Ползучее контрправославие

Зачем перенесён День ВМФ Украины?

14 Июль 2011 1325
Так выглядели варяги и русы в представлении художника Виктора Васнецова.
Так выглядели варяги и русы в представлении художника Виктора Васнецова.

За двадцать лет День Военно-морского флота Вооружённых сил Украины переносился трижды: один раз Леонидом Кравчуком и два раза - Виктором Ющенко. Какую цель при этом преследовал Леонид Кравчук, ясно - «лишь бы не как у русских». Ющенко же в последний раз назначил празднование Дня ВМФ на совершенно надуманную дату - 1 июля, потому что весной и летом якобы были одержаны славные победы «украинского флота». В числе этих «побед» были названы морской поход Вещего Олега на Константинополь весной-летом 907 года, поход гетмана Сагайдачного к берегам Турции весной-летом 1616 года. Остальные - даты издания законов и указов, проведения учений и других мероприятий, в которых нет ничего «военного».

А был ли мальчик?

В объяснениях для СМИ акцент вольно или невольно падал на поход Олега к Царьграду. При этом те, кто хоть немного знаком с историей Отечества, удивлялись и задавались вопросом: «А был ли мальчик?».
Со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что никакого «славного сражения» не было. Многие историки сомневаются, что и поход Олега вообще имел место, ибо кроме «Повести временных лет» ни одна летопись, ни один источник - русский, греческий, скандинавский - об этом событии не упоминают. Судя по греческим источникам, ничего подобного в 907-908 годах под Константинополем не происходило, а ведь греческие источники подробно описывают все остальные нападения на Константинополь и войны с варягами, славянами, арабами и т. д. - независимо от того, кто и как победил в вооружённом столкновении. В изложении тех событий существует редкостный разнобой по причине отсутствия документов и присутствия буйной фантазии политиканов и псевдопатриотических писателей. Одни говорят, что было два князя Олега, другие - что Аскольд и Дир - один и тот же человек, так как Дир («зверь») - прозвище Аскольда.
В «Советской исторической энциклопедии» сказано, что в летописи допущена хронологическая ошибка: поход Олега на Константинополь действительно был, но не в 907, а в 911 году. И таких разночтений предостаточно.
Если допустить, что поход Олега всё-таки был, давайте разберёмся с победой под Константинополем, исходя из единственного источника, упоминавшего об этом походе, - «Повести временных лет», написанной, кстати, много позднее и на основе устных преданий, а не документов.
Византийская империя была ещё достаточно богатой, чтоб откупиться: дать Олегу по 12 гривен «на ладью», или даже «на уключину», подарков, провизии на обратную дорогу. Чтобы понять, о каких суммах идёт речь, напомним, что в 1014 году Ярослав Мудрый за 2000 гривен и отца своего Владимира Святого, и Киев предал, прекратив платить дань. Владимир Святой собрался на сына идти войной, да, слава Богу, помер, а не то бы быть тогда на Руси постыдной междоусобной войне отца и сына.
Можно предположить, что гривны Константинополь давал, чтобы варяги, вернувшись домой и пропив деньги, отправлялись потрепать военных противников и торговых соперников Византии - Хазарский каганат и арабские владения на южных берегах Каспия, потому что время походов в те края - на год-два позже «великих» походов на Царьград. К тому же, византийцы лодок на колёсах вряд ли испугались бы - они выдерживали не одну долгую осаду огромных арабских армий.

