Фаина Раневская: «Жить нужно так, чтобы тебя помнили даже сволочи»

30 Август 2011 1049

Одну из самых знаменитых отечественных актрис всю её долгую и далеко не благополучную жизнь сопровождали не только смех, слёзы и любовь, но и её неповторимые, ставшие афоризмами хлёсткие выражения. Со смехом, слезами и любовью - неизменными атрибутами сильных чувств - говорят о ней и после смерти. Продолжают вольно гулять её афоризмы, даже слишком вольно - многие ей просто-напросто приписывают, хотя и подлинных вполне достаточно, чтобы восхититься неординарным мышлением этой великой характерной актрисы, внесённой британским ежегодником «Кто есть кто» в десятку лучших актёров XX века. Задолго до этого, посмотрев фильм «Мечта», в котором она блистала, Чарли Чаплин с восхищением заметил: «Раневская - одна из самых выдающихся актрис ХХ века». Увы, большая часть ныне живущих никогда не видела её на сцене, а молодые люди не имеют возможности посмотреть фильмы с её участием. Правда, изданы книги её подлинных афоризмов, опубликованы воспоминания о ней, но, чтобы появилось желание их открыть, надо осознавать не только величину масштаба Фаины Раневской в искусстве, но и неповторимость этой яркой индивидуальности в обыденной жизни. Со дня рождения легенды не только отечественного, но и мирового кинематографа минуло 115 лет. Со дня смерти - 27. Родившаяся в позапрошлом веке, она была нашей современницей, в биографию которой прочно вошёл Крым, чем мы можем по праву гордиться. Но чтобы гордиться, надо опять же знать, что существовала такая личность, ходила по нашей земле, воплощала на крымских сценах разноплановые образы литературных героинь.

Мало кто знает, что решение стать актрисой пришло именно в Крыму. В Евпатории, куда летом 1910 года её привезли родители из Таганрога, где отец будущей актрисы был самым богатым человеком, как потом решили - на свою беду. По соседству с семьёй Фельдманов (это настоящая фамилия актрисы) в доме главного врача туберкулёзного санатория Андреева, окружённом большим тенистым садом, отдыхала актриса Алиса Коонен - сестра жены доктора. Нескладная пятнадцатилетняя девчушка с огромными сияющими глазами подружилась со столичной знаменитостью, они вместе каждый день отправлялись к морю. Влюблённая в сцену любимая ученица великого Станиславского, жена знаменитого режиссёра Таирова, блистательная Алиса Коонен заразила своей страстью юную Фаину, которая позже напишет: «По окончании гимназии решила идти на сцену. Решение уйти на сцену послужило поводом к полному разрыву с семьёй, которая противилась тому, чтобы я стала актрисой. В 1915 году я уехала в Москву с целью поступить в театральную школу...».

Печать профнепригодности

Все попытки закончились полным провалом. Фаина так страстно хотела учиться, что на экзаменах от волнения начала заикаться и ни один монолог ей не удался. С вердиктом экзаменаторов «профнепригодна» она отправилась в частную школу, где за учёбу надо было платить, и её взяли. Отец сжалился и прислал перевод. Обрадованная, она вышла с деньгами в руках из банка, и случилось непредвиденное: порыв ветра разметал банкноты по улице. Она проводила их глазами и с сожалением произнесла: «Как жаль - улетели». Эти слова были похожи на произнесённые Раневской в «Вишнёвом саде» её любимого Чехова. И, когда надо было выбирать псевдоним, Фаина взяла эту фамилию. Чтобы как-то выкрутиться, она стала подрабатывать в цирковой массовке.

Театральная Москва потрясла Фаину Фельдман. «Первым учителем был Художественный театр, - писала актриса. - В годы первой мировой войны жила я в Москве и смотрела по несколько раз все спектакли, шедшие в то время, Станиславского в Крутицком вижу и буду видеть перед собой до конца дней. Это было непостижимое что-то. Вижу его руки, спину, вижу глаза чудные - это преследует меня несколько десятилетий. Не забыть Массалитинова, Леонидова, Качалова, не забыть ничего...».

