«Нужна индустрия военно-исторического туризма»

17 Июнь 2011 1035
Сергей Ченнык. Фото из архива С. Ченныка
Сергей Ченнык. Фото из архива С. Ченныка

История рассудила так, что практически вся территория Крыма может считаться тематическим военно-историческим парком. Страницы учебников и энциклопедий оживают на этой земле, обильно политой кровью её защитников. На полуострове нет мест, которые не затронули бы войны - от зари человеческой истории до событий семидесятилетней давности. Да и более позднее время даёт интересующемуся человеку множество примеров: как-никак, а Крым был милитаризован по полной программе. Есть что посмотреть, что услышать, даже потрогать руками - был бы спрос. Именно об этом шла беседа с известным крымским военным историком, председателем правления Таврического центра военной истории, главным редактором популярного журнала «Military Крым» Сергеем ЧЕННЫКОМ.

Что хотят видеть иностранные туристы

- Сергей Викторович, Крым - регион с уникальным военно-историческим наследием. Насколько это понимаемо и эксплуатируемо?

- Притом реалия эта до такой степени важна, что, планируя туристическое будущее Крыма, необходимо понять, что западному туристу интересны не столько наши пляжи и не самое чистое море, сколько память об исторических событиях. Хотя и море представляет собой немалый интерес. Омывающие полуостров воды Чёрного моря скрывают в глубинах несметное количество перспективных объектов посещения. Число войн и армий, участвовавших в них, за столетия прокатившихся по крымской земле и оставивших свой след, огромно. Не так уж и много таких мест на земле, и то, что мы до сих пор не можем извлекать выгоду из этого, свидетельствует лишь о недальновидности структур туристического бизнеса. Или просто об их желании взять то, что ближе, и быстрее, не задумываясь особенно о перспективах. В Крыму работает несколько десятков, а может и быть, и сотен туристических организаций, которые, находясь в условиях жёсткой конкуренции, казалось бы, должны стремиться к разработке чего-то нового, необычного и своего. Но не тут-то было.

- И в чём же причина?

- Для этого надо сравнить подходы к военно-историческому туризму вообще наши и зарубежные. Первое - это профессиональная подготовка их составителей. Туры иностранцев, например, британцев, тщательно продуманы, охватывают максимально возможное число объектов показа, рассчитаны на посещение в течение нескольких дней. Что касается Крымской войны (а по этой теме я работал, работаю и проблемы подачи материала знаю изнутри), то таковых объектов вроде немного. Да и расположены они довольно компактно. Это места сражений и мемориальные комплексы, воздвигнутые в разное время, но уже после войны.

На первый взгляд программа англичан не столь уж сильно отличается от предлагаемой отечественными туроператорами. Но разница есть и существенная. Прежде всего, это содержание продукта, его историческая составляющая. Примером может служить программа тура, посвящённого 150-летию Крымской войны, одной известной британской фирмы. Если поездка связана с Крымской войной, то она предполагает привязку мероприятий к этому событию. Программа не замыкается на Крым и предполагает посещение Турции, например. Детальность разработанной программы видна в том, что в неё включено посещение места боя на реке Булганак, а на Альминском поле туристы не стоят на одном месте у комплекса памятников, а перемещаются вдоль Альмы, добиваясь тем самым более точного понимания происходившего здесь полтора века тому назад. Предусмотрены пикники на местах сражений, что весьма разумно, так как духовно сближает туриста с участниками тех далёких событий. Даже обратная дорога от Альмы к Севастополю используется не просто как любование местными пейзажами, а для обсуждения флангового марша британской армии через Мекензиевы горы к Балаклаве.

Наши гиды отстают

- Чего только не наслушаешься даже в уважаемых музеях, а уж на выезде - от девчушки-экскурсовода, с трудом различающей танк и тягач!... Интересно, что думают насчёт знаний наших гидов иностранцы?

- Уважающие себя туристические фирмы не пользуются услугами местных гидов, пусть даже и переводчиков. Мне удалось задать вопрос по этому поводу одному из британских руководителей групп, являющемуся известным военным историком. Тот совершенно взвешенно и аргументированно отметил, что теоретический уровень украинских гидов не соответствует уровню того, что хотят слышать британские туристы. Спорить было бесполезно: группу сопровождал Роберт Мур, один из крупнейших специалистов по Крымской войне. Ещё одну встреченную мной группу офицеров Королевского гвардейского гренадёрского полка, чей приезд был организован одной из севастопольских туристических фирм, в качестве гида сопровождал майор Джон Коттерилл из Дербиширского полка, тоже один из известных военных историков и высокого уровня специалист по Крымской войне. Его специализация - тактика, потому его программы интересны для специфической публики, в первую очередь военных. Каждый выход на место событий предполагает не только рассказ и показ, но и обмен мнениями, тактический разбор боевых действий. Оснащение иностранных гидов выдаёт в них профессионалов своего дела. Выйдя на поле Инкерманского сражения, например, он ориентирует туристов по карте местности, весьма профессионально исполненной. Как правило, у него есть альбом с фотографиями, наброски рисунков униформы, снаряжения и оружия. «Приданная» делегации гид из местной турфирмы в случае с офицерами английской гвардии ограничила свои функции выполнением обязанностей переводчика при общении с местным населением.

- Уже предвижу реакцию представителей самых широких кругов крымского туристического бизнеса и думаю: не обидны ли ваши слова?

