Памяти павших

25 Май 2011 1586
Братская могила на Армейском кладбище в Цибинке (Польша). Фото Александра с сайта www.389sd.ucoz.ru и www. flot.sevastopol.info
Братская могила на Армейском кладбище в Цибинке (Польша). Фото Александра с сайта www.389sd.ucoz.ru и www. flot.sevastopol.info

Минуло шестьдесят шесть лет, как отгремели последние залпы Великой Отечественной. Заросли окопы, скрыла земля следы былых боёв и безымянных фронтовых захоронений. Но родные тех, кто не вернулся с войны, на кого получены скупые извещения со строчкой «пропал без вести», чьё место захоронения неизвестно, продолжают ждать вестей, искать.

Василий Долгополов

Он умер от ран, полученных в боях с фашистами за две недели до капитуляции Германии - 24 апреля 1945 года. Ему было только девятнадцать. «Всё стоит перед глазами, как брата провожали на фронт, - написала сестра солдата Валера Долгополова из села Коренного Нижнегорского района. - А после войны эта страшная весть: умер от ран. Пока была жива мама, она не верила, что погиб, всё ждала. Мы, сёстры, безуспешно пытались разыскать могилу. В извещении лишь указано: «Похоронен с отданием воинских почестей с южной окраины г. Цибинген Бранденбургской провинции, Германия». Боль не проходит от того, что не знаем, есть ли на земле место, где похоронен наш брат. В прошлом материале под рубрикой «Незабытый полк» прочла, что Цибинген - теперь Цибинка в Польше. Очень прошу, опубликуйте снимок могилы погибших с сайта Цибинки: вдруг повезёт увидеть фамилию брата».

К сожалению, Валера Васильевна, на Армейском кладбище в Цибинке на могилах не указаны фамилии похороненных красноармейцев (их здесь более 10 тысяч, в том числе перезахороненные позднее из других регионов Польши; небольшое количество фамилий советских воинов есть лишь на соседнем офицерском кладбище). Могилы же советских воинов рядового (как и ваш брат) и сержантского состава - пронумерованы. Но Василий Долгополов действительно похоронен в Цибинке.

Он воевал в составе 1137-го Ростовского (дивизия формировалась в августе 41-го в основном из уроженцев Ростовской области, отсюда и «шефское» название. - Ред.) стрелкового полка 339-й Ростовской Таманской Бранденбургской Краснознамённой ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии (полное наименование к окончанию войны. - Ред.). Весной 1944-го дивизия освобождала Крым, затем в составе 1-го Белорусского фронта участвовала в Висло-Одерской операции и взятии Берлина (наш земляк был тяжело ранен во время Бранденбургско-Ратеновской фронтовой наступательной операции. - Ред.). Согласно «Именному списку безвозвратных потерь (умерших от ран в 422-м отдельном медико-санитарном батальоне) за период с 15 апреля по 1 мая 1945 года», находящемуся в обобщённом банке данных «Мемориал», комсомолец, красноармеец, стрелок 1137-го стрелкового полка Василий Васильевич Долгополов, уроженец деревни Н. Чамбай Сейтлерского района (ныне Нижнегорский район. - Ред.) Крымской АССР, умер от ран 24 апреля 1945 года, похоронен на Армейском кладбище, могила №29, 2-й ряд, 5-я с севера, Цибинген, Бранденбургская провинция, Германия. Мама - Долгополова Любовь Ильинична. Могила героя из Крыма, приближавшего Победу, есть на земле.

Михаил Рыбкин с «Москвы»

Уроженец Севастополя политрук Михаил Андреевич Рыбкин, 1903 года рождения, был заместителем командира БЧ-5 эсминца «Москва» Черноморского флота. Мы не знаем, получили ли его жена Александра Ивановна Лобода и сын Николай извещение о том, что муж и отец пропал без вести (погиб) 26 июня 1941 года. По некоторым данным, извещения рассылались всем семьям, за исключением уже находившихся на оккупированной территории. Не знаем, эвакуировались ли они, выжили ли в войну. Возможно, кто-то из родных моряка откликнется. Быть может, откликнутся родные и других моряков с эсминца «Москва», чтобы рассказать, какими были их близкие, сохранить память о героях не только в семьях, но и в душах других крымчан. Лидер эскадренных миноносцев погиб на четвёртый день войны, но лишь сейчас группе дайверов из нескольких стран удалось найти останки корабля.

