Лазарев и его улица
Она помнит скрип рессор дореволюционных конных экипажей и перезвон «тройки» - вагончика послевоенного трамвая. И сановные вельможи, и жертвы революций, войн, и весёлые студенты, и радости, и горести жителей её двориков остались в памяти одной из старинных симферопольских улиц. Сейчас она носит имя создателя Советского государства Владимира Ленина, а 110 лет назад её назвали Лазаревской, в честь Таврического губернатора Петра Лазарева.
Сын адмирала
Первоначально (с 1876 года) улица именовалась Бульварной, ведь на неё выходил любимый горожанами бульвар - Городской сад, «заведённый в 1820 году над Салгиром, против казённого дому, гражданскими губернаторами занимаемого». В том доме в 1889 году и поселился Пётр Лазарев, в начале назначенный исполняющим должность Таврического губернатора, а в январе 1891-го утверждённый им.
Дом губернаторов Тавриды. С 1889-го по 1901 год жил Пётр Лазарев. Снимок начала XX века.
Многие симферопольцы, знающие, что улица Ленина раньше называлась Лазаревской, уверены, что в честь похороненного в Севастополе адмирала Михаила Лазарева, совершившего три кругосветных плавания, в том числе в экспедиции, открывшей Антарктиду, и командовавшего Черноморским флотом. Однако в его честь Лазаревская появилась в Севастополе, а симферопольцы в начале XX века отблагодарили улицей сына адмирала.
Пётр - седьмой (по другим данным, шестой) ребёнок Михаила Лазарева и Екатерины Фан-дер-Флитт. Он появился на свет
5 июля 1850 года в Николаеве. Имя сыну родители дали в честь деда Петра Гавриловича и умершего пятью годами ранее двухлетнего брата. Мальчику не исполнилось и 9 месяцев, когда не стало отца. Екатерина Тимофеевна с детьми переехала в Санкт-Петербург. Здесь Пётр окончил Александровский лицей, стал унтер-офицером в Кавалергардском полку. Дослужился до полковника.
До того, как стать Таврическим губернатором, успел четыре года побыть курским вице-губернатором. После Крыма - вновь Петербург. Сенатор, а через четыре года - член высшего законосовещательного органа Российской Империи - Государственного совета. Пётр Михайлович - кавалер орденов Святого Станислава и Святой Анны первой степени, Святого Владимира второй степени, Святого Александра Невского. У него и супруги Елизаветы Феликсовны Сумароковой-Эльстон, кстати, одной из потомков полководца Михаила Кутузова, родилось трое детей: Михаил, Владимир и Ирина (по одним данным, она появилась на свет в Симферополе, по другим - в Царском Селе).
«За чистоту»
На посту Таврического губернатора Лазарев пробыл 12 лет. При нём в Симферополе появился памятник Екатерине Великой и сподвижникам (1890 год), а между Джанкоем и Феодосией, Владиславовкой и Керчью - железнодорожное сообщение (1892 г.), в Керчи построен металлургический завод (1899 г.). Ему пришлось встречать на полуострове наследника престола Николая II и провожать в последний путь умершего в Ливадии императора Александра III (1894 г.). Он добивался от меценатов помощи «для облегчения тягостной участи голодающих» (на правление Петра Лазарева пришлись и нелёгкие годы голода во всей империи), заботился о развитии библиотек и книжных магазинов столицы.
Благодаря Петру Лазареву Симферополь стал зелёным (он распорядился высаживать вдоль улиц деревья) и получил первую официально закреплённую пешеходную зону: на улице Салгирной (проспект Кирова) губернатор запретил после 10 часов утра ездить на велосипедах (автомобиль тогда был большой редкостью на крымских дорогах). В общем, сыскал себе добрую славу в губернии и её столице. В конце декабря 1899 года здесь торжественно отмечали 10-летие пребывания Петра Михайловича в должности.
А спустя два с небольшим года, когда Лазарев уже переехал в Санкт-Петербург, члены Симферопольской думы единогласно решили назвать улицу, по которой не раз ходил Пётр Михайлович, в его честь: «В благодарность за чистоту и благоустройство города».
Пётр Лазарев, 19-й губернатор в истории Тавриды и последний в XIX веке, пережил Великую Октябрьскую революцию, остался в России и умер в возрасте 69 лет - 11 августа 1919 года под Пятигорском.
От парка до любви
Лазаревская начиналась от Городского сада (ныне Центральный парк культуры и отдыха). К счастью, многие дома сохранились до наших дней. Двухэтажное здание с балконами, терассой, колоннами и лепниной на улице Ленина
(с 1924 года), 11. Вот уже 56 лет здесь хозяйничают студенты факультета иностранной филологии, а когда-то дом принадлежал известному адвокату, главному юрисконсульту столичной гордумы Шабетаю Дувану. После гражданской войны здесь заседали члены Крымского обкома ВКП(б), а в 30-е годы здание отдали крымским профсоюзам. «В этом здании работал мой отец Владимир Николаевич, - рассказывает Анна Васильева из Симферополя. - Он был одним из сотрудников Совета профессиональных союзов, курировал школы. Из этого же здания он, по сути, ушёл на фронт. С конца августа 41-го здесь был штаб Крымской 51-й армии. Отец уже воевал на Перекопе, а мы с мамой каждый день приходили сюда, чтобы узнать хоть что-то о его судьбе. Потом здесь хозяйничали фашисты, даже, помню, охрана у дома стояла, видимо, какой-то солидный офицер жил».
