Человек непомнящий - это никто

1 Июнь 2011 790
Сергей Зайцев.
Сергей Зайцев. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Он мечтает экранизировать Грина и снять фильм о Гумилёве. А его документальные ленты о Первой и Второй мировых войнах признаны лучшими. Его картины - о нашей истории. Его герои - русские, погибшие за Францию, защитники Севастополя, эмигранты «первой волны». По приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» в Симферополь приехал известный российский режиссёр-документалист Сергей Зайцев. Он глубоко убеждён, что память сердца должна передаваться по наследству, что история учит тому, что ничему не учит, что человек непомнящий - это никто.

О русских в африканской земле и смерти за Францию

- Сергей Леонидович, «Лики Отечества» - первый фильм, сделавший вам имя. Расскажите, как появилась эта лента?

- В 1991 году я оказался в Тунисе, в портовом городе Бизерте. Сначала из окна автобуса увидел храм, утопающий в пальмах. Потом познакомился с русскоговорящим, учившимся в России арабом. Он-то и отвёл меня на русское кладбище. Вы представляете, что такое обнаружить русское кладбище в Африке?! И вот, оказавшись на погосте русских моряков, я испытал смешанные чувства, шок. От того, что наши люди лежат в африканской земле, от запустения, в котором находилось христианское кладбище в мусульманской стране. Тогда я впервые столкнулся с Россией вне России. И, познакомившись с удивительной женщиной, дочерью командира миноносца Черноморской эскадры «Жаркий» Анастасией Александровной Манштейн-Ширинской, пообещал себе, что вернусь, чтобы сделать фильм о русских моряках, покоящихся в африканской земле. Так появился фильм «Лики Отечества». Кстати, именно этой лентой я защитил свой диплом. В середине 90-х, когда я выпускался с Высших режиссёрских курсов, финансовое положение в стране было тяжёлым, поэтому разрешали в игровой мастерской защищаться документальными проектами. Русская эмиграция в Африке была неизученной темой. А потому фильм получился успешным, обошёл тогда все центральные телеканалы. Сейчас документалистика неинтересна телевидению. Не жалуют её ни в России, ни на Украине. Да и не всякое авторское кино укладывается в формат того или иного канала.

- Но международная известность пришла к вам в 2003 году, когда вышел документальный фильм «Погибли за Францию».

- В этой ленте мне удалось открыть для многих щемящую, для многих неизвестную страницу в истории Первой мировой войны. Страницу мужества русских особых пехотных бригад, во многом благодаря которым Франция была спасена. Я просто рассказал о солдатах и офицерах, которые были посланы на Западный фронт императором Николаем II и на чужих берегах узнали о переменах в России. На крестах погоста в местечке Сент-Илер-Ле-Гран в Шампани, где похоронены русские, можно прочесть: «Погиб за Францию». Здесь же стоит обелиск с надписью: «Дети Франции! Вспомните о ваших русских братьях и принесите сюда цветы». Там, где когда-то находились окопы, теперь - большой мемориал русской воинской славы, церковь Воскресения Христова, возведённая по проекту Альберта Бенуа в 1936 году. Это святое место для тысяч русских изгнанников. В России о нём почти никто не знал.

О кино, игровом, неигровом, и кризисе 90-х

- Вы закончили мастерскую игрового кино. Но почему стали документалистом?

- В документалистику попал в середине девяностых, когда денег в стране не было. Бюджет игрового кино в несколько раз больше неигрового. А я очень хотел делать кино, потому стал документалистом. Дешевле. Увы, «документалку» смотрит узкая прослойка зрителей, и в основном те, кто не забыл с советского времени, что есть настоящее, авторское, неигровое кино. Нынче интереса к «документалке» нет. Пять лет назад мы организовали в Доме русского зарубежья, что в центре Москвы на Таганской площади, киноклуб «Русский путь». Приходи два-три раза в месяц и смотри редкое документальное кино! Но народ если и приходит, то один и тот же. Пожилой. Молодёжь привлечь практически невозможно. Во многом виновато телевидение, которое отучает смотреть фильмы, призывающие размышлять и думать.

- Ну а почему вам так интересна тема войны и история русской эмиграции?