«Рэкетиры» в Киеве

Надо напомнить, что варягами были все известные нам первые русские князья. Вот и Олег был варягом, и после смерти своего родственника - родоначальника династии Рюрика - три года княжил в Новгороде. Потом, спустившись на ладьях по Днепру, взял Смоленск и Любеч. А затем спустился ещё южнее и причалил к Киеву. Сказавшись больным, спрятался и заманил к ладьям Аскольда и Дира, якобы для того, чтобы они свиделись с родственниками, направлявшимися вместе с ним в Грецию. А когда те пришли, предъявил им малолетнего Рюрикова сына Игоря, объявил, что они самозванцы, и дал команду убить их. Затем, опираясь на варяжскую дружину, начал подминать под себя предков современных украинцев: древлян, полян, кривичей, дулебов и прочих.
Откуда в Киеве взялись «самозванцы» Аскольд и Дир? По утверждению летописца, отпросились у Рюрика «сходить в Грецию со своим родом» и в своё время так же, как и Олег, спустились по Днепру. Как пишет великий русский историк Сергей Соловьёв, «здесь, среди славянского племени полян, плативших дань козарам, в городке Киеве, Аскольд и Дир остановились. Как видно, Киев в то время был притоном варягов, всякого рода искателей приключений, чем впоследствии были Тмутаракань и Берлад; видно, и тогда, как после, во времена Константина Багрянородного, Киев был сборным местом для варягов, собиравшихся в Чёрное море».
Далее Соловьёв объясняет, почему Олег так легко отобрал у Аскольда Киев, удержал его до конца жизни и передал Игорю, а тот - своим потомкам: «Но владение, основанное варяжскими выходцами в Киеве, не могло иметь надлежащей прочности, ибо основано было сбродною шайкою искателей приключений, которые могли храбро драться с соседями, могли сделать набег на берега Империи, но не могли по своим средствам, да и не имели в виду основать какой-нибудь прочный порядок вещей среди племён, живших по великому водному пути. Это могли сделать только северные князья, имевшие для того достаточную материальную силу и привязанные к стране правительственными отношениями к племенам, их призвавшим».
Действия же Олега по отношению к окружающим Киев древлянам, полянам, кривичам, дулебам и другим предкам современных украинцев в точности совпадают с действиями рэкетиров 90-х годов XX века. Пришёл, например, к полянам и сказал почти так: «Не платите дань хазарам, а платите мне». Разве что не сказал, что отныне он будет их «крышей». Времена были такие. Вот и на Константинополь он пошёл только с «рэкетирской» целью, даже не придумывая какого-нибудь благородного или хотя бы достойного повода к войне, - ни династического, ни территориального, ни религиозного спора у него с Византией не было, как не будет его позднее у других князей, угрожавших Царьграду - Игоря и Святослава. Цель их походов была одна - «рэкет», вымогательство дани. Разве что Владимира Ярославича его отец послал по другому поводу - на константинопольском рынке, во время драки, убили одного русского. Конфликт уладил отец Владимира Мономаха - Всеволод Ярославич.
Что костяк войска Олега составляли варяги, видно из перечня имён «делегатов», которых он послал к византийским императорам требовать дань: Карл, Фарлоф, Велмуд, Рулав и Стемир. И через четыре года за подтверждением договора приехали четырнадцать человек, из которых только у двоих были славянские имена - Велемудр и Стемир, все остальные - скандинавские: Карл, Фарлоф, Рулав, Инегельд, Гуды, Руальд, Карн, Фрелаф, Рюар, Актену, Труан, Бидельфост. Как пишет Соловьёв, «легко заметить, что почти все они звучат не по-славянски…». Так что и «вещий» Олег был не славянин, а варяг. И ничего в этом унизительного нет: варяжские страны - Швеция, Норвегия и Дания - уже долгое время на первых местах в мире по уровню жизни. И даже Финляндия, которая шесть столетий была под властью шведов, а потом больше ста лет - под властью России, всё равно находится в первой десятке. А вот на Украине будут ещё лет пятьсот винить во всём «империю».

