По Интернету - к вузам

8 Июль 2011 784
Электронное поступление упростит задачу?
Электронное поступление упростит задачу? Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

В прошлом году в первые дни вступительной кампании перед большинством вузов выстраивались огромные очереди абитуриентов, а некоторые даже ночевали на лужайках перед университетами, чтобы первыми подать документы в приёмную комиссию. Зато этим летом никакого ажиотажа не наблюдается: абитуриентов в этом году чуть ли не вдвое меньше, чем в прошлом. Кроме того, в этом году Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины предложило абитуриентам в качестве эксперимента подавать документы в вузы через Интернет. Но, увы, первая неделя вступительной кампании показала, что эксперимент понравился далеко не всем, об этом свидетельствуют отзывы абитуриентов и руководителей вузов.

Проблемы или провал?

«Не могу подать заявление ни в один вуз. Отсутствует перечень специализаций, из-за чего не работает функция «Подать заявление». Помогите, пожалуйста». «Не могу зарегистрироваться на сайте, что делать?». «Невозможно отправить заявку». «Уже шестой день вступительной кампании! Или признайте, что электронное поступление - это полный провал, или сделайте наконец так, чтобы система заработала!».

Всё это - примеры комментариев, которые оставляют разгневанные абитуриенты на сайте osvita.com, где проходит регистрация заявлений. В ответ они получают совет «регистрироваться после 7 июля, так как с 5 по 7 июля проходит проверка персональных данных, поэтому сайт время от времени останавливает работу».

Однако скептически настроенные эксперты призывают абитуриентов помнить о том, что понятия «электронное заявление» нет в действующем законодательстве и электронный документ не является юридическим документом.

Интересно, что самые решительные уже успели подать в суд на систему электронного поступления с требованием «упразднить это постановление как нарушающее законодательство в сфере образования». Заседание суда назначено на 12 июля, и, если предположить, что постановление может быть отменено, возникает вопрос: будут ли аннулированы поданные по Интернету заявления?

А как у нас?

- Действительно, трудности наблюдаются в первую очередь с электронной регистрацией абитуриентов, - рассказывает первый проректор Таврического национального университета Елена Чуян. - К нам приходят заявления, в которых не подсчитан средний балл аттестата, и мы их в общем-то должны отклонять. Только на пятый день вступительной кампании к нам пришло единственное заявление, которые было оформлено правильно и без ошибок! В большинстве заявлений не указаны домашний адрес и контактный телефон абитуриента.
И очень хорошо, если ошибки в заявлении вскроются до окончания приёма заявлений. Если же абитуриент не покажется в течение месяца (а это его право) и с августа мы начнём зачисление, то он может просто утратить свой шанс поступить в этом году в наш вуз. Лучше подавать документы лично, поскольку в этом году электронное поступление предложено в качестве эксперимента.

В свою очередь проректор Национальной академии природоохранного и курортного строительства Андрей Андронов сообщил, что электронное поступление абитуриентов в их вуз также не обошлось без проблем.

- Почти на все специальности абитуриенты сдавали два обязательных предмета, а остальные могли выбрать по желанию.
И если человек сдал четыре предмета и занёс результаты четырёх сертификатов в базу данных, то система выдаёт не максимальную сумму баллов, а сумму баллов первых трёх сертификатов. При этом на обработку электронного заявления вузу дают сутки, и нигде не указано, календарные это сутки, или сутки с момента подачи заявления, или с момента поступления документа в вуз? Министерство вроде бы облегчило абитуриентам задачу, а мы при этом по нескольку раз отправляем документы назад с уведомлениями об ошибках и пометками.

Приходите, вам помогут...

А чтобы абитуриентам было к кому обратиться за разъяснениями или помощью, Совет ректоров Крыма принял решение о создании единого консультационного пункта для абитуриентов, который до конца вступительной кампании будет работать в Таврическом национальном университете. Его услугами смогут воспользоваться не только желающие поступить в ТНУ, но и абитуриенты ведущих государственных вузов, расположенных на территории Крыма.

- Абитуриенты спрашивают, какие документы нужны для поступления, нужно приносить с собой копии или оригиналы и так далее, - рассказывает руководитель пункта, декан факультета математики и информатики ТНУ Олег Рудницкий. - По опыту прошлых лет, когда я был ответственным секретарём приёмной комиссии, могу сказать, что часто абитуриенты забывают о том, что любая копия документа должна быть подтверждена оригиналом, причём вне зависимости от того, заверена ли эта копия нотариально или нет. Оригинал документа обязательно должен быть предъявлен, но забирать его никто не будет, он остаётся у абитуриента, университет бесплатно заверяет копию и оставляет её себе. Иногда случается, что недобросовестные работники захолустных вузов всеми способами пытаются оставить оригиналы документов у себя, тем самым лишая абитуриента возможности подать документы в другие вузы, а потом под любым предлогом отказываются отдавать оригинал. Кроме того, в прошлые годы проблемы были и у представителей льготных категорий, которые не знали, какие документы нужно предъявить для подтверждения своего льготного статуса.

По словам Олега Рудницкого, многие крымские школы забывают пересчитать средний балл аттестата по 200-балльной шкале всем выпускникам или пересчитывают неправильно. В результате их ошибки приходится исправлять университету, и это создаёт проблемы как абитуриентам, так и приёмным комиссиям.

- Мы не сможем наказать руководителей, если они что-то нарушают, но по крайней мере будем сообщать об этом в те инстанции, которые вправе это сделать, - говорит Олег Рудницкий. - Консультационный пункт был очень нужен, поскольку очень многие абитуриенты не знают ни своих прав, ни своих обязанностей. Надеюсь, мы сможем им помочь.

100 вопросов - 100 ответов

В этом году Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины подготовило специальное пособие для абитуриентов и приёмных комиссий. В нём предоставлены ответы на сотню самых распространённых вопросов, которые волнуют поступающих в вуз. Информацию можно найти на официальном сайте Минобразования www.mon.gov.ua в разделе «Высшее образование».

Это нужно знать

С 1 по 31 июля в Министерстве образования и науки, молодёжи и спорта Украины будет работать «горячая линия» для абитуриентов вузов: (044) 486-78-48. Поступающие в профессионально-технические учебные заведения с проблемами и вопросами могут обращаться по номеру (044) 279-16-56. «Горячая линия» для абитуриентов Минобразования Крыма: (0652) 27-52-32.

Важно

Региональный консультационный пункт для абитуриентов крымских вузов работает в Таврическом национальном университете - корпус А, аудитория 251. Режим работы: понедельник - пятница с 9.00 до 16.30, суббота с 9.00 до 12.00. Выходной - воскресенье. Телефон: (0652) 63-75-79.