Вагонные доктора

29 Май 2011 866
Ремонтник всегда на посту.
Ремонтник всегда на посту. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни ездил по железной дороге. И у каждого при упоминании о ней возникают свои ассоциации. Кто вспоминает специфический запах железной дороги, кто - чай в подстаканниках, которые используют только здесь. А ещё для многих железная дорога связана со странными звуками. Как только останавливается состав, особенно если это поезд дальнего следования, появляются рабочие с какими-то забавными молотками. И - чпок! - стучат по чему-то металлическому. Меня с детства всегда удивляло и забавляло это постукивание, и после родительских объяснений стала называть этих людей «вагонными докторами». Детский ум определил самую суть профессии.

Главный

Мужчины в рабочей одежде, «вооружённые» инструментами, стояли у здания в черте железнодорожного вокзала Джанкоя. На мой вопрос, где найти старшего смены осмотрщиков-ремонтников вагонного депо, кто-то сказал: «Вон наш главный», кивнув не на пожилого солидного «дядьку», а на крупного улыбчивого молодого человека. Главным оказался Максим Бобыренко. Как же не главный, конечно, главный, если в подчинении у него двадцать человек, они выявляют неисправности вагонов, которые необходимо быстро и качественно устранять.

Дело своё Максим (отчество из-за широкой улыбки и молодого задорного взгляда просто не хотело становиться рядом с именем) знает основательно, да и профессию выбрал не случайно. Мать работала проводницей, отчим - на товарных вагонах проводником сопровождения. Вот и пошёл парень в Днепропетровский техникум железнодорожного транспорта, после окончания которого уже десять лет работает в вагонном депо. И жена Максима училась на проводницу, она тоже из семьи потомственных железнодорожников. У неё и отец, и дед много лет работали на железной дороге. Бобыренко попал в смену, где дед жены Ирины отработал 40 лет. Когда молодой человек приступил к работе, в бригаде ещё трудились люди, которые помнили работящего и весёлого деда Гришу.

Асы с почти музыкальным слухом

О работе своей Максим рассказывал со знанием дела и - хотя покажется слово не совсем уместным, настаиваю - с любовью. Оказывается, в такой профессии есть свои асы. В смене Бобыренко работает Пётр Иванович Гордейчук, который неисправность в вагонах запросто определяет по звуку. Каждая имеет свою «музыку»: колёса идут юзом - один звук, неправильно закреплённые детали - другой. Недаром на конкурсе специалистов Приднепровской железной дороги осмотрщик-ремонтник занял первое место и по праву считается лучшим в своей профессии. Действительно, и слух, и зрение в такой профессии очень важны, именно поэтому работники раз в году проходят основательный медицинский осмотр. Помимо отменного здоровья важно и умение быстро реагировать на сложившуюся ситуацию. При малейшей неисправности осмотрщик должен как можно быстрее связаться по рации с оператором, тот - с дежурным по станции, который в свою очередь сообщит машинисту о предстоящем ремонте. Вид и объём ремонта тоже определяет осмотрщик, мелкие и незначительные неисправности устраняет на месте.

Если бы пассажиры заинтересовались и внимательно изучили маркировку на вагонах, то и на пассажирском, и на грузовом вагоне обнаружили бы дату последнего планового ремонта, которая ставится для того, чтобы в установленный инструкцией срок осуществить следующий ремонт.

Особенности профессии

Что необходимо, чтобы овладеть профессией осмотрщика-ремонтника на железной дороге? Помимо знаний, которые можно получить в училище или техникуме, эта категория рабочих постоянно учится. Примерно раз в квартал, а то и чаще проводятся инструктажи, после которых следует экзамен. Хоть и не так быстро, как нам хотелось, железная дорога всё же потихоньку переоснащается, и в том числе модифицируются и грузовые, и пассажирские вагоны. Очень часто качество работы осмотрщиков-ремонтников проверяют ревизоры по безопасности движения. Как ни крути, личная ответственность - основное в этой работе.

Важны и личностные качества, пресловутый «человеческий фактор». Надо быть предельно внимательным и работоспособным, ведь за смену, например, в летнее время перед осмотрщиком-ремонтником проходит до ста составов. И, кроме всего прочего,
осмотрщик-ремонтник обязан трудиться при любой погоде - в мороз, в проливной дождь должен быть «всегда на посту».

Очередной раз слушая постукивание молотка осмотрщика, вспоминаю разговор с Бобыренко: это проверяют состояние буксового узла. Очень важная «процедура». Пока трудятся на железной дороге такие ответственные и талантливые люди, как Бобыренко и Гордейчук, можно ездить спокойно. На память пришли мудрые слова писателя Короленко: «Если ты сделал быстро, но плохо, все скоро забудут, что ты сделал быстро, но зато долго будут помнить, что ты сделал плохо. Если ты что-то сделал медленно, но хорошо, то все скоро забудут, что ты работал медленно, но будут долго помнить, что сделал хорошо». Сложность этой профессии заключается в том, что надо делать и быстро, и хорошо. Ведь в конечном итоге от работы осмотрщиков-ремонтников зависит безопасность пассажиров на железной дороге.

Справка

История Джанкоя как станции началась с 1873 года, когда заработала Лозово-Севастопольская железная дорога. Джанкой уже тогда был одной из её станций, которая имела связь с Симферополем и центральными районами России. Из года в год рос грузооборот станции, увеличивались пассажирские перевозки. В 1892 году, после завершения строительства линии от Джанкоя до Феодосии, станция стала узловой. Вскоре из Таганаша сюда перевели многие службы: паровозное депо, дистанцию пути, вагоноремонтный пункт и железнодорожные мастерские.