Флотские байки позапрошлого тысячелетия

Знаменитая история о том, что греки заперли брёвнами и цепями вход в залив Золотой рог и поэтому Олег поставил ладьи на «колёса», а затем, распустив паруса, двинул под стены Константинополя, вызывает удивление и улыбку у всех, кто бывал в тех местах, - сегодня там находится причал паромов для украинских любителей «шопинга». «Ладьи на колёсах» - такая же легенда, как и та, что он прибил «щит на врата Царьграда», или о том, что «принял он смерть от коня своего». Олег был опытным воином и вряд ли стал бы подкатывать под стены Константинополя на деревянных ладьях, ибо наверняка знал от варягов, послуживших наёмниками у византийцев, о греческом огне (изобретении «раба божьего» Каллиника из Гелиополя), которым защитники города сожгли мощный флот арабов в 716 году.
Да и два века спустя, будь у тогдашних византийских императоров Льва Философа и его брата Александра другое, не «философское» настроение, «ладьи-самокаты» князя Олега сожгли бы так же, как сожгли ладьи варяга князя Игоря, сына Рюрика, прибывшего в 941 году с такой же «рэкетирской» целью - требовать дани без всякого на то повода и основания.
История с ладьями на колёсах, очевидно, перекочевала из старинных датских саг. Вот что пишет известный русский историк Александр Широкорад в своей книге «Тысячелетняя битва за Царьград»: «Целесообразность и правдоподобие этой операции представляются сомнительными. Князю Олегу значительно проще было оставить свои корабли на берегу, а не тащить их под стены столицы и лишать себя возможности быстрого отхода при изменении ситуации в пользу греков, например, при подходе большой армии из южных провинций Византии, как во время похода 860 года».

«Украинские моряки» князя Олега

В ходе непродолжительной осады Константинополя часть «украинского» войска рассеялась по окрестностям византийской столицы и разорила их. Процитируем «Повесть временных лет»: «И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли мечами, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море».
Так в честь чего назначил Виктор Ющенко празднование Дня ВМФ? В честь того, что наёмники варяга Олега - «украинские военные моряки» - «жгли православные храмы и секли мечами, мучили, расстреливали, бросали в море» православных людей? Неужели в честь тысячелетия этого разбойничьего набега?! Мыслимо это для православного сердца?! Ведь перенос ранее им же назначенного Дня ВМФ и разъяснения в СМИ насчёт «великой морской битвы» под Царьградом совершались в год визита в Киев вселенского патриарха Варфоломея, связанного с празднованием 1020-летия принятия христианства. Визит закончился, патриарх Варфоломей уехал в Константинополь, но историю Дня ВМФ будут рассказывать каждому поколению молодых украинских моряков.
Мало того, если уж признавать Олега великим флотоводцем, то придётся вспомнить и утверждения некоторых современных историков, что он присоединил Киев к Новгороду, то есть будущую «Украину» к России. Ведь Олег, двигаясь с севера на юг, присоединил к владениям Рюрика в Новгородской земле сначала Смоленск, затем Любеч, а потом пришёл и в Киев, отобрал его у Аскольда и присоединил к северным русским землям.
На конкурсе «Имя России», проходившем в 2008 году, Олег вошёл в список «500 великих россиян». Однако историю своего военно-морского флота, россияне ведут лишь со времён Петра Великого, не претендуя на «первородство», основанное на сказочной информации тысячелетней давности, переписанной с варяжских саг.
На Украине Олег даже не вошёл в список «100 великих украинцев» в отличие от, например, княгини Ольги, занявшей 43-е место.

Шведский символ Украины

Шведы тоже считали Олега, как и других первых киевских князей, «своим» и часто упоминали в своих летописях. Тут невольно вспоминается, что украинский и шведский флаги представлены одной сине-жёлтой цветовой гаммой. Случайно ли такое близкое сходство? Ведь это крайне редкое сочетание для двуцветных флагов.
Как известно, одна из версий происхождения сине-жёлтого флага - использование сине-жёлтых нашивок из манжет шведских мундиров для отличия казаков Мазепы в битве под Полтавой. Но, может быть, сине-жёлтая гамма идёт от шведских колонизаторов IX-X веков? Слава Богу, Швеция - нейтральная страна, а то взойдёт однажды на престол король, амбициозный, как союзник Мазепы Карл XII, и потребует себе Киев - в счёт дани, не выплаченной метрополии за тысячу лет. Но в любом случае, в украинской истории есть более достойные примеры куда более дальних морских походов и куда более славных сражений, за которые не стыдно перед православным миром.

