От вражды к созиданию
230 лет назад в Крыму перестали торговать русскими рабами
19 апреля 1783 года Манифестом Екатерины II Крым был включён в состав Российской Империи. Опустошительные набеги прекратились. Последний крымский хан Шагин-Гирей добровольно отрёкся от престола. На земли Причерноморья пришёл мир. Россия прочно утвердила своё присутствие на Чёрном море. Начался новый этап крымской истории.
На протяжении веков Крым был для Русского государства источником опасностей. Опустошительные набеги татарских феодалов при поддержке Оттоманской Порты несли разорение, страдания, смерть. Враг жёг дома и посевы, угонял скот, уводил в рабство тысячи русских людей. Только за первую половину XVIII века из России было угнано в рабство более 200 тысяч человек, с территории нынешней Украины - свыше 50 тысяч.
Окончательное покорение Крыма стало возможным лишь в результате заключения Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Турцией в 1774 году, а главная заслуга в окончательном решении «крымского вопроса» принадлежит князю Григорию Потёмкину.
«Приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить Вас не может, а только покой доставит», - писал светлейший императрице в конце 1782 года.
Сам акт «принятия Крыма под державу Российскую» стал победой русской дипломатии: менее чем через год даже Блистательная Порта торжественным актом признала подданство Крыма и Кубани Российскому престолу, закрепив тем самым безраздельное и неоспоримое право России на Крым.
Но Россия пришла в Крым не как мститель, на что имела полное право, а как заботливый хозяин, чьи думы устремлены в будущее. Об этом свидетельствует и сам манифест императрицы: «Возвещая жителям тех мест силою сего Нашего Императорского манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за Себя и Преемников Престола Нашего содержать их наравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те правости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется; напротив чего от благодарности новых Наших подданных требуем и ожидаем Мы, что они в счастливом своём превращении из мятежа и неустройства в мир, тишину и порядок законный потщатся верностью, усердием и благонравием уподобиться древним Нашим подданным и заслуживать наравне с ними Монаршую Нашу милость и щедроту».
230 лет назад мы победили. Мы принесли мир. И нам нечего и некого стыдиться.