За что украинские деятели должны любить русскую культуру

28 Апрель 2011 1134
Марина Новикова.
Марина Новикова. Фото автора.

У доктора филологических наук, профессора Таврического национального университета Марины Новиковой на этот счёт своё мнение, подкреплённое аргументами.

- Марина Алексеевна, вы - постоянный участник форумов русистов Украины. Слушая ваши выступления, не перестаю удивляться не только эрудиции, смелости суждений, но и широте, с которой подходите к проблемам современности. Это дано не каждому филологу. В политики никогда не собирались?

- Боже избавь! Филология - это вся наша история. Там, где плохо знают этот предмет, вынуждены включаться сначала политики, которые, как правило, портят дело, потом экономисты, которые продолжают этот процесс, а в конце военные, которые вынуждены расхлёбывать их «достижения». Филологи объединяют людей, у нас есть аргументы и методики, которые стоят гораздо дешевле, чем ракеты, чем дипломатические переговоры, но которые приносят гораздо более прочную и долговечную пользу.

- Как оцениваете процессы, которые идут на постсоветском пространстве?

- Как сложные. Решается, от чего надо освобождаться, как «очищаться» так, чтобы, с одной стороны, с водой не выплеснуть ребёнка, а с другой стороны, чтобы не превратить очищение в охоту на ведьм. Недавно вышел двухтомник статей Григория Порфирьевича Кочура, лидера переводческой школы Украины, человека, который отсидел тринадцать лет в лагерях, знал восемнадцать языков. С одной стороны, у него не было никаких оснований пламенно любить прежний режим, а с другой - это был человек, в чьей украинскости не усомнится никто. Я с огромной нежностью читала книгу моего наставника и обратила внимание на следующее. Григорий Порфирьевич отсидел тринадцать лет и не где-нибудь, а на угольных шахтах, был исключён из Союза писателей Украины, имя его нельзя было упоминать в прессе многие годы, а это были семидесятые и начало восьмидесятых, а не тридцатые, сороковые или пятидесятые...... Давайте посмотрим, что пишет он в своих статьях. В частности чем предлагает пополнить украинскую литературную энциклопедию. Он считает, что в украинскую литературную энциклопедию надо добавить имена русских писателей, в том числе второго, третьего и четвёртого ряда, потому что в литературном процессе участвуют не только звёзды первой величины. В этом ряду, например, Мария Петровых - великая переводчица и замечательная русскоязычная поэтесса, давшая образцы прекрасной русской лирики. Он сокрушается, что мало места отведено Хлебникову. Это пишет человек, у которого было гораздо больше оснований, чем у многих нынешних номенклатурных деятелей, предъявлять счёт и доказывать, сколь пагубной и враждебной была полоса, когда мастера культуры Украины и России вынуждены были присягать на верность друг другу и клясться в интернационализме. Кочур имеет право так писать. Его слово, думаю, не менее, если не более веское, чем тех, кто двадцать пять лет тому назад говорил нечто другое.

- Вы как-то обмолвились, что разработали некий проект, направленный на то, чтобы школьники, студенты - все те, кто через двадцать-тридцать лет будут создавать духовную атмосферу нашего будущего, осознали, что мы теряем с потерей русской культуры.

- Есть такой. Я - не утопистка, понимаю: сегодня никто не будет его финансировать. Но так же отчетливо сознаю, что завтра и послезавтра наши дети, внуки и правнуки спросят: скажите, когда у вас не было ни денег, ни возможностей, вы хотя бы предложили что-то, чтобы нам теперь за вас не было стыдно? Проект мой состоит из двух частей. В первой части надо дать библиографический указатель выступлений всех деятелей украинской культуры, сфер религиозной, политической, филологической, художественной предыдущих десятилетий, не спрашивая, как они относятся сегодня к русской культуре. Начать именно с него, потому что если этот указатель появится, то не нам, а им придётся отвечать на вопрос: что же с ними произошло за истекшие двадцать пять лет? Пусть человек объяснит, где, как и почему он «прозрел». И почему, скажем, в восьмидесятые годы его выступления так сильно отличались от нынешних?

