Жизни во имя людей

Железнодорожники и водитель троллейбуса погибли, когда спасали своих пассажиров

22 Октябрь 2013 1710

Троллейбусная трасса Симферополь - Ялта, железнодорожный перегон Элеваторная - Пролётная участка дороги Джанкой - Симферополь. Здесь Нина Круговая, Анатолий Черных и Александр Данилов, которым не было и сорока лет, ценой собственных жизней спасли десятки людей.

Горящий троллейбус

Молодая женщина с весёлыми глазами улыбается с фотографии на стенде музея истории трамвая и троллейбуса КРПП «Крымтроллейбус» в Симферополе. А рядом другие снимки - страшные: выгоревший салон троллейбуса, почерневший асфальт на месте аварии. Сорок три года назад, 3 августа 1970 года, на междугородной трассе Симферополь - Ялта в районе остановки «Массандра» в начале спуска почти пятитонный панелевоз «ЗИЛ-130» врезался в троллейбус с 42 пассажирами. Вела троллейбус Нина Круговая.

- Топливо из разбитого бензобака «ЗИЛа» выплеснулось на электропанель троллейбуса, - рассказал «Крымской правде» Георгий Славный, хранитель музея истории трамвая и троллейбуса КРПП «Крымтроллейбус», - произошёл пожар. Сколько бы жертв могло быть - страшно представить, но Нина, Нина Ивановна, спасла десятки людей ценой собственной жизни. Она сумела направить горящий троллейбус на боковую дорогу, открыть заднюю дверь. Все 42 пассажира успели выскочить, пока пламя полностью не объяло салон.

А вот выбраться самой Нине Круговой не удалось - передняя панель троллейбуса была полностью смята, водителя зажало между рулевой колонкой и сиденьем. Молодая женщина с весёлыми глазами, так любившая жизнь, погибла за рулём троллейбуса. Вот уже более сорока лет многие водители междугородных троллейбусов у места трагедии чуть замедляют ход и дают короткий сигнал - в память о подвиге Нины Круговой.


Память о Нине Круговой в музее истории троллейбуса.

Ещё один подвиг на междугородной троллейбусной трассе 22 августа 2004 года совершила 45-летняя Ирина Овчинникова. Она, превозмогая боль, смогла провести троллейбус через Ангарский перевал, остановить его и тем самым спасла своих пассажиров. Ведь знала, что их ждут дома, так как ждали и её родители Иван Алексеевич и Елена Фёдоровна. Некому было заменить Ирину Овчинникову, водителя, почувствовавшего себя плохо ещё при выезде из Алушты, а пассажиры ждали, им надо было ехать. Ирина Ивановна поехала, превозмогая летнюю жару, духоту, теряя сознание. Она сумела спустить троллейбус с Ангарского перевала, сумела отвести его чуть в сторону от трассы, сумела выйти в салон и извиниться перед пассажирами, что дальше ехать не может. Через три дня её не стало. Крымчане, ехавшие в тех троллейбусах 3 августа 1970-го и 22 августа 2004-го, вспомните женщин-водителей, спасших ваши жизни ценой своей.

Поезд из Минска

- Каждый раз, когда приезжаем в Крым на поезде, вспоминаем рассказ нашего дяди о том, как ему удалось выжить благодаря железнодорожникам, - рассказала нашей газете Дарья Маслова из Гомеля. - Дядя Дмитрий Иванович ехал в Крым в командировку, был в третьем вагоне скорого поезда Минск - Симферополь. Поздно вечером 5 ноября мы получили от него странную телеграмму: «Заново родился в Крыму. Спасибо машинистам!». Как, что - никаких подробностей. Мобильных тогда не было, вся наша большая семья испереживалась. И только через день дядя заказал междугородный телефонный разговор и смог сообщить, что попал в железнодорожную аварию, но выжил. Странно, но никаких сообщений о той аварии в средствах массовой информации не было. Уже потом, вернувшись, дядя рассказал подробности: ехали по территории полуострова, когда произошла авария. Люди, конечно, ничего не поняли - было утро, многие ещё спали. Вдруг резкое снижение скорости, толчок, скрежет, вещи, люди посыпались с полок. Возмущались тогда сильно, многие в синяках, порезах были, а потом узнали, что счастливо отделались, что жизнями обязаны двум железнодорожникам, спасшим их от крушения. Увы, сами железнодорожники тогда погибли, но сколько белорусов, жителей других мест, ехавших в том поезде, благодарны им за спасение. Пусть знают о том родные погибших, а крымчане помнят о героях.

