Аборигенные сорта яблок - вне конкуренции

10 Август 2011 3039
Урожай синапа в первый год посадки.
Урожай синапа в первый год посадки.

Одним из самых известных сортов крымских яблок является Кандиль синап. Слово «кандиль» происходит от тюркского «лампада», указывая на изящную форму и яркий, привлекательный вид яблока. «Синап», по одной из версий, - это слегка искажённое название турецкого города и мыса Синоп (все знают о триумфальной победе русского флота в битве при Синопе). Лампада из Синопа, пришедшая в Крым много веков назад, в здешних условиях изменилась настолько, что теперь турки уже не признают её своей, и дала начало множеству менее знаменитых, но не менее замечательных сортов - Сары синап, Кара синап, Белый синап и даже Алмаатинский синап, образовав сортотип синапов. Его «кровь» чётко прослеживается в форме и аромате многих аборигенных крымских сортов: Челеби, Гуль пембе, Долкран, Демир алма и других.

Цены на плоды Кандиль синапа всегда были гораздо выше, чем на самые дорогие европейские, «французские» сорта яблок, но в садах он занимал по площади второе место после Сары (Жёлтого) синапа. Одна из причин этого кроется в нежной кожице. При уборке крупное яблоко, падая с большой высоты, сбивало по пути ещё несколько штук, а падалица не имела товарного вида. Поэтому сады Кандиль синапа требовали более плотной защиты от ветра, очень внимательной уборки, тщательной упаковки плодов и аккуратной доставки, которая осуществлялась на конных подводах. С появлением железнодорожного сообщения площади садов под этим сортом значительно выросли.

Плоды Кандиль синапа правильной удлинённо-цилиндрической формы с притуплённым или несколько заостренным носком, ярко окрашены и замечательно красивы. Кожица тонкая, восково-белая с зеленцой, украшена широким размытым румянцем, заливающим солнечный бок плода. Особую прелесть придаёт яблокам тот лёгкий слой нежного воска, который обволакивает весь плод, из-за чего он бывает несколько жирноват на ощупь. Мякоть нежная, рыхлая, сочная, сладкая, очень приятного и даже превосходного вкуса, причём крайне редко пухнет, превращаясь по консистенции в варёный картофель. В лёжке яблоки хорошо сохраняются без холодильника до апреля, в промышленных условиях - до нового урожая.

Весной синапы зацветают почти на неделю позже основных европейских сортов, что в значительной мере предохраняет их от ранневесенних заморозков. Расцветают все синапы очень дружно, однако при неблагоприятных погодных условиях цветение может растянуться до трёх недель, что в значительной мере гарантирует хорошее опыление.

Яблоки на дереве держатся на тонких плодовых веточках, которые легко раскачиваются ветром, что способствует опадению плодов с сильнорослых деревьев, поэтому посадки данного сорта требуют хорошей ветрозащиты. Ряды его должны находиться в той части сада, где господствующие ветры теряют силу. Посадки на слаборослом подвое в значительной степени избавлены от этой опасности. Компактное приземистое дерево уже само по себе гораздо в меньшей степени подвергается воздействию резких порывов ветра.

После присоединения Крыма к России в первых описаниях крымских садов Кандиль синап почти не упоминается. Постройка железной дороги резко увеличила объёмы его производства, и плоды стали скупать вдвое дороже остальных яблок. Цена
колебалась от 5-6 до 8 рублей за пуд, тогда как в
те времена 5 рублей стоила корова с приплодом. В Москве же Кандиль продавался по 1-3 рубля за десяток, а в ресторанах Санкт-Петербурга его цена доходила до 5 рублей за штуку.

Сбор Кандиль синапа начинался после 20 августа, по достижении им технической спелости. Для дальней дороги яблоки обязательно заворачивали в бумагу, перекладывая специальной стружкой, на производстве которой безбедно жили целые деревни, и никогда не укладывали в ящики более четырёх рядов.

По словам Л. П. Симиренко, в Киевской губернии, к которой относилась и нынешняя Черкасская область, Кандиль синап переносил зимние холода гораздо легче, чем Бельфлер, и достигал почтенного возраста. Два дерева, посаженные отцом Льва Плато-новича, в возрасте старше пятидесяти лет приносили «плоды не менее крымского товара». И по сей день на Платоновом хуторе Кандиль синап, как и его потомки от скрещивания с местными сортами, растут на улицах между домами без всякого ухода, выполняя роль зелёных насаждений. Это не мешает им ежегодно устилать тротуары толстым слоем плодов, ибо урожай таков, что местные жители не в состоянии с ним справиться, а продавать его здесь, даже по гривне за ведро, просто некому. В то же время промышленные сады, заполненные «модными» европейскими сортами, невзирая на самый тщательный уход, дают урожай едва ли раз в три года, да и то лишь в такие благоприятные сезоны, как в 2005-м и 2008 году.