- Потому что чувствую зов корней, обрубленных восемьдесят лет назад. Болят они, вот что. Мы должны оставаться людьми помнящими. Человек не может жить без своей истории. Пушкин прав: человек непомнящий - человек дикий. Если вы не знаете своей истории и не интересуетесь ею, значит, абсолютно логично, что после вас - хоть потоп. Значит, вам наплевать, как будут жить ваши дети и внуки. Кому такой человек нужен? Нельзя быть глухим к прошлому. Память сердца должно передавать по наследству. Как относимся к памяти, так и к ветеранам нашим относимся, и к памятникам. Нам бы у немцев поучиться: знаменитый мемориал, посвящённый советским солдатам, погибшим при взятии Берлина, что в Трептов-парке, они не так давно демонтировали, отвезли в Гамбург, там отремонтировали и вернули на место. У нас такое кто-нибудь делает с памятниками?! Увы, мы во многом народ дикий пока. Архивы - это ведь тоже память. Самое большое собрание нашей военной хроники находится в Красногорске, под Москвой. И у архива нет денег, чтобы сохранить то, что уже затёрто до дыр от многоразового использования (хотя бы раз в пять лет нужна плановая перезапись, чтобы плёнка не осыпалась), или чтобы напечатать то, что ещё не видел никто. У нас в стране вечно нет денег, чтобы помнить и сохранять. Не финансируются у нас архивы. И памятники не восстанавливаются. Ну а ваши львовские события 9 мая? Это ведь тоже вопрос отношения к памяти. Увы, история учит тому, что ничему не учит.

О правде и памяти. Своей и общей

- Ваш новый фильм «Союзники. Верой и правдой» называют одной из самых правдивых лент о Второй мировой войне.
С чего он начинался? С уникальных архивов? С историй, которые хотелось показать?

- Просто хотелось сделать фильм о союзниках. О тех, кто боролся с фашизмом. Хотелось, чтобы люди друг друга похвалили. Впервые. Публично. В «Союзниках...» события Второй мировой показаны глазами ветеранов армий США, Франции, Великобритании, России. Фильм смонтирован из рассказов ветеранов. Для меня стало открытием, что для них никогда не было «холодной войны». Люди правильно помнят эту войну. И самое главное - они благодарны России за Победу. В истории, если искать, можно найти много чего нового, неизвестного. Войны устраиваются политиками, а это значит, что изначально история - масса белых пятен. Но правда есть правда. Её доносят до нас живые свидетели истории, участники событий. И каждый из нас должен успеть кого-то расспросить, чтобы сохранить эту неискажённую правду.

- А так ли она не искажена?

- Не искажена. Потому что из первых уст. А вот когда уйдёт последний ветеран, правды не станет. Хочется верить, что «Союзники...» когда-нибудь «достучатся» до какого-нибудь из центральных телеканалов. Кстати, в ленте использована привезённая из Великобритании уникальная хроника, которую ещё не видели ни в России, ни на Украине.

О других и войнах современности

- Как относитесь к работам других режиссёров-документалистов? Например, Сокурова или Пивоварова?

- Спокойно. В неигровом кино есть и другие мастера. Например, Андрей Осипов, снявший фильм «Голоса», посвящённый Максимилиану Волошину. Или Юрий Шиллер, документовик, который недавно снял своё первое игровое кино «Воробей». Я абсолютно уверен, что те, кто когда-то снимал документальное кино, им отравлены. И полностью из него не уйдут никогда. Но, увы, далеко не все игровики смогут снимать хорошую «документалку».

- История современных войн вас не привлекает?

- Многие мои коллеги делают фильмы о современных войнах. Может, и я когда-нибудь коснусь этой темы, но пока не планировал. А вот к игровому кино вернуться очень хочу. И есть темы, о которых я хотел бы проговорить языком игрового кино.

- Например?

- Снял бы драму о Первой мировой войне. Но выдуманные истории мне не близки. Важно, чтобы всё было основано на реальных событиях. А ещё я бы с удовольствием экранизировал Александра Грина. Люблю его. Люблю Крым. Здесь отдыхаю душой. Русскому человеку всё на свете напоминает Крым! Нет, не я это сказал, а кто-то из известных эмигрантов...

На фото: Знаменитая встреча на Эльбе. Кадр кинохроники.

Кстати

Сергей Зайцев родился в 1969 году в Москве. Окончил музыкальное училище имени Гнесиных по классу гитары, курсы сценаристов при ВГИКе, Высшие режиссёрские курсы. В его творческом списке немало документальных лент, снят игровой фильм «Змея» по рассказу Александра Грина. Он - президент международного кинофестиваля «Русское зарубежье», член нескольких объединений кинематографистов, создал киностудию «Русский путь».

Фильм Зайцева «Союзники. Верой и правдой» уже завоевал несколько наград, в том числе гран-при на VIII международном фестивале военного кино имени Ю. Н. Озерова в Брянске в 2010 году, а также приз «Память сердца», учреждённый американской Ассоциацией ветеранов и инвалидов Второй мировой войны из бывшего Советского Союза имени маршала Г. К. Жукова.

Ирина КОВАЛЁВА.