Штрафной удар

В Крыму обсуждают новые способы борьбы с зарплатами «в конвертах»

12 Май 2011 801

Создаётся такое впечатление, что украинские власти не реформы проводят, а играют на нервах народонаселения. Пресловутый Налоговый кодекс, вступивший в силу с 1 января, всё ещё обещают дописать и переписать после консультаций с широкой общественностью, но где и как эти консультации проходят, никому не ведомо. Пенсионную реформу, которой эту самую общественность стращают который месяц, в начале апреля просто отложили по распоряжению президента Виктора Януковича, заявившего, что у него к тексту соответствующего законопроекта много претензий. Казалось бы, у народа появился повод хоть немного расслабиться. Но нет, Кабмин не дремлет: в его недрах разработан очередной бумажный раздражитель - законопроекты об усилении борьбы с зарплатами «в конвертах». Дело это хорошее: на Украине только по официальным данным треть зарплат находится в «тени», а сколько её проходит мимо «кассы», не знает даже статистика. Но послужит ли правительственная инициатива во благо украинской экономике?

С зарплатами «в конвертах» в нашей стране борются давно и безуспешно - с тех пор, как стало выгоднее прибегать к такой форме расчётов с наёмными работниками, чтобы не разориться на многочисленных отчислениях. Сегодня налоговая нагрузка на фонд заработной платы составляет почти 40%, из них 35,2% - взносы в Пенсионный фонд. Но до сих пор миссия главного «терминатора» легализации зарплат была возложена на фискальные службы, а главным их оружием оставался жёсткий прессинг, который они применяли по сути избирательно. Впрочем, Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ) не раз предлагала усилить ответственность и государства за плачевную ситуацию в этой сфере.

По оценкам экспертов, половина всей зарплаты на Украине находится в тени, хотя для нормального функционирования экономики эта величина не должна превышать 25%. В начале апреля Кабмин обнародовал несколько законопроектов, ужесточающих в том числе и финансовые санкции за «теневое» трудоустройство. При этом предприятия рискуют оказаться между молотом штрафных санкций и наковальней налогового пресса на легальную зарплату.

Уборщица - не директор

Вице-премьер Украины Сергей Тигипко презентовал три законопроекта, призванных легализовать заработную плату на основании опыта стран Восточной Европы. Легализовать заработную плату предполагается в двух главных направлениях.

Первое - внедрение гарантированной зарплаты в зависимости от квалификации сотрудника. Как рассказал нашей газете главный государственный инспектор Украины по вопросам труда Андрей Черкасов, каждой должности будет присвоен коэффициент, который уже не позволит уборщице и директору получать одинаковую минимальную зарплату. «Например, условно, бухгалтер предприятия должен будет получать не менее трёх минимальных зарплат, а директор - не менее пяти или шести», - пояснил он.

Изменится и механизм пересмотра минимальной зарплаты. Обычно её размер повышается три-четыре раза в год, в зависимости от норм, заложенных в госбюджет. Теперь предлагается пересматривать её один раз - с
1 января, если инфляция менее 5%, и дважды, в том числе с 1 июля, если уровень инфляции выше. При этом, если в текущем году минимальная зарплата окажется на 50% меньше уровня средней зарплаты, в следующем году она будет увеличена не менее чем на две трети прироста реального ВВП. Например, при росте ВВП в 2010 году на 4,2% минималку нужно было бы повысить на 2,8%. Молодёжь без опыта работы в первый год трудовой деятельности сможет рассчитывать не менее чем на 85% минимальной зарплаты.

По словам Тигипко, в министерстве рассчитывают на увеличение поступлений в фонд оплаты труда на треть - в текущем году это почти сто миллиардов гривен. Половину этой виртуальной суммы планируется направить в социальные фонды, в том числе пенсионный.

Скупой заплатит

Максимальный размер штрафа за отсутствие трудового договора (см. таблицу) на Украине планируют поднять с нынешних 1700 до 34000 гривен. В Румынии, например, максимальный размер штрафа составляет (в переводе на гривны) 256 тысяч, а в Словакии - 2 миллиона гривен. Однако минимальная заработная плата на Украине - 960 гривен, в Румынии - 1715 гривен, Словакии - 3493 гривны. Отметим, по данным налоговиков, минимальную зарплату получают 120 тысяч директоров украинских предприятий с солидными доходами.

Предприниматели говорят: при нынешнем уровне налоговой нагрузки на заработную плату её полное выведение из «тени» равнозначно тому, что, условно говоря, на каждые 100 гривен вложений придётся 105 гривен убытка.
В случае резкого увеличения размеров штрафных санкций и их применения владельцы предприятий, у которых обнаружат «теневых» работников, могут после двух-трёх проверок закрывать свой бизнес. При этом лишившиеся куска хлеба работники вынуждены будут наниматься на работу на другое предприятие, рискуя опять оказаться в ещё большей «тени».

Налоговики предлагают дифференцировать применение штрафов.

- Очень большие суммы штрафных санкций, как правило, долго «гуляют» по судебным инстанциям. В Налоговом кодексе заложен хороший принцип: первый штраф - минимальный, второй - в два раза больше, третий и последующий - в три раза больше первого. Допустим, в первый раз выявлено нарушение на предприятии, где работают 10 человек. Штраф составит две минимальных зарплаты, плюс налоги в бюджет. Если в течение года - повторное нарушение, то штрафы будут более серьёзными, - сказала в комментарии «Крымской правде» заместитель председателя налоговой службы Крыма Людмила Ельцова.