Из частной театральной школы пришлось уйти: нечем было оплачивать уроки. Трудно сказать, как сложилась бы после этого судьба талантливой девушки. Но ей везло на встречи. В один из зимних вечеров, когда она, замёрзшая, стояла у колонны Большого театра в раздумьях, что предпринять, к ней подошла знаменитая балерина Екатерина Гельцер: «Фанни, вы меня психологически интересуете». С этого началась их дружба. Гельцер ввела Фаину в круг своих многочисленных друзей, брала на спектакли во МХАТ. Как говорила впоследствии Раневская: «Это были мои университеты». Судьба подарила ей знакомство с поэтами Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским. Она увидела на сцене Шаляпина, Веру Холодную и Станиславского, Качалова, в которого влюбилась без памяти... Летом 1915 года Гельцер устроила свою закадычную подругу в дачный театр в подмосковной Малаховке, где в летнее время играли многие прославленные актёры. Выходы в массовках, роли без слов за 20 рублей в месяц.... Однажды она решилась подойти к знаменитому трагику Певцову и наивно спросила: «Что мне играть?». «Ты просто должна меня очень любить. И пусть всё, что происходит со мной, тебя трогает и волнует. Вот и всё», - ответил актёр. После спектакля он оглянулся на отчаянный плач за кулисами и увидел сидящую прямо на полу ту самую девушку, которая, всхлипывая, подняла на него глаза и сказала: «Я так любила вас весь вечер». «Запомните эту девушку, друзья, - сказал взволнованный Певцов. - Она будет настоящей актрисой».

От Керчи до Симферополя

С окончанием летнего сезона начались очередные мытарства, закончившиеся подписанием договора на 35 рублей в месяц «со своим гардеробом» на роли «героини-кокет» с пением и танцами» в антрепризе Ладовского в Керчи. Провинциальная история её жизни затянулась на несколько лет. Спектакли сборов не приносили, театр прогорел, и, распродав свой гардероб, Фаина отправилась в Феодосию, в антрепризу Новожилова. Но и здесь её ждало разочарование: руководитель в конце сезона сбежал, не заплатив актёрам ни копейки. Короткий крымский период закончился, чтобы потом начался второй. Пока же она отчаянно думала, что предпринять. Надежды на семью не было - весной 1917 года всё семейство Фельдманов на собственном пароходе «Святой Николай» эмигрировало в Турцию.

В отчаянии Фаина перебирается в Кисловодск, потом в Ростов-на-Дону, где судьба не просто улыбнулась ей, а преподнесла неожиданный дорогой подарок: знакомство с известной провинциальной актрисой Павлой Вульф, которую девушка умоляла дать ей любую роль, лишь бы находиться с нею на одной сцене. Не имея возможности взять просительницу в труппу, Вульф приняла её в семью, сжалившись над попавшей в безысходность Фаиной. Уроки, преподнесённые Павлой Леонтьевной, стали по сути той «театральной школой», которую Раневская исповедовала всю дальнейшую жизнь. Первой большой ролью Раневской, подготовленной под руководством Вульф, была Маргарита Каваллини в пьесе «Роман». Сохранились воспоминания Павлы Леонтьевны с откровением: «Я почувствовала, каким огромным дарованием она наделена. Но роль не смогла полностью раскрыть возможности начинавшей актрисы».

Крымский период (с 1918-го по 1921 год) был нелёгким, голодным и холодным, принёс испытания красным и белым террором. Играть приходилось в неотапливаемых театрах. Вспоминая о том периоде, Фаина Григорьевна признавалась, что выжить удалось благодаря поэту Максимилиану Волошину, с которым познакомилась.

В Симферополь они с Вульф попали в 1919 году, стали играть в актёрском товариществе, которым руководил Ермолов-Бороздин.

- Сезон открылся 26 сентября гоголевским «Ревизором», - рассказывает заведующая литературной частью Крымского академического русского драматического театра Людмила Касьяненко. - Затем играли «Осенние скрипки» по пьесе И. Сергучёва, «Дворянское гнездо» по Тургеневу, «Дни нашей жизни» по Леониду Андрееву и «Вишнёвый сад» Чехова, в котором Раневская сыграла роль Шарлотты, закрепившую за ней амплуа характерной актрисы. Тогда впервые в её репертуаре возникла тема человеческого одиночества, душевной неприкаянности, ставшая потом одной из главных в творчестве актрисы. Игравшая с ней Павла Вульф вспоминала: «Как сейчас вижу Шарлотту-Раневскую. Длинная, нескладная фигура, смешная до невозможности и в то же время трагически одинокая...... Какое разнообразие красок было у Раневской и одновременно огромное чувство правды, достоверности, чувство стиля, эпохи, автора! И какое огромное актёрское обаяние, какая заразительность...». На симферопольской сцене Раневская играла Машу в «Чайке» Чехова, Манефу в «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, сваху в «Женитьбе» Гоголя, Настю в «На дне» Горького.

В Симферополе началась длившаяся долгие годы дружба Раневской и драматурга Константина Тренёва. Восхищённый её дарованием, он пришёл познакомиться с актрисой, а позже принёс свою пьесу. «Константин Андреевич смущался и всячески убеждал Павлу Леонтьевну в том, что пьеса его слаба и недостойна её таланта, - вспоминала Раневская. - Такое необычное поведение меня пленило и очень позабавило.... В Москве Константин Андреевич читал нам «Любовь Яровую», не преувеличу, если назову эту пьесу гениальной...».
В «Любови Яровой» Раневская сыграла в Москве Дуньку.

