Большая керченская кормушка

Почему «пробки» на паромной переправе никогда не исчезнут

22 Апрель 2015 754
Пока на линии порт «Крым» - порт «Кавказ» работают всего три парома.
Пока на линии порт «Крым» - порт «Кавказ» работают всего три парома. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

«Переправа, переправа, пробка слева, пробка справа». Если кто не помнит, прошлым летом, в разгар курортного сезона, эти рифмованные строчки были на устах у всех, кому довелось переправляться на пароме через Керченский пролив. Ситуация была критической, инфраструктура переправы оказалась не готова к такому наплыву туристов. Люди стояли в пробках по нескольку суток, кто-то терял сознание, кто-то разворачивался и уезжал, у кого-то сдавали нервы - и начинался мордобой. Уставшие от бестолкового простоя автомобилисты даже переворачивали машины депутатов, желающих прорваться к парому без очереди. В общем был бардак. Изменится ли ситуация в этом году? Наши корреспонденты в преддверии курортного сезона отправились на переправу, чтобы воочию увидеть, что она представляет собой и сможет ли справиться с наплывом туристов. Заодно решили заехать и в Темрюк, самый крупный город на Таманском полуострове. Заехать просто так, по-соседски, посмотреть, как там люди живут. Вот что из этого получилось.

Что им стоит порт построить?

«Мы учли опыт прошлого лета и делаем всё, чтобы ситуация на паромной переправе в этом году стабилизировалась». «Мы начали модернизировать паромную переправу с тем, чтобы к курортному сезону она могла справиться с наплывом туристов». На протяжении последних 6-7 месяцев подобные тезисы приходилось неоднократно слышать от чиновников как крымского, так и федерального уровня. О бурной строительной деятельности на переправе говорилось так часто, что у рядовых граждан, ни разу не бывавших в тех краях, складывалось впечатление, что работа и впрямь кипит. Если смотреть на эту «стройку века» с высоты паромной палубы, открывается неприглядная правда: со строительством не спешат.
Там, внизу, восемь рабочих занимаются ремонтом причальной стенки, на которую должны опускаться аппарели паромов. Мужики в оранжевой робе бетонируют армированную площадку. При этом реально работает лишь один из восьми строителей. Остальные просто стоят, смотрят, переговариваются о том о сём, контролируют процесс.
- Они всегда так? - спрашиваю, спустившись на автопалубу, у одного из членов судового экипажа.
- А куда им спешить? Стройбат спит, служба идёт, - ухмыляется в ответ молодой паренёк в сине-зелёной спецовке.
Разговорившись с ним, узнаю, что никакой «стройки века» в порту «Крым» отродясь не было, а всё, что делается сейчас, это лишь ремонт старых, поизносившихся конструкций.
- Не в причальных стенках дело, - объясняет он мне. - Тут новая акватория нужна, потому что эта, которую построили в 50-60 годах, никуда уже не годится. Можно, конечно, ещё причалов настроить, но в створе акватории всё равно сможет пройти только одно судно. Да и развернуться здесь негде. Так что строй - не строй, а проблема останется. Слышал, они расширять и углублять тут всё собираются, но это ерунда, по-моему. Трудоёмко и долго. Переправу опять же придётся закрыть. Лучше бы новую акваторию построили. После вой­ны ведь построили эту. Почему сейчас, когда всего полно, нельзя ещё одну рядом выстроить? Они вместо этого накопительные площадки строят. Видел? Такое ощущение, что увеличение грузопотока там наверху никого не волнует. Пока что они делают всё для того, чтобы максимальное количество людей максимально комфортно стояло в максимально большой пробке.
Строящуюся накопительную площадку на подъезде к порту мы действительно видели. По поводу темпов строительства ничего сказать не могу, но делают всё вроде на славу. Огромный пустырь в нескольких километрах от порта уже засыпали внушительным слоем песка, гравия и уже закатывают асфальтом. Говорят, такая же накопительная площадка строится и на Таманском полуострове. Предполагается, что здесь своей очереди на посадку в курортный сезон будут ожидать сотни, если не тысячи, автомобилей. Здесь же автомобилисты будут пережидать штормы, которые в Керченском проливе случаются нередко. Пока и то, и другое они делают в старом Керченском аэропорту.

