В средние века - без машины времени

10 Август 2011 780
В разгар сражения.
В разгар сражения. Фото автора.

О том, что на территории Генуэзской крепости до сих пор живут средневековые рыцари, короли, священники и купцы вместе со своими жёнами и детьми, знают не только жители Судака, но и все приезжающие сюда на отдых туристы. «Люди из прошлого» с удовольствием открывают всем желающим тайны далёких эпох и посвящают в тонкости средневековых ремёсел. И всё это происходит в рамках XI международного рыцарского фестиваля «Генуэзский шлем», который в Судаке проходит каждое лето.

Сидящие у ворот Генуэзской крепости девушки в нездешних одеждах со смехом объясняют, что сейчас они - «зажиточные горожанки из Бургундии», и знакомят нас с настоящим рыцарем. Правда, ему немногим меньше тридцати и родом он из Харькова.

- На мне военный костюм ордена святого Иоанна Иерусалимского, известного так же, как Мальтийский орден, - с удовольствием рассказывает рыцарь с русским именем Иван. - Такие костюмы рыцари носили в конце XIV - начале XV века, в бой помимо доспехов надевали красную одежду с изображением белого восьмиконечного креста. Эти восемь концов обозначали восемь радостей, ожидающих праведника в загробном мире. Всё снаряжение весит около тридцати пяти - сорока килограммов, но звучит это страшнее, чем есть на самом деле. Если доспехи хорошо подогнаны, то, имея некоторую привычку, в них можно вполне свободно двигаться и даже прыгать. Вот только шлем я надеваю в самый последний момент, перед боем, потому что в нём очень жарко.

Интересно, что в этом году сценарий бугурта - театрализованного рыцарского сражения - больше похож не на приключенческий боевик, как это было в прошлые годы, а на любовную драму. По сюжету, у некоего князя была взрослая дочь - горбатая, косоглазая, кривоногая, злющая, к тому же ещё и колдунья. Молодой человек из другого княжества, которого она имела несчастье полюбить, чувств девицы не разделял, а потому отказал ей в довольно грубой форме, да ещё и собрался жениться на другой знатной красотке. Оскорблённая женщина, движимая чувством мести, объявила войну - и победила. Опоила любимого колдовским зельем, чтобы он и думать не мог ни о ком, кроме неё, его будущую жену посадила в темницу, а войско злодейки перебило всех, кто пытался ей противостоять. Классическая битва «добра и зла» получилась зрелищной, впрочем, как и всегда. Рыцари лупили друг друга так, что трещали доспехи, а щиты летели в разные стороны, пушки стреляли вполне по-настоящему, и огонь, который пожирал декорации в виде деревянных ворот крепости, тоже был настоящим.

- Мама, искры летят! - испуганно восклицает мальчонка лет пяти.

- Не волнуйся, все останутся живы! - успокаивает сынишку молодая мама.

После окончания бугурта малыш смог убедиться в этом лично: участники фестиваля с удовольствием фотографируются и общаются со зрителями. А потом приглашают всех пройти в «Город мастеров», без которого представить себе «Генуэзский шлем» уже невозможно. Там можно почувствовать себя настоящим рыцарем: покрутить в руках тяжёлые мечи, примерить доспехи, приобрести на память особенно понравившуюся деталь рыцарского костюма или пояс «под старину», который был в моде у купцов или священников несколько веков тому назад. А ещё можно пострелять из лука, научиться основам обращения с мечом и щитом, задать свой главный вопрос рунному оракулу и даже самому выковать нехитрый оберег для своего дома и семьи. И хотя из года в год мероприятия, которые предлагают зрителям участники «Генуэзского шлема», почти не меняются, поток желающих прикоснуться к средневековью туристов не иссякает, интерес их не угасает.

Кстати, по словам организаторов фестиваля, никаких особенных нововведений в программу фестиваля внести нельзя при всём желании, поскольку процесс исторической реконструкции конкретного временного отрезка - с XIII по XIV век, к тому же связанный территориально и исторически с Генуэзской крепостью, - просто не даёт такой возможности. Впрочем, организаторы отмечают, что в этом году ремесленников, принимающих участие в фестивале, едва ли не больше, чем «рыцарей», а потому не исключено, что в будущем году на территории Генуэзской крепости появится отдельный торгово-ремесленнический фестиваль.

Однако при этом количество участников фестиваля уменьшается с каждым годом, и если в 2005 году на «Генуэзский шлем» приехали 750 человек, то в этом году фестиваль примет вряд ли более 350. Это связано прежде всего с недавним финансовым кризисом: хорошие рыцарские доспехи стоят от 800 до 1500 долларов, и далеко не каждый способен выделить на снаряжение такую сумму. Проезд для участников из других стран тоже стоит денег, хотя безусловный плюс «Генуэзского шлема» в том, что ребята живут здесь бесплатно.

- К сожалению, мы ежегодно теряем рыцарей в тяжёлых доспехах, потому что у людей появляются другие интересы, - говорит организатор фестиваля Вячеслав Болтунов. - Фестиваль проходит в Крыму уже одиннадцать лет, за это время сменилось целое поколение его участников, и многие участники первых лет просто утрачивают интерес к реконструкции. Кроме того, фестивалей исторической реконструкции на Украине становится всё больше, поскольку люди понимают, что привлечение туристов в регион зависит от таких вот мероприятий. И если в 2001 году «Генуэзский шлем» был вторым на Украине фестивалем, посвящённым исторической реконструкции, то сегодня три таких фестиваля проводятся только в Крыму и около десяти - на Украине. Масштабные фестивали проходят в Германии и Польше, и наши ребята туда ездят. Кстати, не исключено, что в будущем году участники нашего фестиваля посетят Болгарию.

А пока у жителей и гостей Крыма ещё есть прекрасная возможность побывать в средневековье: фестиваль будет проходить 12-14 и 19-21 августа.