Заслуженная Васса Железнова

Раневская объездила множество провинциальных городов, сменила не один театр, сыграв около 300 ролей, прежде чем режиссёр Александр Таиров пригласил её в 1931 году в Московский камерный театр на роль Зинки в спектакле «Патетическая соната». Потом она работала в Театре Красной Армии, где сыграла горьковскую Вассу Железнову, за которую была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. А вскоре молодой режиссер Михаил Ромм пригласил Раневскую в свою первую немую картину «Пышка», где она сыграла роль госпожи Луазо. Свои впечатления о съёмках она выразила с присущей ей образностью: «Представьте, что вы моетесь в бане, а туда пришла экскурсия». После первого киноопыта она клялась, что никогда больше сниматься не будет. Но клятвы не сдержала, бросила театр и «в хвост и в гриву» снималась в кино. После «Думы про казака Голоту», «Человека в футляре» и «Ошибки инженера Кочина» был тот самый «Подкидыш» по сценарию поэтессы Агнии Барто и артистки Рины Зелёной, в котором из уст героини Раневской прозвучала придуманная актрисой фраза: «Муля, не нервируй меня», которая ушла гулять в народ и стала после этого раздражать актрису. Перед войной вышла картина «Мечта», где она играла с Ростиславом Пляттом. В эвакуации в Ташкенте она снималась и чуть ли не каждый день встречалась с поэтессой Анной Ахматовой, ведя разговоры о поэзии, искусстве, жизни. Летом 1945-го, за год до своего 50-летия, в Москве актриса перенесла тяжёлую операцию, которую делали в «лучшей больнице Союза», которую она назвала «кошмаром со всеми удобствами». Потом были съёмки в фильме Григория Александрова «Весна», где она играла вместе с Любовью Орловой. Одновременно работала в Театре имени Моссовета, о котором потом отозвалась с откровенной беспощадностью: «В театре небывалый по мощности бардак, даже стыдно на старости лет в нём фигурировать. Со своими коллегами встречаюсь по необходимости с ними «творить», они мне все противны своим цинизмом, который я ненавижу за его общедоступность... Трудно найти слова, чтобы охарактеризовать этот... театр, тут нужен гений Булгакова. Уж сколько лет таскаюсь по гастролям, а такого стыдобища не помню». Для своей спекулянтки в спектакле «Шторм» Билль-Белоцерковского с разрешения автора она сама придумала текст. Постановка имела долгую жизнь, сцены актрисы заканчивались несмолкаемыми овациями публики. Завадский убрал персонаж из спектакля, объяснив Раневской: «Вы слишком хорошо играете свою роль спекулянтки, и от этого она запоминается чуть ли не как главная фигура спектакля...». На что Фаина ответила: «Если нужно для дела, я буду играть свою роль хуже».

В 1961 году после фильма «Осторожно, бабушка» ей присвоили звание народной артистки СССР. 80-летие актрисы отметили награждением её орденом Ленина. Говорят, Леонид Брежнев, вручая в Кремле награду, произнёс сакраментальное: «Муля! Не нервируй меня!». И услышал: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются мальчишки и хулиганы». Смущённый генсек попытался оправдаться: «Простите, но я вас очень люблю».

Любили Раневскую все, кто знал, кто видел её на сцене и экране. Чувство юмора не покидало её до последнего дня и помогало бороться со старостью. Отказ от юбилейных торжеств она аргументировала так: «Вы сейчас наговорите речей. А что же будете говорить на моих похоронах?». Уход со сцены за девять месяцев до смерти объяснила: «Мне надоело симулировать здоровье». А отказ написать мемуары мотивировала тем, что «это была бы жалобная книга». Сохранились только отрывочные заметки, зарисовки, мысли по тому или иному поводу. Но и этого достаточно, чтобы насладиться общением с яркой личностью.

Мысли Раневской вслух

«Старость - это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность». «Я ведь ещё помню порядочных людей... Боже, какая я старая!». «Успех - единственный непростительный грех по отношению к своему близкому». «Спутник славы - одиночество». «Одиночество как состояние не поддаётся лечению». «Оптимизм - это недостаток информации». «Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно».

Критика

В. Пименов: «Актриса Раневская владеет двумя высшими тайнами актёрского мастерства. Она заставляет вас плакать, она заставляет вас смеяться».

Партнёры. Осип Абдулов: «Фаина - и героиня, и травести, и гранд-кокет, и благородный отец, и герой-любовник, и фат, и простак, и субретка, и драматическая старуха, и злодей. Все амплуа в ней одной. Раневская - характерная актриса?! Чепуха! Она - целая труппа!».

Из прессы

В 1944 году в одном из американских журналов был опубликован отзыв президента Соединённых Штатов Америки Рузвельта: «Мечта», Раневская, очень талантливо. На мой взгляд, это один из самых великих фильмов земного шара. Раневская - блестящая трагическая актриса».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.