Кто кого и как тут кормит

На открытой палубе парома «Крым», недавно вернувшегося из планового ремонта, немноголюдно. От холодного дождя и пронзительного ветра, готового перерасти в штормовой, все прячутся на пассажирской палубе. Там тепло и сухо, есть где присесть, что поесть и что выпить. Там шумно, работают телевизоры и есть Интернет.
На открытой палубе тоскливо. Есть только сомнительной красоты виды и непогода. А ещё там есть Андрей - водитель грузовика, мокнущий под дождём и неотрывно смотрящий в сторону Таманского полуострова.
- Кажется, остановились, - говорит он, ни к кому конкретно не обращаясь.
Отплыв не более километра от порта «Крым», паром действительно замедлил ход и остановился. Пропускает сухогрузы, идущие через пролив в сторону Чёрного моря. Разговариваем.
- Через два дня будет месяц, как я из Саратова с грузом железа выехал. В Севастополь вёз… В первый и последний раз, - рассказывает Андрей, делая между предложениями театральные паузы (сдерживает рвущийся наружу мат).
- Всё так плохо? - спрашиваю.
- Три недели в очереди на паром простоял. Стоял когда-нибудь в очереди три недели? - спрашивает он в ответ, и на этот раз сдерживать мат приходится уже мне. - За это время я уже четыре раза на север мотнулся бы. Вернулся бы без напрягов и с деньгами.
А из этого рейса я домой, считай, ничего не привезу. Стоянка: первый день - 350 рублей, все последующие - по 200. Жрать три недели тоже что-то надо. Позавтракать и поужинать - считай, 400 рублей надо, пообедать - 300. Не буду же я эти бич-пакеты с лапшой жрать, желудок убивать. Вот и считай - 700 рублей в день только на еду. Плюс по мелочи всякое. А паром?! Здесь ещё дёшево - всего 5 тысяч заплатил. Но у меня машина маленькая - 9 метров всего. У кого фуры, те по 15-20 тысяч за переправу платят. Если из Темрюка в Керчь плыть, то ещё дороже получается. Мы с мужиками считали, вышло, что там каждый паром за один рейс минимум по полмиллиона рублей делает. Хочешь, скажу тебе, почему очередь на переправе не рассасывается? Да потому, что она нужна судовладельцам, чтобы на ажиотаже цены взвинчивать. А знаешь, чего со строительством моста так пробуксовывают? Да потому, что очень много богатых и влиятельных людей с этой переправы кормятся, и мост им на хрен не нужен.

Дорого и сердито

Переправа действительно похожа на большую кормушку. Здесь всё стоит денег, и денег, увы, немалых. В этом мы убедились ещё в порту «Крым». Пройдя через обязательную процедуру досмотра и заняв своё место на накопительной автоплощадке, отправились к кассам, где нас предупредили, что стоимость провоза машины зависит от её длины.
В итоге переправа автомобиля обошлась нам в 1200 рублей. Ещё по 162 рубля пришлось выложить за каждого пассажира, включая водителя.
Что касается сферы услуг, то она здесь, понятное дело, недешёвая. Койко-место в портовых комнатах отдыха - 1000 рублей, туалет - 20 рублей, стаканчик чая в дешёвой забегаловке без столиков - 30 рублей, чашечка растворимого кофе из кофемата - 60-70 рублей. Про качество и стоимость еды вообще промолчу.
Парома, отправляющегося по расписанию круглые сутки каждые полтора часа, ждали часа два. Прибыл. Разгрузился. Поднялись на борт. В течение получаса легковыми и грузовыми машинами заполнился весь автомобильный трюм, и, казалось, можно было отдавать швартовы, но нет - отправление по расписанию. Загруженные под завязку стоим ещё 45 минут. Отчаливаем. Путь до порта «Кавказ» занимает ещё полчаса. За это время скучающие пассажиры успевают опустошить расположенный на пароме буфет, где по ресторанным ценам продаются нехитрая выпечка, шоколад, орешки, чипсы и прочая малополезная для здоровья дрянь.
Порт «Кавказ» - место тоже дорогое и неуютное. От порта «Крым» он отличается лишь тем, что накопительных площадок здесь две. Одна расположена непосредственно в порту. Другая, где продаются билеты на паром и формируется очередь, находится на удалении трёх километров от переправы. Пропуская подробности нашей поездки в город Темрюк, скажу, что сюда мы прибыли в пять часов вечера и поняли, почему бывалые водители называют этот накопитель «отстойником».
Как пояснил один из дальнобойщиков, «отстойником» эту накопительную площадку назвали в силу её малой обустроенности. Тут, конечно, есть всё, что нужно путнику: койки в комнатах отдыха, где можно отдохнуть, кафе, где можно поесть, душевые, где можно помыться, но качество всего этого хромает. О туалете местном, за посещение которого берут по 20 рублей, уже, например, легенды ходят. Находиться там просто невозможно. Бескислородное пространство начинается сразу за его дверью. Запах настолько удушлив, что вызывает тошноту. Наш водитель, впечатлённый «ароматами», ввязывается в продолжительный спор с администраторшей туалета. Пытается выяснить, что за дикая вонь там стоит. Она говорит, что пахнет там сероводородом, а водитель наш уверен, что аммиаком. Неправы оба. Пахнет там и тем, и другим. Впрочем, если вдыхать этот смрад вы не желаете, то в вашем распоряжении кабинки «биотуалетов». Они, как оказалось, расположены за углом, неподалёку. Воспользоваться ими можно бесплатно, да и кислорода там больше. Невентилируемый туалет - это несущественная на первый взгляд деталь. Но таких деталей много, и из них складывается не самая привлекательная картина.
К слову, дорога назад обошлась нам дороже. Если на пути в Краснодар перевозку нашей машины оценили в 1200 рублей, то за переправу назад на том же пароме «Крым» с нас потребовали на 480 рублей больше (1680 рублей). Объяснили это тем, что на крымском берегу машину замерили неверно. Спорить не стали, хотелось домой.
Ожидание посадки растянулось на долгих 5 часов. Купив билеты в 5 часов вечера, на крымской стороне пролива мы оказались, когда до полуночи оставалось чуть больше часа.

