Двадцать лет без Родины

19 Август 2011 658

Двадцать лет назад в эти дни начался отсчёт последних месяцев в истории огромной многонациональной страны - Союза Советских Социалистических Республик. Официально страна прекратила своё существование в декабре 1991 года, когда никем не уполномоченная «тройка» - Б. Ельцин, Л. Кравчук, С. Шушкевич - вопреки воле большинства граждан страны подписала соглашение о роспуске Советского Союза. А началось всё в августовские дни, по воле судьбы, на нашем полуострове. На госдаче в Форосе отдыхал первый и, как выяснилось, последний президент СССР Михаил Горбачёв. Отсюда он направил ряду руководителей Союза документ «О проекте Договора о Союзе Суверенных Государств». В Крыму отказался от предложений будущих «гэкачепистов» не подписывать его - противоречащий итогам Всесоюзного референдума, на котором 76% населения страны сказали «да» сохранению Советского Союза. История развивалась уже в Москве: Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), созданный, как вспоминал генерал Валентин Варенников, чтобы «предпринять отчаянную попытку сохранить Советский Союз»; новоявленные демократы, ратующие за «свободу и независимость»; танки в столице ещё единого государства; «Лебединое озеро» на телеэкранах; победа «демократических сил» России; арест членов ГКЧП; возвращение из «ссылки» Горбачёва, сложение им полномочий как руководителя страны. И продолжение истории в Таллине, Риге, Киеве, Кишинёве, Баку, Ташкенте, Бишкеке (Фрунзе) - столицах союзных республик, одна за другой поспешивших в тот август заявить о своей независимости. Потом заявляли и в других бывших «сёстрах-республиках». Затем начались межнациональные конфликты, сопровождавшиеся многочисленными жертвами, передел собственности, упадок промышленности, сельского хозяйства, на улицах появились нищие и беспризорники, вклады обесценились, а цены взлетели..…. Двадцать лет назад, в августе 1991 года, были запущены жернова, в одночасье перемоловшие страну, которая была не по зубам даже гитлеровскому вермахту. «Крымская правда» спросила у крымчан: как они оценивают те события, что потеряли тогда и как прожили эти два десятилетия?

Александр, лидер молодёжной организации Крыма:

- По моему мнению, думаю, и по мнению большинства людей, то, что произошло двадцать лет назад с великой, непобеждённой внешним врагом, богатой и самодостаточной страной - Советским Союзом, - трагедия. Самая большая трагедия для всего многонационального советского народа, враз потерявшего Родину, для всех народов, живущих в нынешних независимых государствах, образовавшихся на осколках большой страны. Люди потеряли уверенность в завтрашнем дне, чувство гордости за свою страну, чувство защищённости. Я не говорю уже о материальных потерях: сбережения, работа, достойная старость, возможность бесплатно отдыхать, лечиться, учить детей. Яркий пример - очередь в столичные детские сады, давно перевалившая за тысячные отметки. В советское время детсадов было много и никаких проблем с устройством ребёнка не было, а сейчас родители вынуждены сразу после рождения малыша очередь занимать, ждать годами. А семьи, разорванные границами по живому, а новые слова в обиходе: бандитизм, беженцы, терроризм, рейдерство.... На мой взгляд, от происшедшего выиграла только небольшая горстка людей, сумевших прихватить народное добро, десятилетиями создававшееся людьми, их отцами, дедами. Отсюда у нас и миллиардеры, и олигархи, и чинуши, жирующие за счёт простого униженного и оскорблённого народа. Разве можно гордиться этими «достижениями» двух десятилетий, когда уровень жизни простых тружеников опустился до самой низкой отметки, когда всё зависит от очередного западного транша? Мне кажется, только возрождение единого государства на базе трёх восточнославянских стран - России, Белоруссии и Украины, а также всех, кто пожелает к ним присоединиться, тот же Казахстан, к примеру, только это залог будущего наших многонациональных стран. Либо единство, общая экономика, либо уготованная нам Западом роль сырьевого придатка и дешёвой рабсилы.

Владимир Васильевич, пенсионер:

- Что потеряли тогда? Всё! Двадцать лет без Родины, личного общения с близкими, по чьей-то злой воле оказавшимися за границей, сбережений, накопленных честным трудом. Вот я сейчас на заработки еду, а думал ли когда-нибудь, что я, бывший военный, инвалид, вынужден буду на старости лет подрабатывать, потому что на пенсию выжить невозможно. Цены растут, а качество жизни ухудшается. Раньше моя любимая колбаса стоила 1 рубль 20 копеек за килограмм, а сейчас на ту же сумму в гривнах я и ста граммов не куплю, не говоря уже об изменившемся вкусе. В общем, это была большая ошибка и беда. Но надежда, что всё ещё когда-нибудь наладится, пока остаётся. Хочется верить в это.

Людмила Ивановна, пенсионерка:

- Ох, и вспоминать не хочется те тревожные и грустные дни, что обрушились на нашу Советскую Родину с августа по декабрь 1991 года. В них, мне кажется, в предательстве партноменклатурой собственного народа и кроется источник всех неприятностей, что обрушились на жителей бывших пятнадцати республик. Потеряли всё: уверенность, возможность с гордостью говорить: «Я - гражданин своей страны», общаться с роднёй. У меня родные в России остались, так с момента распада страны мы с ними и не виделись - не по карману пенсионеру поездки дальше своего города. Все эти годы прошли в борьбе за право, казавшееся раньше таким естественным: жить нормально. Конечно, очень хочется, чтобы было единство, как и раньше. Очень.

Кирилл, временно неработающий:

- В материальном плане тогда потерял немного: деньги на книжке, что мама для меня откладывала. А в моральном... - не знаю. Вообще мне кажется, что в те годы всё к этому развалу и шло. Сказать, что сейчас жить стало лучше, тоже не могу. Всё относительно.

 

 

 

Иван, рабочий:

- Плохо помню те политические события, мне было всего 7 лет. Но помню, что родные очень переживали. Говорили, что потеряли всё. Даже последние сбережения: у бабушки на книжке было 15 тысяч - большие по тем временам деньги. Всё обесценилось. Вообще при СССР, сколько я помню из своих детских ощущений и знаю по рассказам родных, было лучше. А сейчас очень трудно, особенно простым людям.