«Русская школа» просвещает
И делает это ненавязчиво, весело и увлекательно во время ежегодной весенней «Литературной прогулки».
Место выбрано самое подходящее - Коктебель, каждая улочка которого дышит поэзией Серебряного века. Компания подбирается каждый год новая. На этот раз повезло Винницкой области - пригласили сразу пятнадцать директоров районных и сельских школ.
- Я о таком даже не мечтала, - призналась Зинаида Дубчак. - Ведь преподаю не русский, а украинский язык. Но оказалось, что для «Русской школы» это значения не имеет: она объединяет всех, кому дорога русская культура, кто стремится к общению, к объединению людей. Наши дети и не слышали о таком удивительно поэте, как Максимилиан Волошин. Побывав в его музее, узнав много нового и интересного для себя, не только расскажу об этом своим ученикам, но и постараюсь сделать так, чтобы они тоже побывали здесь.
Не знал творчества Волошина и преподаватель мировой литературы из Тульчина Игорь Третьяк:
- Очень заинтересовала эта фигура, - признался он. - В нашем городе интерес к русской литературе поддерживается тем, что здесь бывал Александр Сергеевич Пушкин, действовало общество декабристов. К этому периоду ребята проявляют большой интерес. Мы его, конечно, поддерживаем. Но надо расширять горизонты.
С коллегами согласен Владимир Ковальский из райцентра Бершадь:
- Я преподаю украинский язык и литературу. О Волошине только слышал. В Коктебеле столько открытий для себя сделал! Обидно было бы прожить жизнь и не узнать такой могучий пласт культуры.
Многие признались, что благодаря «Русской школе» они стали по-другому смотреть на мир, относиться к проблемам, с которыми сталкиваются сегодня педагоги.
Общались они не только друг с другом, но и с преподавателями вузов, в которые поступают выпускники их школ.
На мой вопрос, насколько востребован русский язык, преподаватель Полтавского педагогического университета Клавдия Дегтярёва с грустью ответила, что он не входит в перечень профессионально ориентированных дисциплин:
- В нашем вузе русский язык изучают будущие учителя украинского языка. Знакомясь с русской литературой, они очень меняются. Студенты отходят от стереотипов, от того, что «найголовнiший вирок українського народу Русiя», как утверждает один из учебников по истории Украины. Многое даёт участие в интеллектуальной игре «Знаю», организованной несколько лет назад «Русской школой». На очном финале в Киеве наши студентки, приехавшие в институт из сёл, заняли второе и четвёртое места. Одна девочка изучала русский язык в школе факультативно, вторая вообще не изучала. Так что это для них большой шаг вперёд. И для нас тоже. Ведь приходится работать с поколением выпускников, которые владеют русским исключительно на пассивном уровне. К третьему курсу ребята начинают понимать, что русская культура - это не ставшая привычной жёлтая пресса, не любовные романы. Особенно моих студентов поражает тот факт, что среди нобелевских лауреатов - пять русских литераторов и ни одного украинского. Это тоже стимул для изучения произведений русских писателей.
Коктебельская встреча педагогов недаром названа «Литературной прогулкой». За три дня её участники посетили не только Дом-музей Волошина, но и побывали и на его могиле на вершине горы Кучук-Енишары, совершили восхождение на Карадаг в сопровождении опытных проводников природного заповедника.
Конечно, не обошлось без творческого состязания. В один из вечеров отвечали на довольно сложные вопросы, связанные с жизнью и творчеством Максимилиана Волошина. Неудивительно, что победили симферопольцы. Но красивые дипломы и фотокартины волошинских мест получили все участники. Их вручил у подножия знаменитого Меганома после посещения живописной Солнечной долины талисман «Русской школы» во все времена года Дед Мороз.
Мой вопрос, вовлекают ли «Литературные прогулки» новых участников в игру «Знаю», у руководителя «Русской школы» Александра Кондрякова вызвал улыбку.
- Не ставим такую цель, - сказал он. - Гонимся не за количеством, а за качеством. Для нас очень важно, что все директора школ Винницкой области собираются привезти сюда своих учеников. И это будет настоящее просвещение.
Хорошее, несправедливо преданное забвению понятие - «просвещение». Сродни просветлению. Просветился - просветлился: наполнил душу радостью познания, вышел из тьмы заблуждений. Не это ли надо нынешним школьникам, в умах и душах которых неразумные взрослые устроили настоящий раздрай? Да и далеко не каждый учитель способен отделять зёрна от плевел. Всеукраинская общественная организация «Русская школа» учит и этому.
Впереди - летняя встреча в Евпатории победителей интеллектуальной игры «Знаю». Она завершит очередной годовой круг познания и даст старт новому.