«Морские котики» княгини Ольги и боевые ладьи князя Мстислава

Вот примеры из книги Вадима Кожинова «История России и русского слова»: «После известного похода на Константинополь в 866 году Русь вступила в союзнические отношения с Византией, и в 911-912 годах отряд из 700 русских воинов участвовал в походе византийского флотоводца Имерия против арабов на Крит.
В 934 году семь судов с русскими (415 человек) находились в эскадре из восемнадцати судов патрикия Косьмы, которого император Роман послал в Лангобардию (Северную Италию). В 935 году они же в составе эскадры протоспафария Епифана ходили к берегам Южной Франции».
Кожинов также упоминает об участии киевских отрядов, которые в 960-961 годах помогали грекам под командованием известного византийского полководца Никифора Фоки выбивать арабских «террористов» со славного острова Крит, который действительно в IX веке был захвачен многочисленным и разношёрстным арабским сбродом, изгнанным с Сицилии и организовавшимся в большую флотилию арабских разбойников. Это была первая в истории международная военная экспедиция объединённых вооружённых сил Константинополя и Киева, предпринятая по договорённости православного императора и первой православной правительницы Киевской Руси княгини Ольги.
Символично и то, что слова «Украина» и «Крит» происходят от одного и того же древнего индоевропейского корня «кр» - край, окраина. И можно гордиться тем, что первая «православная» операция «по принуждению к миру» арабских «террористов» закончилась успешно: греки с помощью «морских котиков» княгини Ольги выбили этих разбойников с острова. Да, конечно, княгиня Ольга не была ни «украинкой», ни даже коренной киевлянкой. Десятилетней девочкой её привез из Пскова варяг Асмунд в жёны князю Игорю, и, как указывается в её Житии, мать княгини была «от варяжска языка».
Раз есть орден её имени, почему нельзя приурочить День ВМФ к критскому сражению «морских котиков» княгини Ольги?
Екатерина II также была не русской и, тем более, не украинкой, но территорий для будущей Украины отвоевала больше всех украинских правителей вместе взятых. Жаль, что не отвоевала у турок Константинополь, а то сейчас был бы он «українським містом», а «Стамбульщина» - самой южной украинской областью.
Недолго побыл киевлянином и один из старших внуков Мономаха Изяслав Мстиславович (1097-1154). Он был искусным полководцем, известным многими военными хитростями, в том числе модернизацией военных ладей. Летописец сообщает, что жители Киевской земли его очень любили и горько плакали, когда он умер.
Впервые Изяслав испробовал эти ладьи против своего дядюшки, основателя Москвы Юрия Долгорукого, в конце апреля 1151 года при обороне переправы под Киевом. Ярым противникам Москвы это понравится, но борьба за Киев - это обычное дело на Руси. Так почему бы не взять какое-нибудь число в конце апреля и в четвёртый раз переназначить День ВМФ Украины, тем более что недавно исполнилось 860 лет со дня этого междоусобного сражения под Киевом?
 А дату Дня ракетных войск и авиации можно приурочить, например, к тому дню, когда княгиня Ольга сожгла главный город древлян Искоростень (ныне Коростень), привязав тряпочки с горючей смесью на основе серы к хвостам голубей и воробьёв, если верить летописи. Но это возможно лишь при условии, что защитники животных не будут против.
Шутки шутками, но то, что сделал Виктор Ющенко, - отнюдь не шутка и вряд ли случайность. Ибо в те же времена с банкнот номиналом в одну гривну было убрано изображение Херсонеса - места крещения князя Владимира, города, где он из грубого варвара-варяга превратился в добропорядочного христианина.

Александр ЧАРОДЕЕВ,
народный депутат Украины I и III созывов.

Кто такие варяги?

«Повесть временных лет» не даёт однозначного ответа на вопрос о происхождении варягов. Мнения современных учёных  на этот счёт также расходятся. 
В 859 году, по свидетельству летописца, варяги брали дань с чуди, мери, ильменских словен и кривичей. Через три года упомянутые племена изгнали варягов «за море», а затем вновь призвали их. Во главе варягов пришёл Рюрик со своими братьями Синеусом и Трувором. Именно варяжские князья основали русские города Новгород, Ладогу, Белоозеро.
Следует отметить также, что «Сказание о призвании варягов» было вставлено в летопись значительно позже описанных событий - лишь в XI веке.