Автомобильным тарифам - свободное плавание
На прошлой неделе крымский Совмин принял решение отпустить в свободное плавание тарифы на проезд в автомобильном транспорте общего пользования. Это значит, что скоро перевозчики сами будут устанавливать, сколько пассажир должен заплатить за проезд, чтобы предприятие получало достаточный доход. Нововведение не только приведёт к резкому подорожанию билетов на автобусы, но и чревато спекуляцией, как это уже было с отпущенными на усмотрение частных предприятий тарифами на коммунальные услуги.
Старо предание...
Как пояснил председатель Республиканского комитета по транспорту и связи Николай Черевков, до сих пор украинское правительство регулировало цены на пассажирские перевозки, что привело к перекосу: крупные транспортные предприятия вынуждены работать или себе в убыток, или на минимальном уровне рентабельности. По его словам, пришла пора сбалансировать расходы и доходы владельцев автобусов, курсирующих по междугородным и сельским маршрутам.
- Перевозку пассажиров в автономии осуществляет 181 автотранспортное предприятие, услугами которых за год пользуются 130 миллионов человек. В то же время фиксированный тариф, который за годы независимости Украины повышался всего три раза и сейчас составляет 22 копейки с пассажира на один километр, может привести к банкротству предприятий. Более того, под угрозой развала оказались самые крупные перевозчики, которые несут расходы на содержание собственных станций техобслуживания, имеют полный штат сотрудников, должным образом следят за состоянием своего автопарка и исправно платят налоги. Им нужно создать равные условия работы с предпринимателями, работающими на едином налоге. Сделать это удастся, если всем транспортным предприятиям, занятым пассажирскими перевозками, будет установлен предельный уровень рентабельности, к примеру, на уровне 20%, - сообщил Черевков.
Предложение Совмина активно поддержали крымские транспортники. Они дружно заявили, что цены на проезд не могут регулироваться административными методами, а должны устанавливаться рыночными отношениями. Поводов к этому немало: дороговизна топлива и запасных частей к автобусам, растущие цены за техосмотр и, наконец, разбитые дороги, которые увеличивают число поломок. Кроме того, пора учесть и социальный аспект: низкий тариф ведёт к маленьким зарплатам водителей, каждый из которых несёт ответственность за жизнь своих пассажиров.
В подтверждение благих намерений владельцы маршруток привели несколько примеров неудавшихся попыток правительства сдержать растущие цены: накинуть узду не удалось ни на гречку, ни на бензин, ни на услуги ЖКХ. Не поможет прессинг сдержать и рост стоимости проезда в автобусе. Поэтому разумнее, по их мнению, сбалансировать тарифы заранее и без политической помпы.
На том и порешили: правительство автономии вместе с автомобильными перевозчиками Крыма сформировали единую тарифную политику в отрасли общественного автотранспорта. Теперь все автотранспортные предприятия, включая частников, в собственности которых находятся несколько машин, займутся подсчётом своих расходов на один километр пути. К полученному результату прибавят 20% рентабельности, необходимой для нормального функционирования предприятия, и предоставят свои расчёты на утверждение в Совмин. Так будет сформирована цена одного проездного билета для каждого пассажира.
...а верится с трудом
Планируется, что у пассажиров на различных маршрутах появится выбор: брать более дорогой билет и ехать на новом комфортабельном автобусе или предпочесть частную маршрутку за меньшие деньги. В любом случае, по заверениям чиновников, цена автобусного билета хоть и поднимется, но останется доступной для основной массы населения республики.
С этим уже сейчас не согласны сельские жители степных районов полуострова: чтобы съездить в Симферополь из Раздольного или Первомайского района им уже сейчас приходится выкладывать 160-180 гривен на дорогу.
Остаётся нерешённым и вопрос скрытых доходов с микроавтобусов, работающих на сжиженном газе: при минимальных расходах на топливо их владельцы повышают плату за проезд с каждым подорожанием бензина.
Официально
С начала 2011 года специалистами Главной государственной инспекции на автомобильном транспорте в АРК в результате проверок аннулировано 27 лицензий на осуществление пассажирских перевозок. Зафиксировано 215 фактов нелегальных перевозок пассажиров, по которым составлено 215 актов и вынесено 97 постановлений о применении финансовых санкций на сумму 138210 гривен.