«Нужна индустрия военно-исторического туризма»
История рассудила так, что практически вся территория Крыма может считаться тематическим военно-историческим парком. Страницы учебников и энциклопедий оживают на этой земле, обильно политой кровью её защитников. На полуострове нет мест, которые не затронули бы войны - от зари человеческой истории до событий семидесятилетней давности. Да и более позднее время даёт интересующемуся человеку множество примеров: как-никак, а Крым был милитаризован по полной программе. Есть что посмотреть, что услышать, даже потрогать руками - был бы спрос. Именно об этом шла беседа с известным крымским военным историком, председателем правления Таврического центра военной истории, главным редактором популярного журнала «Military Крым» Сергеем ЧЕННЫКОМ.
Что хотят видеть иностранные туристы
- Сергей Викторович, Крым - регион с уникальным военно-историческим наследием. Насколько это понимаемо и эксплуатируемо?
- Притом реалия эта до такой степени важна, что, планируя туристическое будущее Крыма, необходимо понять, что западному туристу интересны не столько наши пляжи и не самое чистое море, сколько память об исторических событиях. Хотя и море представляет собой немалый интерес. Омывающие полуостров воды Чёрного моря скрывают в глубинах несметное количество перспективных объектов посещения. Число войн и армий, участвовавших в них, за столетия прокатившихся по крымской земле и оставивших свой след, огромно. Не так уж и много таких мест на земле, и то, что мы до сих пор не можем извлекать выгоду из этого, свидетельствует лишь о недальновидности структур туристического бизнеса. Или просто об их желании взять то, что ближе, и быстрее, не задумываясь особенно о перспективах. В Крыму работает несколько десятков, а может и быть, и сотен туристических организаций, которые, находясь в условиях жёсткой конкуренции, казалось бы, должны стремиться к разработке чего-то нового, необычного и своего. Но не тут-то было.
- И в чём же причина?
- Для этого надо сравнить подходы к военно-историческому туризму вообще наши и зарубежные. Первое - это профессиональная подготовка их составителей. Туры иностранцев, например, британцев, тщательно продуманы, охватывают максимально возможное число объектов показа, рассчитаны на посещение в течение нескольких дней. Что касается Крымской войны (а по этой теме я работал, работаю и проблемы подачи материала знаю изнутри), то таковых объектов вроде немного. Да и расположены они довольно компактно. Это места сражений и мемориальные комплексы, воздвигнутые в разное время, но уже после войны.
На первый взгляд программа англичан не столь уж сильно отличается от предлагаемой отечественными туроператорами. Но разница есть и существенная. Прежде всего, это содержание продукта, его историческая составляющая. Примером может служить программа тура, посвящённого 150-летию Крымской войны, одной известной британской фирмы. Если поездка связана с Крымской войной, то она предполагает привязку мероприятий к этому событию. Программа не замыкается на Крым и предполагает посещение Турции, например. Детальность разработанной программы видна в том, что в неё включено посещение места боя на реке Булганак, а на Альминском поле туристы не стоят на одном месте у комплекса памятников, а перемещаются вдоль Альмы, добиваясь тем самым более точного понимания происходившего здесь полтора века тому назад. Предусмотрены пикники на местах сражений, что весьма разумно, так как духовно сближает туриста с участниками тех далёких событий. Даже обратная дорога от Альмы к Севастополю используется не просто как любование местными пейзажами, а для обсуждения флангового марша британской армии через Мекензиевы горы к Балаклаве.
Наши гиды отстают
- Чего только не наслушаешься даже в уважаемых музеях, а уж на выезде - от девчушки-экскурсовода, с трудом различающей танк и тягач!... Интересно, что думают насчёт знаний наших гидов иностранцы?
- Уважающие себя туристические фирмы не пользуются услугами местных гидов, пусть даже и переводчиков. Мне удалось задать вопрос по этому поводу одному из британских руководителей групп, являющемуся известным военным историком. Тот совершенно взвешенно и аргументированно отметил, что теоретический уровень украинских гидов не соответствует уровню того, что хотят слышать британские туристы. Спорить было бесполезно: группу сопровождал Роберт Мур, один из крупнейших специалистов по Крымской войне. Ещё одну встреченную мной группу офицеров Королевского гвардейского гренадёрского полка, чей приезд был организован одной из севастопольских туристических фирм, в качестве гида сопровождал майор Джон Коттерилл из Дербиширского полка, тоже один из известных военных историков и высокого уровня специалист по Крымской войне. Его специализация - тактика, потому его программы интересны для специфической публики, в первую очередь военных. Каждый выход на место событий предполагает не только рассказ и показ, но и обмен мнениями, тактический разбор боевых действий. Оснащение иностранных гидов выдаёт в них профессионалов своего дела. Выйдя на поле Инкерманского сражения, например, он ориентирует туристов по карте местности, весьма профессионально исполненной. Как правило, у него есть альбом с фотографиями, наброски рисунков униформы, снаряжения и оружия. «Приданная» делегации гид из местной турфирмы в случае с офицерами английской гвардии ограничила свои функции выполнением обязанностей переводчика при общении с местным населением.
- Уже предвижу реакцию представителей самых широких кругов крымского туристического бизнеса и думаю: не обидны ли ваши слова?
