Позор Крыма у его «ворот»

29 Июль 2011 805
Почувствуйте разницу!
Почувствуйте разницу! Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Железнодорожный вокзал в Симферополе, как известно, «ворота Крыма». И от того, насколько гостеприимно они распахиваются перед гостями полуострова, зависит, захотят ли те постучать в эти ворота в следующем году. Все это знают: и туристы, и крымчане, и власти автономии. Раз за разом накануне сезона последние заверяют, что именно на этот раз на вокзале - этом рассаднике бомжей, «карпал» и всевозможных аферистов, злостно подрывающих имидж полуострова, - будет окончательно и бесповоротно наведён порядок. Такие обещания мы слышали и в этом году. Дав чиновникам два месяца на раскачку, наша газета решила выяснить, последовало ли, наконец, за словом дело.

Обман валют

Ранним утром, замаскировавшись под отдыхающего и вооружившись туристическими атрибутами, отправляемся на вокзал. Чтобы сэкономить время - с минуты на минуты должен прибыть поезд из Москвы, - заходим с «чёрного хода»: с улицы Гоголя. Картина безлюдного перрона напоминает затишье перед бурей. Духота нарастает с каждой секундой - почти пропорционально приближающемуся составу. Затихающий перестук колёс, лязг, скрежет, звуки открывающихся дверей - и перрон превращается в человеческий улей, где у каждого - свои задачи, цель и правила игры.

Отдыхающие, подхватив детей и баулы, устремляются к выходу в город. Им наперерез тут же бросаются загорелые напористые мужики. Тихо, но настойчиво они предлагают обменять иностранную валюту на нашу национальную «по очень выгодному курсу». Это - менялы, которые ещё несколько лет назад отирались возле каждого обменника, теперь же за неимением клиентов оккупировали вокзал. Излюбленный способ обмана у вокзальных мошенников - заламывание купюр при пересчёте денег.

Допустим, приезжий меняет сто евро, получает взамен гривны и предложение их пересчитать. Выясняется, что не хватает какой-то мелочи, скажем, пяти гривен. Мошенник берёт деньги, снова их пересчитывает, зачем-то сложив пополам, и отдаёт недостающую сумму. Как правило, приезжий больше не пересчитывает свои деньги, ведь на его глазах всё было дважды проверено. А позже выясняется, что у горе-курортника не хватает ровно половины суммы - она исчезла в момент «залома».

К счастью, при нас «валютчики» так и не смогли отыскать в толпе свою жертву, но раз они здесь промышляют, значит, есть на ком делать свой «бизнес».

Кстати, хотя в Симферополе банков, где можно без риска обменять свои деньги, не меньше, чем булочных, вблизи вокзала расположен лишь один - через дорогу на улице Гагарина. А когда осенью по распоряжению Кабмина с улиц исчезнут и пункты обмена валют, для здешних валютных мошенников наступит просто рай земной.

«Собачники» из стаи «бордюрщиков»

Тем временем гости солнечного полуострова становятся участниками забега с препятствиями. Впереди их ждёт очередное испытание: таксисты-нелегалы, известные в народе, как «карпалы», или «бордюрщики». Без особых церемоний они выхватывают у приезжих сумки и устремляются к своим видавшим виды авто. Частники мгновенно идентифицируют состоятельного клиента и, как удавы, гипнотизируют свою «жертву» уговорами, а уже в пути душат немыслимыми ценами.

- По городу - от ста до ста пятидесяти гривен. В Ялту 600-700 гривен, а в Алушту 400-500. Севастополь и Евпатория - соответственно 700 и 600 гривен, - нимало не смущаясь, огласил тариф шустрый «карпала».

Но так действуют не все. Некоторые промышляют по следующей схеме: клиенту называют таксу, скажем, в пятнадцать-двадцать гривен, но потом, уже в дороге, оказывается, что тридцать гривен стоит километр пути. Либо называют цену поездки, но не уточняют, в какой именно валюте. В ходе поездки выясняется, что эта сумма в долларах.