Эсминец вступил в строй отряда лёгких сил Черноморского флота в 1938 году. В свой первый и, как оказалось, последний военный поход вышел из Севастополя, куда за несколько дней до этого вернулся с учений. Задача: удар по главной базе выступившего на стороне фашистов румынского флота Констанце (одновременно с ударом с моря город бомбила и наша авиация, в частности 40-й авиаполк ВВС Черноморского флота, базировавшийся в Сарабузе (ныне Гвардейское Симферопольского района). На рассвете
26 июня задание было выполнено, но и фашисты, опомнившись, начали обстрел. В начале шестого утра «Москва» легла на обратный курс. Что произошло потом, пока точно неизвестно. Версий причин гибели несколько: мина румынского заграждения и, как следствие, детонация собственных боеприпасов, торпеда. Взрыв, происшедший на корабле, был огромной силы. Очевидцы вспоминали: столб воды, огня и дыма, взметнувшийся на несколько десятков метров. Корабль стал разламываться пополам, уходя под воду. Расчёты его зенитных орудий до последнего продолжали вести бой с налетевшими самолётами противника, экипаж боролся до последнего.
С подошедшего эсминца «Харьков» пытались оказать помощь, но атаки фашистской авиации не позволили. К вечеру румынские катера и гидросамолёты подобрали из воды около 70 «москвичей», большинство - краснофлотцы. Все они оказались в плену. Кто-то погиб в концлагерях, кто-то был в 44-м освобождён из плена частями Красной Армии и после проверок продолжал воевать с врагом. Кто-то, как командир эсминца капитан-лейтенант Александр Тухов, комендор Василий Медведков и артэлектрик Михаил Филатов, бежали из концлагерей. Александр Борисович сражался в партизанском отряде, погиб в бою в марте 1944 года в селе Синьки Одесской (ныне Кировоградской) области. Количество членов экипажа и прикомандированных, находившихся в том походе на корабле, в разных документах - разное. Как и количество погибших, попавших в плен, выживших. В донесениях, хранящихся в военных архивах, большинство граф напротив фамилий с «Москвы» не заполнены: личные дела находились только на корабле. Борису Баншацу и Андрею Лубянову, авторам вышедшей пять лет назад книги «Лидер эсминцев «Москва». История корабля», после сверки донесений удалось установить фамилии 249 моряков, погибших и захваченных в плен при исполнении воинского долга 26 июня 1941 года в районе порта Констанца. В дальнейшем при сверке новых донесений количество находившихся в том походе на «Москве» возросло.

Почти семьдесят лет точное место гибели их было неизвестно: в документах значилось или «погребён в море», или «пропал без вести в районе Констанцы».
В начале мая объединённая группа исследователей из России, с Украины и из Румынии установила: лидер эсминцев «Москва» лежит в двадцати километрах от румынского побережья на глубине сорока пяти метров. В день семидесятилетия гибели корабля на его палубу опустят венок в память о погибших.

Сколько их, солдат Великой Отечественной, не вернулись домой. Очень многих из них продолжают ждать и искать. Если кто-то воевал с ними, видел строчку с фамилией на братской могиле, может помочь в поисках, напишите в редакцию «Крымской правды». И если вы продолжаете искать родных, не вернувшихся с фронта, тоже пишите, будем искать вместе. Пусть неизвестного в солдатских судьбах станет меньше.

В тему

В марте под рубрикой «Дорогами войны» мы рассказали о погибших подводных лодках Черноморского флота - «Под водой навечно». Одна из них - «Щ-211» (командир капитан-лейтенант Александр Данилович Девятко) - погибла в ноябре 1941 года, 43 подводника почти 60 лет числились «пропавшими без вести». Останки лодки были обнаружены лишь осенью 2000 года в Варненском заливе на глубине чуть более 20 метров.

Среди не вернувшихся из похода подводников «Щ-211» и 20-летний краснофлотец из Симферополя Константин Миронович Плёхов. «Крымская правда» опубликовала учётную карточку моряка.

Откликнулась родная племянница погибшего Галина Маркарова, спустя почти 70 лет узнавшая о судьбе дяди. «Мы знали, что он пропал без вести в начале войны, - написала Галина Дмитриевна. - Сохранилась фотография, где дядя Костя в матроской форме, бескозырке. В семье было 8 детей. Константин - самый младший, а старший - Андрей, 1901 года рождения. О нём и его сыне Николае 1927 года рождения в ноябре 2010 года тоже писала «Крымская правда» («Партизан, сын партизана»). Я очень горжусь ими. Мама дяди Кости, а моя бабушка Мария Елисеевна умерла в 1944 году и похоронена здесь, в Нижнегорском районе (ранее станция Сейтлер), ПАО «Победа» (ранее совхоз «Чотты»)».

Быть может, племянница погибшего моряка найдёт возможность прислать в редакцию копию снимка и более подробный рассказ о дяде и его семье. Будем благодарны.

Ищем вместе

Родные этих воинов Красной Армии надеются узнать любую информацию о судьбе своих близких. К сожалению, пока нашей газете не удалось выяснить подробности о судьбах солдат, но поиски продолжаются. Будем благодарны всем, кто сможет помочь.

Галентина Мамаева из Симферополя ищет могилу отца Гавриила Михайловича Чарыкова. Пока известно только, что в Книге памяти Рязанской области (3 том, страница 103) Гавриил Чарыков, 1904 года рождения, числится как пропавший без вести 10 октября 1943 года.

Михаил Потошный из Красногвардейского района ищет могилу отца Василия Ивановича Потошного. Пока известно, что в послевоенном донесении райвоенкомата Черниговской области Василий Потошный, 1908 года рождения, числится как пропавший без вести в декабре 1943 года. Последнее письмо от него получено в июле 41-го.

Елена Каёткина из Симферополя хочет узнать судьбу дяди Сергея Николаевича Каёткина, 1922 года рождения. Он служил до войны в Белоруссии, говорят, был ранен. Больше ничего не известно.

Алёна Дзеранова из Южной Осетии разыскивает могилу деда Ефима Георгиевича Дзеранова, погибшего в Крыму в феврале 1944 года.