Дави на газ смело

15 Июль 2011 1262
Баллон в багажнике - искушение для гаишника.
Баллон в багажнике - искушение для гаишника. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

После подорожания бензина многие водители стали отдавать предпочтение газу, ездить на котором гораздо выгоднее, чем на других видах топлива. Автомобилей с газовыми установками было бы гораздо больше, если бы не дороговизна агрегатов и многочисленные поборы ГАИ в виде обязательных согласований и штрафов за их отсутствие. Юристы считают, что требование обязательной перерегистрации автомобиля с газобалонным оборудованием (ГБО) незаконно и платить штраф за то, что в техпаспорте нет соответствующей записи, вовсе не обязательно.

А у нас в машине газ

Во всём мире использование альтернативных видов топлива поощряется. У нас - наоборот: желающим установить газобаллонное оборудование приходится побегать по инстанциям и потратить немало денег. Мало того что стоимость установки «кусается», ведь она обходится от 2300 до 3000 гривен, так ещё в ГАИ приходится платить около трети этой суммы (800 гривен) за пустячную процедуру - внесение в свидетельство о регистрации записи: «Установлено ГБО». Если этого не сделать, можно получить штраф, загреметь на штрафплощадку и даже лишиться прав за повторно зафиксированные нарушения.
Как утверждает известный в нашей стране адвокат Владимир Шляховой, пункта об обязательной регистрации ГБО нет ни в Правилах дорожного движения, ни в любом другом нормативном акте. По его мнению, гаишники просто проявляют смекалку и искусно подгоняют наличие газовой установки под некоторые пункты закона, регламентирующие совершенно иные нормы. Такие методы работают только потому, что водители плохо знают законы и легко признают свою вину как во время беспричинной остановки на дороге, так и в суде.

Статья, да не та

Чаще всего на владельца автомобиля с незарегистрированным ГБО составляют протокол о нарушении пунктов 31.3 и 32.1 ПДД, согласно которым водителя обвиняют в управлении транспортным средством, переоборудованным с нарушением соответствующих правил, норм и стандартов. На самом деле пункт 31.3 запрещает эксплуатацию транспортных средств, переоборудованных с нарушением правил и нормативов, касающихся безопасности дорожного движения. Чтобы обезоружить разохотившегося гаишника, достаточно предъявить ему справку от предприятия, установившего ГБО, в которой будет сказано, что данное оборудование соответствует стандартам, касающимся безопасности движения. Документ может быть написан в произвольной форме, но должен быть заверен печатью предприятия. Получить справку можно бесплатно.
Пункт 32.1 предусматривает, что переоборудование транспортных средств должно быть обязательно согласовано с ГАИ. Но дело в том, что порядок переоборудования транспортных средств, в том числе для работы на газовом топливе, регламентируется Порядком, утверждённым постановлением Кабинета министров №607 от 21 июля 2010 года. А в нём получение разрешения в ГАИ на установку газобаллонного оборудования на легковые автомобили не предусмотрено. «Под статью» попадают только грузовые автомобили и общественный транспорт.
Уточнить этот вопрос может каждый желающий, отправив запрос в Киев в центр безопасности дорожного движения и автоматизированных систем. Полученный ответ станет вторым железным аргументом в «газовом» споре с инспектором ГАИ.

Не платишь - не загрязняй

Чтобы не остаться несолоно хлебавши, наряд ДПС может попытаться подвести вас под пункт 31.1, согласно которому транспортное средство должно отвечать требованиям не только безопасности движения, но и охраны окружающей среды. В таком случае к справке о соответствии ГБО желательно приложить свежий талон о содержании СО в выхлопных газах вашего автомобиля. Экономия экономией, а загрязнять воздух нехорошо, и штраф за дымовой шлейф за вашим автомобилем будет обоснованным.
Без номера и фамилии
И, наконец, достаточно распространены претензии по пункту 30.1 ПДД, который гласит, что владельцы механических транспортных средств должны зарегистрировать их в ГАИ независимо от технического состояния в течение 10 дней с момента приобретения, таможенного оформления или переоборудования, если необходимо внести изменения в регистрационные документы. Как бы вас ни уверяли в обратном, установка ГБО переоборудованием не является.
Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в пункт 33 Порядка регистрации и перерегистрации транспортных средств, утверждённого Кабмином в 1998 году. Здесь вы найдёте полный перечень случаев, когда нужно обращаться в ГАИ и платить деньги за регистрацию. Их немного: получение нового свидетельства о регистрации взамен утраченного или непригодного к использованию, изменение владельца, места его проживания, смена фамилии, имени или отчества, а также цвета и марки транспортного средства, замена двигателя или других составных частей кузова, которые имеют идентификационные номера.
У газового баллона нет ни номера, ни фамилии, ни отчества, поэтому менять за 800 гривен технический паспорт, чтобы в него вписали установку ГБО, нет необходимости. Что ж, придётся возить с собой ещё и выписку из Порядка регистрации или ксерокопию соответствующей его страницы.

Сколько ниточке ни виться...

К счастью, самодеятельность украинской Госавтоинспекции, которая после отмены государственного техосмотра лишится одной из статей своих доходов, не осталась незамеченной на правительственном уровне. В Верховном Совете уже зарегистрирован законопроект о внесении дополнения в статью 32 закона «О дорожном движении» как раз по проблеме газобаллонных установок. В документе указывается, что переоборудование транспортных средств для работы на альтернативных видах топлива, в том числе газе, не требует отображения в регистрационных документах на автомобиль.

Наталия ГОНЧАРОВА.