«Но затея не удалась...»

19 Август 2011 916
Танки на Калининском проспекте в Москве в августе 1991-го. Фото с сайта www.rg.ru
Танки на Калининском проспекте в Москве в августе 1991-го. Фото с сайта www.rg.ru

Сегодня исполняется 20 лет со дня начала августовского путча, провалившаяся попытка которого окончательно и бесповоротно привела в декабре 1991 года к развалу Советского Союза.

Последний гвоздь в гроб империи

Спустя два десятилетия споры вокруг этого события не утихают: уж слишком велика и значительна, как тогда казалось многим советским людям, была цель ГКЧП - сохранить СССР, уже начавший к 1991 году, по мнению некоторых историков, распадаться. Накануне 20-летия путча ГКЧП «единственный и неповторимый» президент Советского Союза Михаил Горбачёв определённо решил закрепить в сознании человечества некий исторический миф - о самом себе и перестройке второй половины 1980-х годов. Такой вывод можно сделать из его развёрнутых интервью авторитетным западным изданиям (к примеру, Der Spiegel, The Guardian), в которых Михаил Сергеевич дал понять, что перестройка была продуманным комплексом стратегических реформ, «революцией сверху», затеянной им и его командой с целью преобразования СССР в демократическое государство с рыночной экономикой. И если бы ему дали возможность довести перестройку до запланированного завершения, то мы сейчас бы жили почти как в Западной Европе. Если бы не две группы заговорщиков: одна - во главе с тогдашним главой Комитета государственной безопасности Владимиром Крючковым, которая собственно и организовала ГКЧП, другая - под руководством Бориса Ельцина. Говоря сегодня о нём, Горбачёв не скрывает своего сожаления, что тогда не отправил его послом в какую-нибудь бывшую британскую колонию.

- Надо было отправить его послом в банановую республику, чтобы он там курил кальян в тишине и покое, - сказал бывший советский лидер.

Сожалеет мистер Горби и о том, что отправился тогда в августе в солнечный Крым.

- Мне не надо было уезжать в тот отпуск. Это была ошибка, - признаёт он сегодня.

Вместе с тем Горбачёв похвалил тогдашнего президента Соединённых Штатов Джорджа Буша-старшего за его поддержку: тот пытался остановить движение за независимость на Украине и в государствах Балтии, осознавая нестабильность, которая может наступить в случае распада СССР.

Несмотря на эти, очевидно, более чем скромные попытки со стороны американского лидера, весь советский народ хотел сохранить СССР, о чём красноречиво свидетельствуют результаты Общесоюзного референдума, проведённого в марте 1991 года. Ряд историков и политологов утверждает, что Советский Союз можно было спасти и даже после провала «путча ГКЧП», если бы не ох как охочая до власти номенклатура союзных республик, которая немедленно воспользовалась моментом и отправилась в свободное плавание. Хотя, как считает российский политолог Роман Белковский, «смертный приговор» Советскому Союзу был подписан ещё в марте 1990-го, на III съезде народных депутатов СССР, когда была отменена 6-я статья Советской Конституции (о «руководящей и направляющей» роли партии), а параллельно введён пост президента СССР.

- Решившись на такие шаги, лидер перестройки вбил в гроб своей империи последний гвоздь,- утверждает эксперт. - Дело в том, что главной миссией СССР (согласитесь, государство с таким названием могло бы существовать в любой части земного шара с каким угодно этническим составом населения) была реализация глобального коммунистического проекта, который должен был в конечном счёте обнаружить своё превосходство над либерально-капиталистическим проектом Запада.
К 1990 году Горбачёв увидел, что авторитет КПСС падает необратимо - во многом как следствие политики гласности. Тут он и решил последовать совету не читанного им Александра Солженицына («Письмо вождям Советского Союза» от 1973 года): сохранить власть, отказавшись от идеологии. Но без идеологии СССР был просто не нужен. Интегрироваться в «цивилизованный мир» союзные республики вполне могли и поодиночке, руководствуясь принципом Остапа Бендера: у меня есть все основания полагать, что с вашим делом я справлюсь и без вас. Заменив «сакральную» (идеологическую) вертикаль власти «светской», Горбачёв обрушил и то, и другое. С марта 1990-го вопрос роспуска СССР стал лишь делом времени, причём ближайшего.

А к середине лета 1991-го, по мнению Белковского, Советский Союз уже потерпел полный крах - как политический, так и экономический.

- Союзные республики стремительно становились независимыми де-факто, - утверждает он. - В экономике 120 миллиардов внешнего долга, возникших всего за несколько горбачёвских лет, сочетались с распадом хозяйственных связей и бурно нараставшим товарным дефицитом.

Запад помогать обанкротившемуся президенту СССР больше не хотел: в июне 1991-го страны G7 отказали Горбачёву в очередных 30 миллиардах экстренного мегакредита. Так что смехотворный псевдомятеж под руководством вице-президента Янаева, возможно, должен был снять ответственность за крах империи с самого «форосского пленника» Горбачёва, но в судьбе советской империи он уже ничего не мог изменить ни при каких обстоятельствах.

По мнению доктора исторических наук Сергея Чешко, решающей позицией, которую сдал Горбачёв в надежде предотвратить дезинтеграцию страны путём компромиссов, стало признание им в начале 1991 года допустимости сочетания федеративных и конфедеративных связей внутри СССР. Это, полагает учёный, было моментально использовано для того, чтобы похоронить идею федерации.