«Темрюк - город контрастов»

Самые светлые впечатления подарил Краснодарский край. Та его малая часть, что была видна по дороге в Темрюк, приятно удивила. Дороги в сравнении с крымскими просто отличные. По сторонам тоже есть на что посмотреть: поля засеяны, на виноградниках, несмотря на дожд­ливую погоду, трудятся люди, деревья вдоль дороги обрезаны и побелены. Обочина чистая, а саму дорогу метёт спецтехника. Трудно поверить, что таким диаметрально разительным может быть облик двух соседних регионов, разделённых шестикилометровой полосой моря.
Что касается Темрюка, самого крупного города Таманского полуострова, то сказать о нём особо нечего. Город как город. Нечто среднее между Симферополем и, например, Белогорском.
«Темрюк - город контрастов», - так охарактеризовала свою малую родину Галина, пышная буфетчица, работающая в столовой, где мы остановились на обед. В чём именно заключается контрастность Темрюка, она объяснять не стала. Звонко рассмеявшись, ушла готовить чай.
Впрочем, про контрастность было сказано точно. Обилие гипермаркетов и магазинов, окружённых одноэтажными старыми домиками, впечатляет. Чем занимаются люди в Темрюке, сказать сложно, но то, что досуг темрюкчан связан по большей части с посещением магазинов, - это факт. Рынков тоже хватает. Кстати, цены там не очень отличаются от крымских. Мясо и рыба дешевле рублей на десять. Стоимость овощей и фруктов также разнится мало. Дешевле всего молочные продукты, но опять-таки не на столько, чтобы завидовать соседям.

Диагноз есть, лекарства нет

С переправой определённо не всё в порядке. Тех судов, что работают на линии сейчас, явно не хватает. На краснодарской стороне пролива мы узнали, что пока между портом «Крым» и «Кавказ» курсируют всего три парома: «Глюкофилоза», «Олимпиада» и «Крым», который берёт на борт около 160 автомобилей за раз. Ещё здесь ходят «Анненков» и «Петровск», но они возят железнодорожный транспорт.
Дальнобойщики говорят, что есть ещё три парома, которые занимаются перевозкой исключительно грузовых машин. Один ходит из Темрюка в Керченский рыбный порт. Другие работают на линии «Новороссийск-Севастополь» и «Новороссийск-Керчь». Но этого мало. В очереди на паром стабильно стоит около
2 тысяч грузовиков и фур. Летом, когда в Крым поедет турист, будет хуже.
При этом совершенно непонятно, почему людей с таким усердием хотят загнать на паромы именно Керченской переправы. Как будто в Крыму и на Кубани других портов нет. Надо сделать так, чтобы добраться с полуострова морем на краснодарский берег можно было из каждого крупного приморского города - Севастополя, Феодосии, Ялты, Евпатории. Выбирай, что ближе, и переправляйся с комфортом.
К чему колесить через весь Крым по единственной разбитой в хлам трассе? Чтобы постоять в очереди? Сомнительное удовольствие. Куда проще погрузиться с машиной на паром в Севастополе и совершить небольшой круиз в Новороссийск. Но, увы, пока такой возможности нет.
Недели две назад о необходимости перенаправить грузо- и пассажиропотоки заявил губернатор Севастополя Сергей Меняйло. Сказав, что реконструкция Керченской паромной переправы проблему не решит, он предложил перераспределить грузопотоки с тем, чтобы паромы из Новороссийска, Ейска, Темрюка и порта «Кавказ» направлялись не только в Керчь, но и в другие приморские города. Но пока его не услышали.
Его, возможно, и услышат, но произойдёт это скорее всего в разгар курортного сезона, когда паромная переправа в Керчи превратится в одну сплошную пробку. А когда всё кончится, когда туристы вернутся домой, на переправе опять начнётся «бурная» деятельность.
И опять на всех новостных лентах появятся заголовки: «Мы учли ошибки прошлого лета...».

Пока верстался номер

Грабёж на переправе не остался незамеченным и на самом высоком уровне. Буквально вчера президент России Владимир Путин подписал закон о государственном регулировании цен (тарифов) на морские перевозки между портами Крыма и Краснодарского края. Федеральным законом устанавливается, что до 1 января 2018 года правительство РФ вправе принять решение о государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по перевозкам пассажиров, багажа, автомобильных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава между морскими портами Республики Крым, города федерального значения Севастополя и Краснодарского края. Это касается и тарифов на услуги Керченской паромной переправы.

Фото смотрите в фоторепортаже.