- Согласен, потому и отвечаю: а что вы хотели, господа? В этом сказывается наше отношение к военной истории и не только к Крымской войне. Не умея сформировать своё видение прошедших событий, мы торопимся сделать что-то в угоду иностранцам, а получается, как правило, им на потеху. Было обидно услышать от бывшего военного атташе Великобритании на Украине слова по поводу воздвигнутого в начале двухтысячных годов Британского мемориала в Севастополе, сказанные по адресу его создателей: «Британская армия считает себя оскорблённой в лице этих господ». Вообще мнение, высказываемое представителями Великобритании после посещения Крыма, давно должно было насторожить наших чиновников и туроператоров. Одна только статья, опубликованная в «The Times» 12 октября 2004 года, в которой отмечалась неспособность Украины создать нормальную обстановку вокруг темы Крымской войны, о массовом разграблении могил чего стоит!
- А сколько такой вот иноземный профессионализм стоит?
- Конечно, стоимость такого тура посильна лишь для граждан туманного Альбиона. Далеко не каждый любитель истории из СНГ сможет выложить почти полторы тысячи фунтов за недельную программу. Но у отечественных туроператоров есть возможность проводить не менее качественные и интересные программы и для нашего родного туриста за гораздо более умеренные деньги. Тем более что специалистов и по Крымской войне, и по Великой Отечественной у нас предостаточно, и если не экономить на гидах, то желаемое вполне может быть воплощено.
- Значит, шансы есть и у наших турфирм?
- Сразу оговорюсь: далеко не у всех туроператоров качество программ военно-исторического плана низкое. Есть и весьма качественно поданный материал, особенно принимая во внимание, что он в основном рассчитан на непритязательного отечественного туриста. Но таких - единицы. В основной массе предлагаемые программы изобилуют изначально заложенными в них ошибками и отпугивают мало-мальски сведущего человека. Глобальная ошибка при разработке отечественными специалистами туров, связанных с той же Крымской войной, - это копирование иностранных. Отказавшись от старого советского взгляда, новый у нас разработать так и не смогли. Сами того не ведая, мы принимаем абсолютно чужой нам взгляд на события собственной истории, при этом безоговорочно считая его истинным. Достаточно беглого взгляда на предлагаемые туры, чтобы увидеть это. Отсюда и мифы - об аристократизме английской бригады лёгкой кавалерии в Балаклавском сражении, или топтание гидов на пятачке у памятника Альминской битве с именами французских генералов на устах - вроде русских войск там и не было!
Исторический антураж - это плюс
- А как обстоит дело с костюмированной историей, ведь основная масса исторических клубов имеет уклон как раз в сторону увлечения униформой, например, в Судаке вооружённые латники в генуэзской крепости органично смотрятся, а в Севастополе на Сапун-горе - «красноармейцы» и «немцы»?
- Ни одна из отечественных туристических фирм не использует в работе связи с военно-историческими клубами. А ведь это могло значительно оживить программу, сделать её наглядной. Крымские униформисты известны далеко за пределами Украины тщательностью и точностью в соблюдении соответствия историческим оригиналам. Где ещё можно получить возможность увидеть точное воспроизведение униформы и снаряжения солдата русской, английской, французской пехоты, как не у них? А если вы попросите нескольких из них приехать с вами на поле сражения, например, на Чёрную речку?...
Это к тому, что важно не только создать хорошую теоретическую базу туристического продукта, но и обставить её интересным историческим антуражем, насытить колоритом времени, а затем правильно и эффективно преподнести в нужное время и в нужном месте. К тому же - эффект реального присутствия, путешествия во времени. Да и клубам от этого только реальная польза: во-первых, возможность заработать некоторую сумму на свои нужды, во-вторых, популяризация движения. В современном европейском турбизнесе включение в программы таких элементов всё более и более популярно.
Что делать?
- А как быть с Симферополем? Он вроде бы как в стороне не только от военно-исторического туризма, но и от туризма вообще.
- Да, это проблема. И её нужно решать, притом как можно быстрее. Наш журнал уже несколько лет занимается созданием нескольких проектов, привязанных исключительно к Симферополю. И, поверьте, при желании, наличии энтузиазма и, конечно, при поддержке власти можно их реализовать. Нам недавно удалось посетить Европу, и мы с удивлением узнали, что наши граждане даже не догадывались, сколько есть моментов, связывающих Симферополь с мировой военной историей. Думаю, тут всем есть над чем задуматься.
- Хорошо, проблемы ясны, а что делать?
- Хотелось бы, чтобы туристические предприятия увидели в военно-историческом туризме одно из перспективнейших направлений крымского туризма вообще. А оно, бесспорно, таковым и является. Постоянное декларирование привлечения потенциальных инвесторов в туристическую сферу автономии должно быть подкреплено реальными делами. Однако приходится признать, что военно-исторический туризм на Украине и в Крыму продолжает оставаться неосвоенным направлением. К большому сожалению, момент, который можно и нужно было использовать для создания новых оригинальных туристических программ европейского уровня, связанных с Крымской войной, упущен в угоду различным административным мероприятиям, может быть, и нужным для галочки о проведённых мероприятиях, но совершенно не интересным ни для населения, ни для туристов. Но надежда, что кто-то из отечественных туроператоров по-новому сможет взглянуть на эту проблему, остаётся. Тем более что если возможности рекреационного туризма в его современном состоянии уже не позволяют Крыму существенно увеличить поток туристов, то военно-исторические программы представляют ещё не использованный до конца потенциал.
Пока вопрос развития военно-исторического туризма в Крыму остаётся частным делом отдельных туристических организаций, но будем надеяться, что в ближайшем будущем ситуация изменится. Хочется сказать: уважаемые турагенты и туроператоры, давайте попробуем вместе создать индустрию военно-исторического туризма в Крыму. Она очень нужна! За нас это никто не сделает, а места хватит всем.
На фото: Реконструкция боя в Курцовской балке под Симферополем.