Перед выбором

14 Март 2014 538
Лидерам в эти дни приходится трудно. Фото с сайта vm.ru
Лидерам в эти дни приходится трудно. Фото с сайта vm.ru

Главный поворот в судьбе Крыма и его жителей произойдёт завтра, но и вся уходящая неделя была настолько насыщена политическими событиями, что рассмотреть их все просто не представляется возможным. Поэтому остановимся лишь на самых значимых.

Важнейшим событием следует считать смену статуса Крыма - принятие Верховным Советом автономии Декларации о независимости. Впрочем, формально смена статуса произойдёт после референдума, результаты которого уже нетрудно предсказать. В случае положительного ответа на первый вопрос новое независимое государство Республика Крым включит в себя нынешнюю Крымскую автономию и город Севастополь, а затем немедленно обратится к Российской Федерации с просьбой о принятии Республики Крым на основе соответствующего межгосударственного договора в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации. Это решение принято депутатскими 78 голосами. Подписи под документом поставили спикер крымского парламента Владимир Константинов и председатель Севастопольского горсовета Юрий Дойников.
Напомним, что именно таким путём Крым шёл в начале девяностых: после референдума 20 января, на котором крымчане вернули себе автономию, были приняты Конституция и Декларация о суверенитете Республики Крым. Однако референдум о статусе Крыма власти «незалежной» провести не позволили, прекрасно понимая, каким будет результат прямого народного волеизъявления. Тогдашнее руководство Крыма в той непростой ситуации просто струсило и отдало республику «на съедение». Теперь, спустя два десятка лет, крымчане наконец получили право быть услышанными.
- Кто хорошо помнит события 1991-го, понимает, что Крым мог и не оказаться в составе независимой Украины. То, что он бесконфликтно остался в ней, - результат определённого общественного договора. Главной его составляющей была необходимость сохранения мира. В 1991-м конфликты уже вовсю полыхали на пространстве уходящего СССР. Нагорный Карабах, Южная Осетия, Приднестровье, кровавые погромы в Ферганской долине. Крымчане хотели мира, боялись столкновения Украины и России из-за полуострова, - считает политолог Николай Кузьмин. - Этот общественный договор худо-бедно соблюдался все годы украинской независимости, а сами крымчане более-менее успешно поддерживали мир, несмотря на активно навязываемые аналогии с Балканами и Кавказом. И вот этот договор нарушен. Вооружённый мятеж в Киеве, попытки его экспорта в Крым, причём через межнациональные столкновения 26 февраля разрушили сложившийся порядок вещей. Приходится возвращаться к ситуации 1991 года и самоопределяться вновь.
Вторым знаковым событием стал своеобразный жест доброй воли - в тот же день было принято постановление о гарантиях восстановления прав крымскотатарского народа и его интеграции в крымское сообщество. Постановление, безусловно, нужное и весьма полезное. Однако некоторые положения этого документа сразу же вызвали, мягко говоря, неоднозначные реакции как среди экспертов, так и у общественности. Это - гарантированное двадцатипроцентное представительство крымских татар в районных и городских Советах и других органах, «признание органов национального самоуправления крымскотатарского народа - Курултая (общенационального съезда) крымскотатарского народа и формируемых им органов», а также «содействие использованию наряду с существующими исторических топонимов Крыма, изменённых после депортации крымскотатарского народа 18 мая 1944 года». Практику национальных квот в Крыму уже применяли в прошлом, не совсем понятно, правда, почему квота составляет именно 20%, когда процентная доля крымских татар в населении полуострова значительно меньше. И уж совсем непонятно, зачем создавать параллельную этническую систему власти и признавать меджлис (орган, формируемый Курултаем), последовательно занимающий антироссийскую и антирусскую позицию и демонстративно противопоставляющий себя всему остальному многонациональному сообществу. Ну а идея замены топонимов высказывалась ещё во времена Ющенко даже не меджлисом, а «оранжевым» киевским нардепом Олесем Донием и встречена была в Крыму крайне негативно. С другой стороны, этот жест крымских властей ставит лидеров меджлиса перед непростым выбором - остаться на прежних пронацистских позициях, явно противоречащих интересам того самого народа, от имени которого они якобы выступают, или сделать шаг навстречу всем остальным крымчанам, подобно четырём ведущим политическим силам полуострова - ПР, КПУ, партиям «Союз» и «Русское единство», подписавшим Меморандум о взаимодействии и временном прекращении межпартийной конкуренции. Встреча Мустафы Джемилева с президентом России сделала эту дилемму ещё более явной.
Так что выбор придётся делать даже тем, кто обещал не приходить завтра к урнам для голосования.

Николай ФИЛИППОВ.