Трагедия непризнанной республики

Как уничтожали Сербскую Краину

12 Август 2011 962
Нет ничего страшнее войны.
Нет ничего страшнее войны.

Окончание. Начало в №144 от 10.08.2011.

Затишье перед «Бурей»

Надежда на прекращение войны оказалась обманчивой. В сентябре 1994 года Пентагон начинает подготовку хорватских военных к решающему броску. В течение целого года подготовка велась по всем направлениям. Начальник военной разведки США Фред Сойстер был освобождён от своих обязанностей и переброшен в столицу Хорватии Загреб, где возглавил военные приготовления. Вопреки действующему эмбарго, принятому ООН и запрещающему поставку оружия воюющим в Югославии сторонам, Туджман получает оружие из Германии, Австрии, Ирана и с Украины... На вооружение армии поступило огромное количество военной техники, в том числе бронированные вертолёты «Ми-24», истребители-бомбардировщики «МиГ-21», бронетранспортёры советского производства, подаренные Горбачёвым ФРГ. Американцы предоставили хорватам полный комплект разведданных. Готовится масштабное наступление на Сербскую Краину. Против сербов выступает объединённый Запад.

Операцию «Буря» разрабатывала и напрямую руководила штурмом Сербской Краины американская военная компания MPRI. Несмотря на то, что компания частная, на неё работали бывшие генералы США. Она имеет контрактные отношения с НАТО.

В первых числах мая хорваты проводят операцию «Молния» и оккупируют Западную Славонию. Этот район прикрывал с севера Большую Сербию и Краину. В течение сорока часов хорватская армия взяла Ясеновац, Окучани и Стару Градишку. Но это поражение не опечалило сербскую общественность, все были уверены в том, что в ближайшее время утраченные позиции будут возвращены.

В июле 1995 года в Лондоне встречаются немецкий министр иностранных дел Клаус Кинкель, госсекретарь США Уоррен Кристофер и хорватский дипломат Миромир Зузуло. На встрече они утверждают план вторжения.
Со стороны Сербии хорватам гарантировали невмешательство, так как Слободан Милошевич ставил целью снятие экономических санкций к октябрю и не был готов к войне. 27 июля американское посольство в Хорватии рекомендовало покинуть страну гражданам Америки, в тот же день сербы объявили о введении в республике военного положения. На следующий день армия Боснии и Герцеговины совместно с регулярными частями армии Хорватии нанесла удар южнее Книна, захватив два города: Гламач и Босанско Грахово. Теперь хорваты располагали возможностью нанести удар по Сербской Краине с двух выгодных плацдармов: с северного - из Западной Славонии и с южного - из района Гламоча и Грахова. В тот же день Туджман предъявляет Республике Сербская Краина ультиматум о реинтеграции, сербы соглашаются, но уже поздно.

В конце июля перед сербским народом выступают президент Краины Милан Мартич и сербский патриарх Павле и обещают поддержку со стороны Сербии. 1 августа 1995 года в Хорватии проводится полная мобилизация. На границах с Краиной начинают сосредотачиваться войска, правительство покидает столицу Книн.

Из генштаба армии Югославии поступает информация о предстоящей агрессии. Данные поступали и от сочувствующих канадских и французских офицеров «голубых касок». Были случаи, когда хорватские гражданские и военные переходили границу и предупреждали сербов о предстоящем нападении. Американский посол в Хорватии Питер Гэлбрейт утверждает, что Милошевич дал гарантии невступления Югославии в войну и что Югославия не будет наносить удары по хорватским городам.

Последний бой

Операция «Буря» началась утром 4 августа 1995 года наступлением 200-тысячной хорватской армии (самой крупной армии в Европе после второй мировой войны) на Книн. При этом, как дым, рассеялись «голубые каски» ООН, размещённые в Краине.

В первый же день была совершена злодейская провокация, когда огромная волна дезорганизующих команд по радио- и телекоммуникациям обрушилась на республику. От имени высшего руководства мирному населению предлагалось отступать в Боснию. Армия краинских сербов, состоявшая из пятнадцати тысяч боеспособных солдат, героически сражалась до последнего патрона.
У Велебита окружённые сербы оказали сопротивление хорватам, беспрепятственно прошедшим сквозь французских «миротворцев». Когда им на помощь выдвинулась резервная часть, французы под угрозой применения оружия не пропустили сербов. Позже были найдены тела героев, люди до сих пор не могут забыть этот эпизод с «миротворцами».

В ожесточённой битве за древний город Книн разгорелось танковое сражение, после девятичасовой обороны сербы отступили. Шли бои за Петринью и Глину. Из Белграда помощи не поступало. Милошевич в телефонном разговоре сказал Мартичу, чтобы Краина продержалась сама пять - шесть дней, а он что-нибудь придумает. Мартич подписал приказ о плановой эвакуации Книна, Бенковаца, Оброваца, Дрниша и Грачаца. До сих пор не утихают споры, был ли приказ преступным и предательским или же благодаря этому приказу удалось вывести из-под хорватского огня сотни тысяч жителей.

Вечером 4 августа два самолёта НАТО с авианосца «Теодор Рузвельт» атаковали сербские ракетные позиции под Книном. Ещё два самолёта бомбят сербскую авиабазу Удбина. В НАТО бомбардировку оправдали тем, что возникла угроза жизни пакистанских «миротворцев» и по запросу военных необходимо было действовать «решительно». С этого дня и на протяжении всей операции НАТО глушит все сербские средства связи. К ночи
4 августа бои затихли.

5 августа сербские войска стали покидать Книн. После двух дней непрерывных обстрелов от города остались руины, улицы были завалены убитыми и умирающими людьми.

Министр иностранных дел Германии Клаус Кинкель в своём обращении заявил: «Мы не должны забывать о годах сербской агрессии... Сербы слишком долго испытывали терпение Хорватии». Позже немцы также скажут, что «Германия разделяет радость военного успеха и выражает вам похвалу за эту войну».

К ночи 5 августа в Хорватии началось победное празднование. Улицы заполонили солдаты, размахивающие хорватскими, американскими и немецкими флагами и распевающие «Спасибо тебе, Германия». Министр обороны Хорватии Гойко Шушак заявил, что Республика Сербская Краина ликвидирована.

После нескольких дней агрессии в Краине из полумиллионного населения осталось не более пяти тысяч человек, остальные бежали в Сербию. За четыре дня погибло около 14 тысяч гражданских лиц, 12 тысяч пропало без вести. После 9 августа из общего количества отступающих сербов пропало без вести ещё шесть тысяч человек. Беженцев бомбят самолёты НАТО и хорватская авиация, ведётся артиллерийский обстрел сербов на дорогах. Бесконечные колонны сербов хорваты атакуют непрерывно. Хорватские дети и католические священники забивают женщин кирпичами и арматурой, закалывают вилами. Со времён второй мировой войны не погибало такое количество людей в Европе за такой короткий отрезок времени.

Так пала Республика Сербская Краина.

Из воспоминаний миротворцев:

«Снаряды падали повсюду, в том числе и на жилые дома. Количество пострадавших людей было очень большим. Четверть всех домов в Книне были разрушены. Только семь целей с натяжкой можно было назвать военными».

Александр ДРЕМЛЮГИН.