области Белоруссии. Именно туда в 50-х годах из деревни Юньки перенесены останки Алексея Головко, умершего в госпитале в июле 1944-го. Единственная нестыковка: год рождения указан 1899-й, но, очевидно, это всё-таки ошибка, на самом деле - 1922-й.

Алексей Головко, призванный из Крыма, в августе 1943-го награждён орденом Красной Звезды. Описания подвигов находим в представлении к награде, опубликованном в общедоступном электронном банке документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В июне 1942-го во время наступления в Смоленской области его взвод сапёров, сопровождавший танки, обнаружил минное поле, сняв 84 мины, обеспечил проход. Затем танки вышли в заболоченный овраг, Алексей Макарович со взводом под сильным огнём противника «бросился устранять препятствие. Будучи тяжело ранен, он не оставил поле боя до тех пор, пока проход для танков не был сделан». В 1943-м наводил переправы через реки Ловать и Кунью. Ещё один орден - Отечественной войны I степени - уже командиру роты 372-го отдельного сапёрного батальона 204-й стрелковой дивизии Алексею Головко надеть не удалось. Указ о награждении вышел через неделю после гибели офицера в июле 44-го. А представили к награде за то, что «23 июня 1944 при прорыве вражеской обороны под огнём врага «руководил сапёрной группой разгараждения по проделыванию прохода в минных и проволочных заграждениях противника».

Семьдесят лет назад вместе со всеми советскими людьми на защиту Родины встали и крымчане. Многие так и не вернулись с войны. Будем помнить.

Фото с сайта www.obd-memorial.ru и www.pomnite-nas.ru

На фото: Братская могила в городе Поставы, Белоруссия. Здесь среди останков 333 воинов Красной Армии и партизан покоятся останки крымчанина Алексея Головко.

Кстати

В ОБД «Мемориал» есть сведения ещё о пяти жителях Красного Терчека, не вернувшихся с войны.

Анощенко (Аноченко) Дмитрий Матвеевич, красноармеец, 1921 года рождения. Умер в плену 17 августа 1941 года в лагере Шатлаг 307, город Деблин, Польша.

Герасименко Николай Александрович, младший сержант 232-й стрелковой дивизии, 1913 года рождения; данные об отце - Герасименко Александр Андреевич. Убит 25 марта 1945 года, похоронен в селе Гайники Зволинской волости, Чехословакия. Возможно, останки перенесены в братскую могилу в городе Зволен, Словакия.

Корсун Владимир Романович, красноармеец 227-й Темрюкской Краснознамённой стрелковой дивизии, 1924 года рождения; данные о маме - Корсун Ольга Евстратовна. Убит 30 марта 1945, похоронен - село Ежово, Чехословакия.

Петров Андрей Семёнович, красноармеец 1331-го горно-стрелкового полка 318-й горно-стрелковой дивизии, 1909 года рождения; данные о жене - Петрова Ефросинья Семёновна. Убит 12 декабря 1944 года, похоронен в братской могиле на северо-восточных скатах высоты в Чехословакии, в 500-х метрах от шоссе и в двух километрах от села Даргов.

Семеняк Григорий Иванович, красноармеец 178-й стрелковой дивизии, 1921 года рождения; данные об отце - Семеняк Иван Филиппович. Убит 21 февраля 1942 года, похоронен в деревне Медведица Калининской (Тверской) области России.

В тему

Если ваш предок призывался на Великую Отечественную войну Феодосийским горвоенкоматом, Кировским или Старо-Крымским райвоенкоматом, либо, будучи в эвакуации, из учебного заведения, из мест отработки или кадровый военный и погиб за Родину, просим передать (переслать) копию его фотографии в редколлегию Книги памяти Восточного Крыма. Образ защитника будет увековечен на её страницах. Адрес: Ширшов Владимир Фёдорович, ул. Горького, 4, кв. 8, пгт Кировское, АРК, 97300.