- Совершенно профанированным и запутанным оказалось понятие «суверенитет». Одни толковали его как полную независимость, другие - как ограниченный суверенитет в рамках СССР, - пишет он. - Поэтому, например, декларации и законы союзных республик о суверенитете, а также результаты референдума 17 марта 1991 года можно было интерпретировать каким угодно образом. Логика «независимцев» состояла в том, что для ликвидации пороков унитаризма требовалось построить не федерацию, а ликвидировать само государство и в лучшем случае создать на его месте некий межгосударственный союз. Августовский путч прервал договорный процесс, «независимцы» в бывших союзных республиках использовали его как отличный предлог для того, чтобы отбросить даже видимость лояльности к Конституции СССР. Опять сработала та самая политическая логика, в которой трудно обнаружить здравый смысл: ГКЧП выступил против намечавшегося к подписанию проекта союзного договора, и поэтому победители отвергли договор.

Точка невозврата

Американский учёный Генри Тайфель, автор теории социальной идентичности, обратил внимание на то, что этническое меньшинство может многое терпеть до тех пор, пока оно убеждено, что государственная власть является стабильной или легитимной, или тем и другим одновременно. И в этом смысле августовский путч, положивший конец и стабильности, и легитимности центральной власти, стал точкой невозврата. В первые дни после путча одностороннее провозглашение независимости приобрело лавинообразный характер: в течение 15 дней семь республик объявили о своей суверенности. Вот тогда и рухнули последние три опоры СССР: союзные силовые структуры, армия и Коммунистическая партия Советского Союза. 23 августа 1991 года тогдашний президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР». На следующий день Горбачёв сложил с себя полномочия генерального секретаря Центрального Комитета КПСС. После этого пост генсека фактически прекратил своё существование. Сама же КПСС, несмотря на призывы Горбачёва к самороспуску, продолжала существовать вплоть до 6 ноября, когда Ельцин подписал указ о прекращении её деятельности.

Тем временем ослабление центральной власти привело к усилению республиканских лидеров. Однако примечательно, что будущий президент «незалежной» Украины, а тогда председатель Верховного Совета УССР Леонид Кравчук, мечтавший о собственной «национальной гвардии» и обновлённом СССР, в своём историческом выступлении вечером 19 августа не осудил ГКЧП, сказав лишь, что на Украине чрезвычайное положение не вводится и республика продолжает мирно работать. В Украинской Советской Социалистической Республике до августа 1991 года вообще мало кто предполагал, что она так скоро обретёт «незалежнiсть». Ведь ещё 17 марта более 70% населения страны проголосовало за сохранение СССР.

И только уже после 22 августа, когда в Москве были арестованы члены ГКЧП, а Ельцин праздновал победу, Кравчук дал команду созвать Верховный Совет. 24 августа депутаты собрались и проголосовали за принятие «Акта провозглашения независимости Украины», автором которого выступил в недавнем прошлом диссидент Лев Лукьяненко. Даже украинские националисты признают, что обретённая «незалежнiсть» фактически была дарована стечением обстоятельств.

Теперь, в канун двадцатилетия путча, экс-президент, подписавший Беловежское соглашение, которое прекратило существование СССР, заявил, что сохранение значительного количества жителей Украины, ностальгирующих по Советскому Союзу, объясняется пропагандистской работой России и лояльных ей средств массовой информации. Более того, считая, что распад Союза - это «праздник для украинцев», Кравчук предостерёг от увлечения идеологией Русского мира, которую популяризирует патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

- Она не такая уже и невинная... Потому что её идеологи хотят объединения, не принимая во внимание границы, государственную независимость. Мол, государство само собой, а мы все объединены на основе веры. Здесь духовная позиция Московского патриархата совпадает с политикой Кремля, - предупредил Кравчук.

Комментируя эти высказывания политика, лидер партии «Русский блок», депутат городского Совета Севастополя Геннадий Басов заявил, что Кравчук является «предателем», допустившим развал единой страны, «а потому должен сидеть в тюрьме и отвечать за свои действия». Ранее аналогичную идею озвучил народный депутат Украины от Коммунистической партии Алексей Бабурин.

- За развал государства Кравчук должен сидеть в тюрьме и отвечать, - считает Басов. - Рано или поздно это произойдёт. Удивляет, когда начинает разглагольствовать человек, который развалил государство. Больше половины людей, живущих на Украине, застали времена СССР. Они без негатива отзываются о той стране, которая была. Тогда не было социального неравенства, беспредела, коррупции и всего того, что сейчас есть на Украине, - сказал севастопольский депутат. Говоря о предостережениях Кравчука, касающихся идеи Русского мира, которую популяризирует патриарх Кирилл, Басов отметил, что «Кравчук всю жизнь работал на разрушение».

Соцопрос

Согласно выводам экспертов Института социологии Национальной академии наук Украины, 30% граждан Украины испытывают ностальгию по СССР, 17% из них - молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. Заведующий отделом социальных экспертиз Института социологии Юрий Саенко объясняет желание вернуться в СССР хотя бы на бытовом уровне прежде всего социальным комфортом, который тогда предоставляло государство.

По его словам, сейчас люди ощущают беспокойство из-за трудностей в самореализации и, не находя себя в настоящем, смотрят в прошлое.

- Они (молодые люди) идут учиться, не зная, нужна им эта профессия или нет, не зная, будет ли у них работа и где они будут жить. Куча нерешённых проблем, - отметил он.

В то же время, согласно данным Института социологии НАН Украины «Мониторинг социальных изменений», 47,4% опрошенных граждан страны сожалеют о распаде СССР, не жалеют - 29,7% респондентов.

В тему

Президент общественной экспертной организации «Центр экономического развития», заслуженный экономист Украины Александр ПАСХАВЕР:

- Среди постсоветских стран Украина - единственная страна, которая не достигла советского периода - уровня экономики 1990 года. При этом, например, прибалтийские страны, Белоруссия, Казахстан достигли его между 2002 и 2006 годами. В 2008 году Украина была на уровне 75% 1990 года, а сейчас - на уровне 64%.