Трагедия непризнанной республики

Как уничтожали Сербскую Краину

11 Август 2011 1135

После завершения операции «Буря» 7 августа 1995 года с карты мира исчезла республика Сербская Краина. Мало кто знает, что это была одна из самых масштабных и кровопролитных военных операций в Европе со времён второй мировой войны. Это событие затерялось в балканском котле на фоне бомбардировок Белграда и Косово. Краина была впервые присоединена к «Великой Хорватии» по приказу Гитлера в 1941 году, после нападения на Югославию. Из двух миллионов сербов четверть были убиты, двести тысяч насильственно обращены в католичество. В концлагере «Ясеновац» миллион человек, в основном сербы и евреи, были уничтожены. После войны коммунистическое правительство во главе с хорватским лидером Иосипом Броз Тито оставило Краину в составе Хорватии.

Время перемен

В августе 1989 года из Конституции Социалистической Республики Хорватия, на территории которой проживал миллион сербов, изымается положение о сербском языке как языке сербов Хорватии. Ситуация усугубляется в начале девяностых после появления на политической арене будущего президента Хорватии Франьо Туджмана. Первым делом националист и антисемит, известный миру фразой: «Я благодарен Богу, что моя жена - не сербка и не еврейка», уничтожает «музей жертв усташского геноцида» и братское кладбище в Ясеноваце. Начинаются массовые увольнения сербов с работы, закрываются сербские школы, вводится запрет на сербско-хорватский язык на основе кириллицы. Одновременно с этими событиями происходит смена хорватской символики, возрождается печально известная «шаховница» - флаг «Великой Хорватии» времён гитлеровской оккупации, ненавистный многим народам Югославии символ. По всей стране начинаются аресты и исчезновения сербов. В Загребе местный парламент принимает Конституцию Хорватии, которая провозглашается «национальным государством хорватского народа». 25 декабря 1990 года вступает в силу закон, по которому сербы признаются меньшинством и не имеют права на самоорганизацию.

20 февраля местный парламент выносит постановление о том, что на территории Хорватии югославские законы недействительны. Спустя неделю краинские сербы принимают решение, что на их территории действуют только законы Федеративной Югославии. Все сербские общины Краины провозглашают независимость от Хорватии. В марте проходят первые бои: у селения Панкрац, затем у заповедника «Плитвицкие озёра». Впоследствии хорваты оправдывали своё вторжение в Краину тем, что эта земля исторически принадлежит им.

Двойные стандарты Запада

В это время в Хорватию съезжаются наёмники из Европы. Первая интернациональная группа была сформирована в Загребе, в её состав входили австрийцы, немцы, американцы, испанцы, англичане, французы. 12 мая 1991 года в Краине проходит референдум о независимости, который в соответствии с духом двойных стандартов был осмеян западными СМИ как «фарс, прикинувшийся демократией». Никто не собирался считаться с волей краинских сербов. Прошедший через неделю в Хорватии референдум о «независимости и самоопределении» был воспринят на Западе с должным пониманием и уважением.

25 июня Хорватия провозглашает полную независимость от Югославии. Через месяц на заседании президиума СФРЮ в расширенном составе было принято заявление «о неприменении силы». Но хорватскому руководству этого показалось мало. Франьо Туджман призвал население готовиться к всеобщей войне за оборону Хорватии. Осенью начался массовый террор по всей Краине.

23 ноября 1991 года руководство Югославии согласилось с планом Сайруса Вэнса, предусматривавшим вывод Югославской народной армии из Хорватии, возвращение беженцев, создание полиции на многонациональной основе и разоружение краинских сербов.

Оправданная жестокость

С лета 1991-го по январь 1992-го идут тяжёлые бои за Восточную и Западную Славонию. Как и полвека назад, начался геноцид сербского населения. Не стоит забывать, что Сербская Краина, Бания, Кордун и Лика являлись одними из самых мощных крепостей Народно-освободительной армии Югославии, успешно сражавшейся против оккупантов во время второй мировой войны. Поэтому люди вновь взялись за оружие и дали бой «новоиспечённым усташам».

В январе 1993 года хорваты оккупировали Равни Котари и дамбу у Перучи, которую долгое время защищала одна семья. Если бы им удалось подорвать дамбу, вода с трёхсотметровой высоты смыла бы город Синь.

В сентябре 1993 года хорватские силы атаковали «Медакский карман» - группу деревень на адриатическом побережье к северу от Задара. Операция носила кодовое название «Выжженная земля». Контроль над этой территорией был передан миротворческим силам, но до того она была полностью «очищена» от сербов - беспомощного гражданского населения. Все дома были сожжены, скот вырезан, сельхозинвентарь разграблен, а колодцы отравлены. Существуют опубликованные материалы, из которых следует, что пленных сербов сажали на кол, выкалывали им глаза, отрезали уши, живыми бросали в шахты. Но до сих пор Гаагским трибуналом не возбуждено ни одного уголовного дела ни по одному из этих фактов. Можно сделать вывод, что так называемые «миротворцы» ООН чаще следовали принципам невмешательства. По свидетельству самих канадцев, хорваты платили огромные деньги, чтобы те не препятствовали им. Таким же образом хорваты приобретали форму миротворческих войск и спокойно проникали в сербские сёла в компании иностранных солдат. Впоследствии у нескольких «миротворцев» были диагностированы «подозрительные» заболевания. Канадцы взяли пробы воды и почвы, в которых обнаружили следы боевого химического оружия. По неизвестным причинам эта информация не получила должного внимания ООН.

* * *

В феврале 1993 года, после нападения хорватов на Краину, находившуюся под защитой миротворцев ООН, Слободан Милошевич в интервью российской газете «Правда» обвинил Германию в распаде Югославии:

«О позиции Сербии... Мы её никогда не меняли: всегда стояли за мирное решение вопроса. Мы не оспаривали и не оспариваем право какого-либо народа на самоопределение. Подразумевается, что подобное право имеет и сербский народ. Вы помните, что произошло. Словения и Хорватия в одностороннем порядке отделились от Югославии, отделились с применением силы. Эти шаги сразу же поддержал, кто в этом был кровно заинтересован. Мы столкнулись с удивительным фактом: международное сообщество признало право на отделение более весомым, чем право остаться в своей стране. Так было совершено большое преступление: разрушена Югославия - страна, являющаяся одним из основателей ООН. Скажу прямо: за всеми этими событиями стоит политика Германии. Именно в интересах немецко-католического альянса - разрушение не только нашей страны, но и вашей. Всё началось с объединения Германии. Как только это случилось, Германия стала наказывать победителей второй мировой войны. Пресса с немецкой педантичностью разделила мир на хороших и плохих. «Хорошие» - это те, кто во второй мировой войне был с фашистами и проиграл войну. А «плохие» - те, кто не был с ними и выиграл войну... Югославию надо было разрушить. Югославия стала первой жертвой политики реваншизма».

Из воспоминаний миротворцев:

«Я видел старую женщину, у которой были выбиты глаза. Она держала мёртвого мужа на руках и отказывалась уходить с нами... Мы подняли одного человека, чтобы положить его в мешок, и его мозги вылились мне на ботинок... Мешки с телами были сложены в траве рядом с оградой, неожиданно появившийся хорватский танк несколько раз специально проехал по ним, даже не зная, были там трупы сербов, хорватов или мусульман».

(Окончание следует...)

Александр ДРЕМЛЮГИН.