Один из нелегалов, по понятным причинам пожелавший остаться неизвестным, рассказал о так называемых «бригадах», контролирующих территорию вокзала с незапамятных времён:

- Просто так стать членом клана невозможно. Здесь «таксуют» одни и те же люди, разделённые на бригады по пять-десять человек. В каждой есть бригадир, который и снимает основной «навар». Таких бригад около десяти, они поделили территорию вокзала на зоны: левая и правая сторона перрона, арка с лестницей, башня с часами, - объяснил он.

Тем, кому не хватило места на «жирной» территории, приходится мотаться по всему вокзалу, склоняя приехавших к «недорогой» поездке. В своих кругах их называют «собачниками». Но «собачники» тоже являются членами привокзального клана «карпал», их тоже «крышуют».

А вот чужакам здесь не место. В ход сразу идут угрозы, кулаки, отвёртки в шины.

Всё это, очевидно, происходит с молчаливого согласия гаишников и местного отделения милиции. Казусы случаются и с имеющими лицензию перевозчиками. Об одном из них поведал киевлянин Александр:

- Решил отправиться в Евпаторию на такси. Позвонил диспетчеру официально зарегистрированного перевозчика, он заверил: цена - 250 гривен. Когда же пришло время расплачиваться, водитель заломил 350 гривен.
Я снова набрал телефон диспетчера, и она без зазрения совести заявила, что я плохо расслышал и должен заплатить на 100 гривен больше. Лгуны и мошенники!

Вот такое впечатление складывается у гостей солнечного полуострова, с первых же шагов отведавших такого «гостеприимства».

Напомним, ещё в первых числах июня в управлении транспорта Симферопольской мэрии «Крымскую правду» заверили, что буквально «на следующей неделе» будет проведено собрание с нелегалами-перевозчиками железнодорожного вокзала, на котором им предложат вступить в ряды законопослушных налогоплательщиков. Для бывших «карпал» даже обещали создать новое предприятие. А теми, кто не захочет сменить свой статус, должны были заняться правоохранители и прокуратура. Как говорится, комментарии излишни.

«Мимо кассы»

На автостанции «Курортная» очереди за билетами, хотя и занимают всё ближайшее пространство и даже преграждают проход к «Макдоналдсу», движутся быстро. Перекупщиков нет. Но их нишу успешно занимают водители рейсовых автобусов.

Они, как и «карпалы», делают всё возможное, чтобы пассажир попал к ним в автобус «мимо кассы». В основном набрасывают по «червончику» и забывают при этом дать билет. Автобусы, за редким исключением, не оборудованы багажным отделением, поэтому отдыхающие вынуждены складировать багаж на коленях или в проходах между сиденьями. Внешний вид многих маршруток вызывает сомнения насчёт их технической готовности к рейсам по крымским горным дорогам. В народе такие автобусы окрестили «скотовозами». Хорошо, что украинское правительство распорядилось убрать с дорог страны все маршрутки, переоборудованные из грузовых автомобилей и автобусов. Может, хоть к следующему лету автопарк привокзальной автостанции будет иметь более презентабельный вид.

А если и городские власти начнут лучше контролировать выполнение своих распоряжений, площадь перед вокзалом окончательно очистится от ларьков и торговых павильонов.

К удивлению, наиболее законопослушными из тех, кто делает свой бизнес на вокзале, оказались «железные старушки», сдающие комнаты посуточно. У каждой из них имеется патент на данный вид деятельности, и они регулярно платят налоги. Это ненавязчивые женщины, которые тусуются на подходах к дворику под аркой, приветливо улыбаются и тихо тоскуют по прошлому.

Туристу на заметку

- Не меняйте валюту у незнакомых людей в поезде или на вокзале. Поблизости всегда найдётся хотя бы один банк или обменный киоск.

- Не поддавайтесь на уговоры таксистов - до места отдыха можно добраться почти с такими же удобствами на автобусе или маршрутке, что гораздо дешевле.

- Лучше десять минут простоять в очереди в кассу и купить билет на рейсовый автобус, чем всю дорогу чувствовать себя «зайцем», положившись на «честное слово» водителя. К тому же это обойдётся дороже.

Александр ДРЕМЛЮГИН.