Будьте проще - и к вам потянутся

Как власти упростили жизнь предпринимателям

16 Июль 2011 1259
Фото с сайта www.ukrtaxi.ua
Фото с сайта www.ukrtaxi.ua

После неожиданного проявления нежных чувств к бизнесу - регистрация в Верховном Совете Украины законопроекта об упрощённой системе налогообложения - власть не останавливается на достигнутом.

Хотя упомянутый документ сразу же пропал где-то в недрах парламента (обещанного его принятия «уже в ближайшее время» пока не наблюдается), на высшем уровне встал вопрос о срочной дерегуляции бизнеса. Собственно кампания по упрощению условий ведения бизнеса стартовала ещё год назад, но потом постепенно сошла на нет. Да и принятые в рамках программы законы не могли компенсировать бизнесу усиление фискальной нагрузки после вступления в силу Налогового кодекса. Кроме того, в самом правительстве неоднократно жаловались на то, что выполнение законов по дерегуляции саботируется на местах. В частности это признавал правительственный уполномоченный по дерегуляции Михаил Бродский.
В конце мая Виктор Янукович потребовал от Николая Азарова ускорить дерегуляцию бизнеса. «Почему у нас тормозится вопрос дерегуляции? Почему задерживаются разные подзаконные акты правительства и некоторых министерств?» - возмутился президент. Премьер пообещал исправить ситуацию. 10 июня на заседании комитета по экономическим реформам Виктор Янукович поручил Кабмину разработать необходимую нормативную базу для реализации новых законов по дерегуляции. По словам первого заместителя главы администрации президента Ирины Акимовой, президент сделал особый акцент на том, что по всем принятым законам нормативная база должна быть разработана и принята в кратчайшие сроки, а также поручил продолжить работу по расширению сфер дерегуляции.

Лиха беда начало

Возможно, обеспокоившись неутешительной статистикой регистрации новых предприятий после того, как заработал Налоговый кодекс, в правительстве решили упростить процедуру открытия бизнеса. К примеру, были внесены изменения в некоторые нормативно-правовые акты (закон № 3263-VI, вступивший в силу 07.06.2011). По словам старшего партнёра LCF Law Group Артёма Стоянова, этот документ значительно упрощает открытие бизнеса и минимизирует затраты на эту процедуру. В частности отменено требование о минимальном размере уставного капитала (УК) ООО. Также изымается норма о внесении в уставный капитал каждым из участников до момента госрегистрации общества не менее 50% своего вклада. Отменяются нормы об обязательном нотариальном удостоверении подлинности подписей учредителей на уставных документах и нотариальное заверение учредительных договоров. Регистратору можно подавать не только оригиналы и нотариально заверенные копии, но и обычные ксерокопии документов и др.
Впрочем, не всё так однозначно. Юрист ЮК «Ващенко, Бугай и Партнёры» Никита Нуралин напоминает, что ранее минимальный УК и без того составлял одну минимальную зарплату. А потому вряд ли такая норма была серьёзным препятствием для открытия бизнеса.
Также следует помнить, что УК определяет размер имущества общества, который гарантирует интересы его кредиторов. То есть ООО само заинтересовано по возможности увеличивать УК. Что касается отмены нотариальных гарантий подписей учредителей и заверения учредительных договоров, то, по словам юриста, это незначительно снижает затраты на регистрацию юрлица, но открывает возможности для махинаций. «В целом закон может улучшить рейтинги ведения бизнеса на Украине, но фактически процедуру учреждения предпринимательства особо не упрощает и открывает пути для злоупотреблений, особенно при подписании учредительных документов», - констатирует юрист.
Законом №3262-VI от 21.04.2011 предоставляется возможность создания предприятия на основании модельного устава, он утверждается Кабмином . Если учредители ООО согласны с положениями такого устава, они не обязаны разрабатывать отдельный устав и подавать его госрегистратору. Если же они хотят как-то по-особенному урегулировать отношения между собой, у них остаётся право разработать индивидуальный устав.
К сожалению, часто уставы предприятий не содержат обязательных положений или вовсе противоречат установленным нормам, поэтому могут быть признаны в судебном порядке недействительными. Модельный устав поможет предупредить такие последствия, а также может стать образцом при подготовке индивидуального устава во избежание будущих конфликтов и судебных споров. «Для Украины с достаточно бюрократизированной процедурой утверждения учредительных документов и регистрации юрлиц предлагаемые изменения будут иметь положительный эффект», - считает ассоциированный партнёр ЮФ ILF Елена Пархоменко.