- Он может сказать: я отрёкся. Бывает.

- Вот пусть и скажет об этом во всеуслышание. Он может сказать: «Мне стыдно, что я забыл свою собственную биографию». Ну так вспомните! В этом указателе будут перечислены все деятели украинской культуры, окончившие российские высшие учебные заведения. И тогда всем станет ясно, что Литинститут имени Горького в Москве подготовил всю нынешнюю литературную элиту Украины. Тогда станет ясно, что Высшие сценарные курсы (опять-таки в Москве) обеспечили элиту украинского искусства. Более того, выяснится, что украинцы спасались в Москве от происходившего у них дома. В семидесятые годы в Москве ждали две новости: снесут ли в Киеве дом Булгакова и что происходит с притесняемым властями Иваном Драчом. Это было притчей во языцех. Давайте вспомним, что печатал в те годы журнал «Юность». Именно в нём появлялись стихи и проза гонимых на родине украинских писателей. Мы недавно на заседании учёного cовета слушали диссертацию, первую на Украине посвящённую творчеству Виктора Некрасова. То, что Виктор Некрасов существует в культурном пространстве Украины, России, Европы и мира, чья это заслуга? Назову имена самых ярых гонителей украинской культуры: директор Института литературы АН УССР академик Николай Шамота и директор Института языкознания АН УССР академик Иван Белодед. Знакома была с обоими. Вспоминаю анекдотичный случай. Белодед идет в ЦК КПУ, где встречает Дмитра Павлычко, который был тогда главным редактором журнала «Всесвiт», и кричит ему: «Я всё доложу начальству о твоём расизме». В чём же проявлялся расизм? В одной из своих статей я написала, что существует национальное мышление, и эту статью напечатал журнал «Всесвiт», и это-то и возмутило академика. У меня вопрос: кто кого от кого оборонял? Кто помогал украинскому менталитету, украинскому самосознанию подняться? Имею в виду нормальный украинский менталитет. Посмотрите на фамилии рецензентов научных, литературных, публицистических статей украинских деятелей культуры семидесятых и начала восьмидесятых - очень крутого периода. Прочитайте эти фамилии, они будут очень показательными. Вот после этого можно спросить: с кем вы, украинские мастера культуры?

- Вторая часть этого биобиблиографического словаря - хрестоматия.

- Да. Страна должна знать своих героев. Школьники должны знать, что говорили украинские писатели о русской культуре, в том числе те, которых они изучают в истории украинской литературы, что говорили украинские учёные, в том числе те, трудами которых они будут пользоваться. Стыдно сказать, но в очень уважаемом киевском учебном заведении, не буду его называть, потому что учебное заведение не отвечает за каждого, кто там работает, шло обсуждение работ на конкурс, и один из докторов наук зачитал цитату, где сказано, что персонаж Олеся Гончара говорит: «Мы не полюбляли россиян, мы полюбляли грузин, армян». Я спрашиваю: Олесь Гончар лауреат какой премии и за какой роман был отмечен? Мы знаем, что он получил Ленинскую премию за роман «Тронка», а знает ли это школьник? Будет ли знать? Откуда он может получить эту информацию? Вот почему нужна хрестоматия. Открытая, с выступлениями и высказываниями деятелей украинской культуры. Она очень помогла бы нашим филологам (в широком смысле, включая лингвистов, искусствоведов, литературоведов) оценить панораму прошлого и настоящего.

- Украинских же деятелей культуры она подвигла бы заново перечитать самих себя, вспомнить, что подзабыли?

- Вот именно! Может, они подзабыли свою юность, свою зрелость, может, они подзабыли, кто был у них оппонентами на защите диссертаций. Кто поддерживал их первый выход на культурную арену. С чьего благословения они «працюють». Кто давал им рекомендации в Союз писателей, в Союз художников. Это надо знать. Это гораздо важнее риторических восклицаний. Потому что это та история, которая с нами, которую можно реинтерпретировать, но которую прежде всего надо знать. С реинтерпретацией у нас всё в порядке. Было бы так же хорошо со знаниями......