«Солидные» люди с 1804 года жили и в доме №15. По данным известного крымского краеведа Владимира Широкова, этот дом, ранее принадлежавший учёному Петру Палласу, был куплен за 14 тысяч рублей для «помещения в нём губернатора». Первым поселившимся стал Дмитрий Мертваго. В книге Владимира и Олега Широковых «Улицы рассказывают» приводится опись 1829 года: «Каменный одноэтажный дом с чердаком». Так выглядело здание, когда хозяином в нём был Таврический губернатор Александр Баранов, именно в нём он принимал Александра Пушкина в сентябре 1820 года». А вот Пётр Лазарев въезжал уже в двухэтажный дом, который сохранился до наших дней. Его в 1835 году по проекту архитектора Ивана Колодина построили на месте старого. Во время Крымской войны тут лечили раненых, а после гражданской работали руководители Крыма: Крымский ревком, Совнарком и Центральный исполнительный комитет. Сейчас здесь Крымский институт последипломного педагогического образования.
Соседнему трёхэтажному зданию год назад исполнилось 110 лет. Его построил заместитель городского головы Александр Шлее.
А спустя несколько месяцев передал Валентине Станишевской под частную женскую гимназию. Три года в ней преподавал русский язык Константин Тренёв. С 1925-го по 1964-й здесь, правда, с перерывом на войну, когда в здании размещался фашистский госпиталь, были факультеты Крымского пединститута имени Фрунзе. «Помню, сюда мы бегали на подготовительные курсы, - рассказывает Ирина Серёгина из Симферополя. - Здесь волновались при сдаче вступительных экзаменов, а вот учиться в старинном здании уже не довелось: институт переехал в новые корпуса на улице Ялтинской (ныне проспект Вернадского)». «А в доме №23 в 14 лет на бюро горкома комсомола мы с одноклассниками рассказывали об истории становления ВЛКСМ, - продолжает наша читательница. - А потом с радостью получали комсомольский билет - теперь мы были в большой семье Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи». Дом на улице Ленина, 23, знаменит и тем, что вот уже 105 лет здесь находится библиотека имени Жуковского.
Начало улицы Лазаревской. Слева - Городской сад. Снимок начала XX века.
Последний дом на тогдашней улице Лазаревской был №28 (ныне Студенческая,2). Его в 1904 году построил бухгалтер городской управы Василий Макурин. В одной половине дома он жил с семьёй, а в другой устроил курсы по подготовке бухгалтеров. Кстати, дочь Макурина Валерия, как рассказывал наш читатель Анатолий Краславский, работала акушером в первом роддоме города. Во время Великой Отечественной ушла на фронт, была военврачом. А в доме, где она родилась, в это время жили фашистские офицеры-гестаповцы. В 1920 году в доме располагались штаб Красной Армии и комнаты Михаила Фрунзе, Климента Ворошилова и Семёна Будённого. После Великой Отечественной здесь находился физико-математический факультет пединститута и, как рассказывал «Крымской правде» симферополец Андрей Каравайников, жили семьи преподавателей. Дом на бывшей Лазаревской, 28, отметился и в кинофильмах: «В городе С.» и «Они были актёрами».
Рядом с домом сразу две достопримечательности. Труба «Паромукомольной мельницы Граната» (не сохранилась) - высшая топографическая точка Симферополя - и Лестница любви, которой, можно сказать, и заканчивается бывшая Лазаревская. Правда, лестница появилась в 1909 году - уже после отъезда Петра Лазарева в Петербург.
Сто десять лет назад на карте Симферополя появилась улица «в благодарность» губернатору. Интересно, сможет ли кто-то из нынешних властей заслужить такую же честь?
Кстати
Пожалуй, Пётр Лазарев - единственный из 25 губернаторов Таврической области (губернии), удостоившийся при жизни того, что благодарные симферопольцы дали одной из центральных улиц его имя. Правда, через два года, в 1904-м, появилась улица Потёмкинская (ныне Шмидта) в честь генерал-губернатора Екатеринославского и Таврического Григория Потёмкина, а в 1958 году - Каховская (микрорайон Анатра) - в память первого губернатора Таврической области Василия Каховского. Существует поныне и микрорайон Жегулина роща (ошибочно Жигулина, неподалёку от Евпаторийского шоссе), появившийся приблизительно в конце XIX века и названный в память владельца этих земель, второго губернатора Таврической области Семёна Жегулина. А ещё можно было считать улицей «в честь всех губернаторов» Губернаторскую
(с 1839 года) - одну из первых улиц Симферополя, сейчас называющуюся Пролетарской.
Наталья ПУПКОВА.
Фото с сайта www.simfion.net