Приключения Электроника

Кроме того, 14 августа вступит в силу закон о госрегистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей в электронном режиме (закон № 2609-VI). Он позволяет подавать госрегистратору документы в электронной форме. В таком случае регистрационная карточка и документы удостоверяются электронной цифровой подписью заявителя. Но Артём Стоянов обращает внимание на то, что представление электронных документов возможно только для удостоверения факта создания субъекта предпринимательской деятельности (СПД). «Подача документов для регистрации изменений в учредительных документах осуществляется только на бумажных носителях», - говорит он. Такая процедура призвана сэкономить время и улучшить документооборот. Но на практике ситуация может выглядеть несколько иначе. По словам юриста ЮФ ILF Артёма Наумова, физлицам-предпринимателям придётся перед регистрацией получать электронную цифровую подпись, что вряд ли упростит всю процедуру. А вот с юрлицами могут возникнуть более сложные проблемы. Появляются вопросы: кто должен высылать и заверять документы, если учредителей ООО несколько? Как регистратор может проверить полномочия лица, выславшего документы на регистрацию? Как он сможет проверить подлинность доверенности, если она заверяется лишь электронной цифровой подписью заявителя? «Учитывая современные компьютерные технологии, электронной копии доверенности доверять не стоит. Мы в любом случае столкнёмся с необходимостью предоставления регистратору оригинала доверенности в бумажном виде», - считает Артём Наумов.
Отметим, что власть пошла и на упрощение процедуры закрытия бизнеса. Соответствующие нормы содержатся в принятом в целом 18 мая законопроекте №8295 (находится на подписи у президента). В частности предлагается ограничить сроки предоставления налоговыми органами и Пенсионным фондом справки об отсутствии у предприятия задолженности, предусмотрен принцип молчаливого согласия: если в течение десяти дней после окончания установленного срока такая справка не предоставляется, считается, что она предоставлена. Ранее же предоставления такой справки можно было ждать годами, что не позволяло ликвидировать предприятие. Отменяется ряд платежей, необходимых сегодня при ликвидации предприятия, и прочее. Заметим, что принцип молчаливого согласия введён ещё в конце 2009 года. Но на практике он почти не действует. Не исключено, что после вступления закона в силу ГНАУ и Пенсионный фонд будут просто игнорировать данную норму.

Нам бы понедельники взять и отменить

Упростить жизнь предпринимателям призвана отмена свидетельства о государственной регистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей, введённая законом № 3205-VI от 07.04.2011. Согласно документу, свидетельство заменяется выпиской из единого государственного реестра (ЕГР). Партнёр АО «АФ «АКТИО» Ольга Просянюк отмечает, что со вступлением в силу закона упрощается документооборот, а также уменьшаются расходы государства на изготовление бланков свидетельств о госрегистрации. Хотя, по её словам, эти нововведения всё же более значимы для государства, поскольку защита бланка свидетельства всегда была и остаётся достаточно затратной. Но есть и обратная сторона медали.
Выписка выдаётся бессрочно и не может подтверждать стопроцентно информацию об СПД на конкретный момент, в том числе его наименование, местонахождение и др. «Выписка, выданная по результатам регистрации, в отличие от свидетельства может и не содержать достоверную информацию, поскольку лишь показывает состояние юрлица на определённую дату и в отличие от свидетельства не подлежит замене в случае изменения соответствующей информации в реестре», - объясняет юрист. Впрочем, по её мнению, этот недостаток частично компенсируется наличием у СПД справки статистики, в которой содержится актуальная и более полная информация, чем в свидетельстве (например, указывается руководитель юридического лица). Стоит отметить, что отмена свидетельства о госрегистрации потребует изменений не только в законы, но и во многие подзаконные акты. А поэтому в ближайшее время с применением выписок из ЕГР могут возникать проблемы.
Но в правительстве собираются пойти дальше и отменить использование предпринимателями печатей. Соответствующий законопроект уже разработан. «Это будет следующим этапом для упрощения ведения бизнеса на Украине, - прокомментировал цель документа Михаил Бродский. - Он позволит стране подняться в рейтинге лёгкости ведения бизнеса Всемирного банка на несколько пунктов».
Предполагается, что законопроект сэкономит каждому предпринимателю пять-семь дней и около 400 гривен, необходимых на получение печати. Управляющий партнёр ЮК LCF Law Group Анна Огренчук отмечает, что такая инициатива в общем и целом соответствует международному опыту. Но в украинских реалиях могут возникнуть трудности. Ведь без печати предприниматель не сможет работать с банком (либо придётся документы заверять нотариально, что повлечёт за собой дополнительные расходы и потерю времени). В случае отсутствия печати у предпринимателя налоговая будет требовать от него подачи отчётности в электронном виде с использованием электронного ключа, стоимость которого составляет более 100 гривен в год. Печатями в обязательном порядке должны скрепляться определённые договоры. Юрист ЮФ «Мисечко и Партнёры» Антон Марченко замечает, что мошенничество в договорной системе присутствовало и при наличии печатей, а при их отмене может ещё и возрасти. «Не вызывает сомнений то, что суды будут завалены обращениями по признанию договоров недействительными», - говорит специалист.

От PR - к реальным действиям

Елена Пархоменко отмечает, что все эти изменения направлены на оптимизацию затрат инвесторов, упрощение ведения бизнеса и даже гармонизацию национального законодательства с европейским. Но это точечное решение проблем. По её мнению, это тактический подход, а не стратегический. «Причины инвестиционной непривлекательности страны и сложности начала и ведения бизнеса на Украине отнюдь не в нотариальном заверении или печатях, - рассказывает юрист. - Они гораздо глубже: бесчисленные ограничения в сфере валютного законодательства, тотальная коррупция, жёсткая фискальная политика, отсутствие безопасного механизма использования электронной цифровой подписи, произвол в оформлении земли и т. д. Поэтому сегодня говорить, что на Украине вести бизнес стало легче, преждевременно». Конечно же, данные реформы решают некоторые проблемы. В то же время они могут создать и немало новых, в частности увеличение числа рейдерских захватов. «Теперь сменить директора на интересном объекте и вывести его активы стало ещё проще», - говорит Пархоменко.
Председатель комитета Верховного Совета Украины по промышленной и регуляторной политике и предпринимательству Наталия Королевская оценивает ситуацию крайне скептически. «Несмотря на принятые законы, система осталась та же. Разрешительная система как была «доильным аппаратом», так и остаётся, о чём говорят все международные рейтинги», - отмечает депутат. По её мнению, для реформирования сложившейся системы недостаточно точечных законодательных изменений. Необходимо переходить к радикальным мерам.

По материалам журнала «Контракты».