- А своих коллег от чего вы хотели бы предостеречь прежде всего?

- Я говорю русистам: не потеряйте Украину, как когда-то был потерян Советский Союз. Когда голосовали за обновленный Советский Союз, то, честно сказать, голосовали за две вещи: чтобы не стояли в наших городах танки, как они стояли в Москве, и чтобы лидер страны не учинял того, что учиняли лидеры великого могучего Советского Союза. Чтобы у людей был шанс на свою самостоятельную творческую и экономическую жизнь и работу. Не забудьте, что в монографии «Большая шахматная игра» Бжезинского, очень опытного политолога, есть утверждение: «Если у России останется Украина, она будет евразийской страной, если у России не останется Украины, она будет азиатской страной». Нам надо задавать вопросы: кто на что готов и кто чего хочет? В том числе готовы ли русисты России к тому, что украинская филология сделала неслыханный скачок с начала девяностых годов? Пока русистика на Украине была трижды защищённой, честно скажу, за вычетом отдельных талантливых личностей и школ, это была серая, провинциальная, дремучая русистика. Никто не смел встать на пути этих исследований. Никто не смел спросить у бездарных русскоязычных писателей: что же ты, голубчик, так скверно пишешь на государственные дотационные деньги? А вот теперь ситуация другая. «Как живет русистика Украины?» - спрашивают у меня с сочувственным придыханием в голосе за пределами Украины. «Прекрасно, - отвечаю. - Мы стали евреями». «В каком смысле?» - «В прямом». Евреи шли сорок лет через пустыню. Кто хотел и смог - прошёл. Кому больше нравился Египет, остался в Египте. Евреи сохраняли, как могли, культуру, язык, письменность, традиции, великую Книгу книг в условиях, когда их никто не поддерживал, по крайней мере, официально и доктринально. Вот и мы идём той же тропой. Филологи Украины защищают сегодня (я член двух докторских советов - киевского и крымского) великолепные диссертации. Они обновили методики и методологию. Они не могут механически повторять слова о величии русской культуры, о её всемирном призвании - они должны работать. Они должны доказывать свою правоту так, чтобы нельзя было сказать: ну знаете, это декларации, а не наука.

- Дай вам волю, написали бы целые сериалы о деятелях украинской культуры?

- А почему бы нет? Да, это нужно, чтобы их могли читать украинские дети или украинские студенты в украинских школах и украинских вузах, но чтобы эти же сериалы могли читать также и их российские сверстники. Культуру не обманешь, духовность не проведёшь. Политические доктрины не вечны. Никогда не забуду, как впервые СБУ присягала на верность новой Украине. Руководство сменилось целиком, а в зале сидели начальники областных отделений, которые на протяжении двадцати пяти лет получали лычки за то, что преследовали украинских буржуазных националистов. В президиуме был портрет Шевченко в рушниках и новое знамя. Видели бы вы лица аудитории! Такого количества ненависти на один квадратный сантиметр лица не припомню. Понятно, с той поры контингент сменился. Но я это говорю не в упрёк, а в напоминание, что идеологии, программы, партии менялись, меняются и будут меняться. Культура - штука прочная. Литература - штука прочная. Наука - штука прочная. А уж духовность...... И настанет день и час, когда не только мэтры бывшие, но и сегодняшние увидят глаза потомков, и им придётся отчитываться перед ними. Мне бы хотелось, чтобы мы не прятали наших глаз.
И я верю, что так будет, потому что присутствую среди людей, которые не опозорились за эти годы нашей совместной истории. Есть, к счастью, специалисты, которые знали своё дело, знают его и будут знать. На разных этапах нашего бытия. Я хотела бы, предлагая свой проект, эту романтическую и одновременно трезвую программу, сказать следующее. Есть замечательный афоризм: если бы молодость знала, если бы старость могла...... Позволю себе перефразировать его так: если бы политики знали, если бы деятели культуры могли......

Людмила ОБУХОВСКАЯ.