- Согласен, потому и отвечаю: а что вы хотели, господа? В этом сказывается наше отношение к военной истории и не только к Крымской войне. Не умея сформировать своё видение прошедших событий, мы торопимся сделать что-то в угоду иностранцам, а получается, как правило, им на потеху. Было обидно услышать от бывшего военного атташе Великобритании на Украине слова по поводу воздвигнутого в начале двухтысячных годов Британского мемориала в Севастополе, сказанные по адресу его создателей: «Британская армия считает себя оскорблённой в лице этих господ». Вообще мнение, высказываемое представителями Великобритании после посещения Крыма, давно должно было насторожить наших чиновников и туроператоров. Одна только статья, опубликованная в «The Times» 12 октября 2004 года, в которой отмечалась неспособность Украины создать нормальную обстановку вокруг темы Крымской войны, о массовом разграблении могил чего стоит!

- А сколько такой вот иноземный профессионализм стоит?

- Конечно, стоимость такого тура посильна лишь для граждан туманного Альбиона. Далеко не каждый любитель истории из СНГ сможет выложить почти полторы тысячи фунтов за недельную программу. Но у отечественных туроператоров есть возможность проводить не менее качественные и интересные программы и для нашего родного туриста за гораздо более умеренные деньги. Тем более что специалистов и по Крымской войне, и по Великой Отечественной у нас предостаточно, и если не экономить на гидах, то желаемое вполне может быть воплощено.

- Значит, шансы есть и у наших турфирм?

- Сразу оговорюсь: далеко не у всех туроператоров качество программ военно-исторического плана низкое. Есть и весьма качественно поданный материал, особенно принимая во внимание, что он в основном рассчитан на непритязательного отечественного туриста. Но таких - единицы. В основной массе предлагаемые программы изобилуют изначально заложенными в них ошибками и отпугивают мало-мальски сведущего человека. Глобальная ошибка при разработке отечественными специалистами туров, связанных с той же Крымской войной, - это копирование иностранных. Отказавшись от старого советского взгляда, новый у нас разработать так и не смогли. Сами того не ведая, мы принимаем абсолютно чужой нам взгляд на события собственной истории, при этом безоговорочно считая его истинным. Достаточно беглого взгляда на предлагаемые туры, чтобы увидеть это. Отсюда и мифы - об аристократизме английской бригады лёгкой кавалерии в Балаклавском сражении, или топтание гидов на пятачке у памятника Альминской битве с именами французских генералов на устах - вроде русских войск там и не было!

Исторический антураж - это плюс

- А как обстоит дело с костюмированной историей, ведь основная масса исторических клубов имеет уклон как раз в сторону увлечения униформой, например, в Судаке вооружённые латники в генуэзской крепости органично смотрятся, а в Севастополе на Сапун-горе - «красноармейцы» и «немцы»?

- Ни одна из отечественных туристических фирм не использует в работе связи с военно-историческими клубами. А ведь это могло значительно оживить программу, сделать её наглядной. Крымские униформисты известны далеко за пределами Украины тщательностью и точностью в соблюдении соответствия историческим оригиналам. Где ещё можно получить возможность увидеть точное воспроизведение униформы и снаряжения солдата русской, английской, французской пехоты, как не у них? А если вы попросите нескольких из них приехать с вами на поле сражения, например, на Чёрную речку?...

Это к тому, что важно не только создать хорошую теоретическую базу туристического продукта, но и обставить её интересным историческим антуражем, насытить колоритом времени, а затем правильно и эффективно преподнести в нужное время и в нужном месте. К тому же - эффект реального присутствия, путешествия во времени. Да и клубам от этого только реальная польза: во-первых, возможность заработать некоторую сумму на свои нужды, во-вторых, популяризация движения. В современном европейском турбизнесе включение в программы таких элементов всё более и более популярно.

Что делать?

- А как быть с Симферополем? Он вроде бы как в стороне не только от военно-исторического туризма, но и от туризма вообще.

- Да, это проблема. И её нужно решать, притом как можно быстрее. Наш журнал уже несколько лет занимается созданием нескольких проектов, привязанных исключительно к Симферополю. И, поверьте, при желании, наличии энтузиазма и, конечно, при поддержке власти можно их реализовать. Нам недавно удалось посетить Европу, и мы с удивлением узнали, что наши граждане даже не догадывались, сколько есть моментов, связывающих Симферополь с мировой военной историей. Думаю, тут всем есть над чем задуматься.

- Хорошо, проблемы ясны, а что делать?

- Хотелось бы, чтобы туристические предприятия увидели в военно-историческом туризме одно из перспективнейших направлений крымского туризма вообще. А оно, бесспорно, таковым и является. Постоянное декларирование привлечения потенциальных инвесторов в туристическую сферу автономии должно быть подкреплено реальными делами. Однако приходится признать, что военно-исторический туризм на Украине и в Крыму продолжает оставаться неосвоенным направлением. К большому сожалению, момент, который можно и нужно было использовать для создания новых оригинальных туристических программ европейского уровня, связанных с Крымской войной, упущен в угоду различным административным мероприятиям, может быть, и нужным для галочки о проведённых мероприятиях, но совершенно не интересным ни для населения, ни для туристов. Но надежда, что кто-то из отечественных туроператоров по-новому сможет взглянуть на эту проблему, остаётся. Тем более что если возможности рекреационного туризма в его современном состоянии уже не позволяют Крыму существенно увеличить поток туристов, то военно-исторические программы представляют ещё не использованный до конца потенциал.

Пока вопрос развития военно-исторического туризма в Крыму остаётся частным делом отдельных туристических организаций, но будем надеяться, что в ближайшем будущем ситуация изменится. Хочется сказать: уважаемые турагенты и туроператоры, давайте попробуем вместе создать индустрию военно-исторического туризма в Крыму. Она очень нужна! За нас это никто не сделает, а места хватит всем.

На фото: Реконструкция боя в Курцовской балке под Симферополем.