Сказка о резиновом баке и лживой электронике

5 Февраль 2011 686
«Вам бензин с пенкой или без?».
«Вам бензин с пенкой или без?». Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

О том, как на крымских заправках «обувают» клиентов, можно слагать легенды. Основой одной из них может стать случай, происшедший в последний день января с симферопольским водителем Виктором, которого заправщики почти убедили, что в автомобилях «Рено» установлены резиновые бензобаки и никуда не годные компьютеры.

Как рассказал нам Виктор, он не прочь вечерком подработать извозом и потому бензина тратит много. А при нынешних ценах старается найти заправку подешевле. Станция на объездной дороге Ялта - Евпатория с вывеской «Аvias» показалась ему настоящей находкой: литр бензина А-95 здесь стоил 8 гривен 35 копеек, что на двадцать копеек дешевле, чем везде. Однако экономия вылезла боком.

- Приехав на АЗС, я посмотрел на датчик, убедился, что в баке осталось около двенадцати литров бензина, и предложил оператору заполнить его полностью, - рассказал Виктор. - Насторожило время заправки: колонка гудела дольше, чем обычно. Когда посмотрел на цифры счётчика, испугался: аппарат отсчитывал уже пятьдесят второй литр закачанного в бак моей машины бензина и не останавливался. Крикнув заправщику, чтобы остановил заправку, я побежал смотреть, нет ли где утечки, не летит ли струя бензина мимо бака, к примеру, в багажник моей машины. Когда «фонтанов» не обнаружили, начал объяснять работникам АЗС, что такое невозможно: в бак моего «Рено Логан» помещается только пятьдесят литров топлива, а если верить их датчикам, в нём уже находится 64 литра, и ещё осталось место для пяти-десяти. Оператор не удивился и заявил, что верить электронике, установленной во всех современных автомобилях, нельзя. Она, мол, бессовестно врёт, и потому не было в баке никаких двенадцати литров, а на заправку я приехал на воздухе. Так за одну заправку меня «нагрели» на 100 гривен.

Заплатив за сомнительные
52 литра топлива, Виктор не оставил попыток уличить жуликов и обратился к специалистам сервисного центра «Рено». Там ему выдали техническую характеристику его автомобиля, из которой ясно, что в бак машины не может влезть больше 50 литров топлива. Вернувшись на АЗС, клиент предъявил документ оператору, но тот не согласился с доводами конструкторов, ограничившись беспроигрышным выражением «знать ничего не знаю».

Чтобы выяснить, откуда берутся «лишние» литры, мы обратились к сотрудникам других заправочных станций. Там нам по большому секрету рассказали, что «дутые» объёмы образуются в ходе подачи топлива из подземного резервуара в бак. Делается это так: под высоким давлением бензин превращается в пену, которая и движется по трубопроводу, заставляя счётчик колонки крутиться быстрее. В баке пена оседает, превращаясь в жидкое топливо. Вся суть в том, что колонка отсчитывает объём топлива, а не его удельную массу, поэтому деньги можно брать и за бензин, и за его пары, и за пену, и, по большому счёту, за воздух.

На вопрос нашего корреспондента, сколько не доливают на заправке «Avias», старший мастер станции Леонид Моргун заверил, что максимальная погрешность составляет около 50 граммов на 10 литров. По его словам, в любой бак можно залить на 7-8 литров больше топлива, чем написано в технических данных машины. Какая-то часть бензина растекается по трубопроводу автомобиля, есть ещё резервная воздушная подушка и горловина бака, когда хочется заправиться «под крышку».

Почему бензин на этой заправке продают дешевле, чем в среднем по Симферополю, выяснить не удалось - коммерческая тайна. А сомнения в его качестве развеяли документы: описанная партия топлива, как оказалось, была поставлена из Италии.

Наталия ГОНЧАРОВА.