Стеклянных дел мастера

16 Ноябрь 2016 100
Мастер делает шею лебедя.
Мастер делает шею лебедя.

Блестящие сочные яблоки, яркие цветы, современные и «под старину» вазы, изящные чашки, графины, кувшины, сахарницы, бокалы, фужеры, блюда, конфетницы, подсвечники, самые разные весёлые зверушки, корабли и даже Эйфелева башня - всё это искусно сделано из стекла. Тончайшую работу мастеров мы оценили в «Студии художественного стекла» в Адлере.

Рядом с форелевым хозяйством и живописным Ахштырским каньоном в небольшом здании творят стеклодувы. Они создают удивительно тонкие изделия из разогретой стеклянной массы путём выдувания. Как и 300 лет назад, в их распоряжении печь, специальные трубки и инструменты. Самодельные и очень простые, отмечает выдувальщик стеклоизделий Александр. Этому ремеслу нигде не учат, рассказал он нам, знание передаётся от мастера ученику. Аналогичной техникой изготовления изделий из стекла в нашей стране владеют ещё только в Санкт-Петербурге. 
Выдувать стекло в трубку - дело опасное и непростое. Температура в Чешской стекловаренной печи - 1140 градусов. Там находится горшок, в нём - прозрачные расплавленные стекломассы. По консистенции они напоминают сгущённое молоко.
Любое изделие - от стоящей в аттетюде (балетная поза) балерины до груши - начинается с выдувания маленького шарика. Шарообразная форма - универсальная. Из неё можно сделать как минимум 10 изделий, в том числе квадратных и прямоугольных. На трубку насаживают маленький кусочек стекла, привезённого в Адлер из Никольска (Пензенская область). Если шедевр - цветной, то вариться он будет с добавлением оксидных металлов. Цветное стекло адлерские мастера-стеклодувы получают из Германии в виде трубочек. Их либо мелко нарезают, либо перетирают в порошок. В зависимости от этого или надевают на конец трубки, или обваливают в разноцветной массе. Стекло на трубке отправляют в печь, потом раскалённый шарик, напоминающий лампочку, вытаскивают и вот тут вступают в дело лёгкие мастера и его точность. На каждую операцию даётся несколько секунд: стекло хоть и остывает медленно, но верхний слой кристаллизуется моментально. Поэтому очень важно вдуть нужную порцию воздуха в вязкое стекло. Роль играют миллиметры. Если диаметр шарика увеличится больше положенного, он свернётся в спираль. Если меньше, то при раздувании цвет уйдёт вбок. Золотая середина - залог успеха работы стеклодува.  При правильном раздувании стенки изделия будут ровномерными. Чем толще будущий шедевр, тем больше времени уходит на его изготовление. Ведь для большей стекломассы нужно и больше слоёв материала.
Ручная формовка - практически ювелирная работа. Надутый стеклянный шарик укатывается деревянным инструментом - катальником, в котором простая вода. Для проработки деталей стеклянного творения используют ножницы разных форм, щипцы, гладилки, сошки. И вот готовую вазочку, чашку, улитку, температура которых достигает 650 градусов, помещают на
12 часов в печь для отжига.
Изготовить два абсолютно одинаковых изделия из стекла не получится - невозможно повторить цветной рисунок, лишь его гамму. Это настоящий эксклюзив.
- Тайна мастерства стеклодува - в его руках. - сказал Александр, выдувальщик стеклоизделий. - Чтобы быть художником, образование не нужно. До своего прихода в «Студию художественного стекла» я восемь лет делал тату. Но со стеклом работать интересней и сложней.
Не все творения в мастерской чудес делают в печи. Сложные шедевры, собранные из мелких деталей, рождаются в руках стеклодува. Балерина, лыжник-бегун, фигуристка, самолёт, рыбки, знаки зодиака, лошадь на бегу, парусник, - вся красота собирается, как конструктор, постепенно и кропотливо. Зато разглядывать это потом так интересно!

Оксана ПАВЛЕНКО.