Окраска плодов у киевского Кандиля яркая, «заманчиво улыбающаяся», по вкусу отличить от крымского его могут разве что профессиональные дегустаторы, поэтому, по мнению классика садоводства, «уверения в том, что вне Крыма Кандиль не удаётся, есть ни на чем не обоснованная априорная ересь».

Одной из основных причин отказа современных садоводов от выращивания крымских аборигенов является якобы позднее вступление синапов в плодоношение, что не позволяет им соперничать с современными европейскими сортами. Это в общем-то верно, если учесть, что в давние времена сады закладывали в основном сеянцами. В Европе XVII-XIX века тех суперинтенсивных садов, которые мы сегодня называем «голландскими», тоже было, прямо скажем, немного, а Ренет шампанский или Кальвиль снежный в объёмной формировке ничуть не уступали по размеру нашему Кандилю. Это надуманный и ничем не обоснованный аргумент: кронированные двухлетки Кандиль синапа начинают плодоносить уже в питомнике и в год посадки способны дать промышленный урожай.

Одна из покупательниц удивлялась: посадила весной на даче деревце Кандиль синапа и, не найдя возможности за все лето побывать в своём саду, в сентябре обнаружила на нём девять яблок. Как полила при посадке, так и стоял всё лето: не полит, не опрыснут, ни разу не прополот - он и рос, выглядывая из сорняков. Как отреагировали бы на такие условия Эльстар или Джонаголд?

Случилось однажды принимать в гостях американца. На предложение угоститься родным Гольден делишесом, который и на Украине стал одним из ведущих сортов, ответил: «Терпеть не могу Гольден - от него супермаркетом несёт». При виде Кандиль синапа у него загорелись глаза. Гость долго вертел яблоко в руках, щупал, нюхал, пытался даже лизнуть и ел с таким аппетитом, будто его месяц не кормили. Крым - туристический край, но избалованных европейцев влечёт экзотика. Глостер, как говорится, и в Африке Глостер, а Кандиль синап можно найти только здесь. Не за Айдаредом и Лиголом поедут к нам иностранцы, но за Кандиль синапом и Челеби.

Производство таких плодов позволит Крыму и всей Украине не только обеспечить качественными плодами своё население, но и выйти на мировой и прежде всего российский рынок, где этот сорт особенно любим. Москва ждёт нас с Кандиль синапом - Джонаголд и Гольден делишес туда привезут и без нас.

Уход за аборигенами несложный. На слаборослом подвое они, как и другие сорта, нуждаются в опоре. Для отдельных деревьев это просто кол, поддерживающий штамб, к которому вдобавок можно отогнуть и привязать веточки, конкурирующие с лидером: прочная древесина избавляет от опасности отломов. В промышленном саду устанавливают шпалеру. На средне- или сильнорослом подвое опора не требуется, однако отгибание ветвей становится особенно актуальным, так как по своей природе Кандиль синап имеет пирамидальную крону и расширить её другим способом нереально. Обрезка повлечёт только усиление роста побегов и значительно отодвинет начало плодоношения.

Кандиль синап - это украшение любого сада, его плоды никого не оставляют равнодушным. Такой сад не боится жары, почвенной и воздушной засухи, устойчив к парше, плодожорке, калифорнийской щитовке и другим вредителям и болезням. Позднее цветение избавляет его от подмерзания завязей, высокая зимостойкость позволяет высаживать в пониженных местах, где изнеженные «европейцы» просто вымерзают. Раннее созревание и съём плодов дают возможность сгладить пик работ по уборке фруктов, высокая лёжкость избавляет от необходимости хранить его в холодильнике - в домашних условиях он долежит если не до апреля, то уж до 8 Марта точно.

Можно ещё долго перечислять достоинства этого уникального сорта. Настала насущная необходимость возродить аборигенные сады, что особенно относится к Кандиль синапу. Посадив его, вы подарите себе, своим близким, знакомым и незнакомым людям радость, здоровье и достаток.

* * *

Сильнорослые деревья поздно вступали в плодоношение, а ухода сад требовал с первого дня, что тоже сдерживало распространение сорта. В то же время мощные деревья старых садов приносили регулярные изобильные урожаи. С отдельных ежегодно собирали до ста пудов, то есть более полутора тонн яблок. Л. П. Симиренко отмечает, что в 1883 году в Шавхале дерево Кандиля принесло 87 пудов (1392 кг) яблок, за которые выручили 483 рубля. Причём оно не поражало своей мощью и ничем не выделялось среди других деревьев своего возраста. В настоящее время привитой на слаборослом подвое М9 Кандиль синап часто плодоносит уже в питомнике и в год посадки способен давать до 10-15 центнеров с гектара.

Владимир и Нина ВОЛКОВЫ.