По данным Тигипко, на Украине «в конвертах» выплачивается 145 миллиардов гривен.

Вместе с тем в конце прошлого года 2,5 миллиона работников страны получили зарплату на уровне минимальной или ниже. Из них миллион - неквалифицированные рабочие, 1,5 миллиона - специалисты высокой квалификации. Как сообщила на заседании за «круглым столом» по проблемам легализации наёмного труда первый заместитель начальника Территориальной государственной инспекции труда в АРК Наталья Чугунова, на 1 апреля (и это не шутка!) сумма долга по заработной плате в автономии превысила 83 миллиона гривен. С начала года долг возрос более чем на 12 миллионов гривен.

В 2010 году инспекцией проведено более 1800 проверок соблюдения законодательства о труде, в нынешнем - около 400. В прошлом году было проверено 287 предприятий-должников, в нынешнем - 60. В прошлом году выявлено 507 работодателей, скрывших трудовые соглашения с работниками от легализации. Обнаружено 407 работников, с которыми не оформили трудовые соглашения. В этом году их найдено уже 95. Часть из руководителей предприятий отделалась административными штрафами, но кое-кому придётся общаться с прокуратурой.

Кандидаты в «подпольщики»

Однако вопрос применения штрафных санкций - только верхушка айсберга. По словам первого заместителя директора Крымского республиканского центра занятости Игоря Воробьёва, центр провёл внутреннее анкетирование тех, кто встал на учёт по безработице в ноябре прошлого года. Выяснилось, что примерно у 40% в 2010 году были не оформленные в законном порядке трудовые отношения с работодателями. А у 60% была возможность получать дополнительную заработную плату «в конверте».

- Это нас шокировало. Средняя зарплата по Крыму составляет 2 тысячи гривен. Если работник состоит на учёте в центре занятости в среднем 5-6 месяцев в году, средний размер пособия по безработице должен составлять более 1000 гривен, в то время как сегодня он составляет 763 гривны. Это говорит о том, что в то время, когда работник находился в легальных трудовых отношениях с работодателем, он получал лишь минимальную заработную плату, - констатировал Игорь Воробьёв.

Средняя зарплата по имеющимся в центре 3700 вакансиям и 12 тысячам вакансий, по которым люди получили работу в первом квартале нынешнего года, составляет 1261 гривну. Более 60% вакансий имеют уровень зарплаты выше, чем в среднем по Крыму. И только 3% вакансий переваливают отметку 2000 гривен.

Частный предприниматель имеет право заключать договоры с работниками лишь по месту своей регистрации. Это порождает ситуацию, не первый год складывающуюся в летний сезон на Южном берегу. Выносной торговлей в курортных городах и посёлках зачастую занимаются частные предприниматели из других регионов Украины. И, чтобы избежать канители с регистрацией трудовых договоров во Львове, Виннице, Тернополе или Киеве, они набирают работников без оформления трудового договора.

- Показатель легальной занятости необходимо сравнивать с номинальным количеством рабочих мест. Номинальное количество рабочих мест в Крыму составляет 111 тысяч предпринимателей, 45 тысяч наёмных работников, 413 тысяч штатных работников предприятий, то есть в пределах 740 тысяч. Для экспертной оценки ситуации необходимо создание во всех городах и районах Крыма рабочих групп по легализации труда, которые бы работали с едиными разрешительными центрами, выдающими разрешения на размещение объектов, режим и порядок торговли, - констатировал Воробьёв.

По словам Сергея Тигипко, министерство в мае направит документы на рассмотрение Кабмина: «Нам нужен месяц для доработки наших инициатив. В частности мы должны детально просчитать коэффициенты для каждой категории работающих граждан и обсудить проекты законов с предпринимателями. Особенно их мнение будет учитываться при доработке норм по ужесточению механизмов контроля». Вариант легализации зарплат за счёт снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда Тигипко в текущем году не рассматривает.

Слово экспертам

По мнению исполнительного вице-президента Конфедерации работодателей Украины Алексея Мирошниченко, штрафы не будут способствовать легализации зарплат, а, скорее, загонят их в тень или сократят количество предприятий и приведут к увольнению работников. Позитив, по мнению эксперта, в том, что процедура начисления минимальной заработной платы и её соотношение с тарифом первого разряда определены более корректно: «Это те два позитива, которые мы видим, больше их нет», - уверен он.

«Предложенные инициативы не решают одной из основных проблем - ухода в тень, причиной которой является существенная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, делающая экономически невыгодными начисление и выплату официальных высоких зарплат», - считает и секретарь Союза предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский. С ним согласен член совета Украинской ассоциации сертифицированных бухгалтеров и аудиторов Андрей Климов. «Предложенное увеличение зарплаты предполагает и значительное повышение налоговых отчислений. А налоговая нагрузка на фонд оплаты труда и так составляет 70-123%. Единственный путь решения проблемы не в создании механизмов устрашения предпринимателей контролем и санкциями, а в сокращении фискальной нагрузки», - заявил он.

Алексей Ермолин,

Елена МАНИНА.