Ценой своих жизней предотвратили крушение скорого пассажирского поезда №93 сообщением Минск - Симферополь машинист Симферопольского локомотивного депо Анатолий Черных и его помощник Александр Данилов. Посмертно они награждены орденами «За личное мужество».

- Трагедия произошла 25 лет назад, 5 ноября 1988 года, на перегоне Элеваторная - Пролётная, - рассказал «Крымской правде» Александр Павлов, хранитель музея истории Симферопольского железнодорожного узла Приднепровской железной дороги, - под запрещающий сигнал выехал грузовик с железобетонными блоками. 37-летний машинист Анатолий Борисович Черных и 27-летний помощник Александр Евгеньевич Данилов предприняли экстренное торможение, резко снизив скорость поезда, но электровоз всё же врезался в бок грузовика.


Фотокомпозиция в память о погибших машинистах в музее истории
Симферопольского железнодорожного узла.

Спустя три года в память о героях коллектив локомотивного депо Симферополя установил на месте гибели шестиметровый обелиск. И машинисты проходящих поездов сигналом поминают погибших.

О чём думали они, герои мирного времени, в последний миг, совершая свои поступки, отдавая жизни во имя людей? Это неимоверно трудно, вот так, не раздумывая особо, рискнуть собой ради других, абсолютно посторонних тебе людей, и в то же время твоих земляков, пассажиров, детей. Не каждый способен. Родные, коллеги погибших вспоминают, что эти люди, герои мирного времени, с детства были очень заботливыми, с обострённым чувством ответственности и справедливости. Они жили ради людей и, когда выпало испытание, не раздумывали, что дороже - собственная жизнь или жизни других. Они просто не могли поступить иначе. Такие это были люди. Не забывайте о героях мирного времени, крымчане!

Герои Севастополя

На севастопольской улице Горпищенко вскоре появится четырёхметровый обелиск, увенчанный неугасаемой свечой, - в память о героях, отдавших свои жизни за жизни детей. Сейчас идёт сбор денег на его создание. Памятник, как рассказал Иван Ермаков, депутат Севастопольского городского Совета, на улице Горпищенко установят не случайно. 12 сентября 2012 года здесь на автобусной остановке погиб Павел Бондарев, заслонивший собой 9-летнего мальчика и 8-летнюю девочку от внезапно вылетевшей на них иномарки. Ровно через месяц герою исполнилось бы 25 лет. На обелиске будут и ещё два имени героев, погибших в мирное время: Андрея Усанина, погибшего 1 июня 1998 года, и Евгения Скоробогатова, погибшего 22 апреля 2009 года. Капитан милиции, командир взвода отдельной роты дорожно-патрульной службы ГАИ Андрей Усанин на трудном повороте в Балаклаве принял на себя и свою патрульную машину удар несущегося навстречу автобуса. Патрульный не мог допустить, чтобы встречная машина врезалась в возглавляемую им колонну из 16 автобусов с детьми из России, ехавшими на отдых в лагерь под Ялтой. А инспектор севастопольской патрульной службы старший сержант милиции Евгений Скоробогатов погиб, ринувшись в задымлённое заброшенное убежище за двумя детьми, игравшими там с факелами, сделанными из пропитанной какими-то химикатами ваты. В тот день у сержанта, шедшего в гости к другу, был выходной.

Наталья ПУПКОВА.