Родители нашей газеты

Четыре улицы в Симферополе названы в честь редакторов «Крымской правды»

26 Сентябрь 2012 1206

Читатели, конечно, знают, что уже 14 лет у «Крымской правды» есть «своя» улица в Симферополе. А вот о том, что ещё четыре столичных улицы названы в честь сотрудников нашей газеты, известно немногим. В Центральном районе - улицы Дмитрия Ульянова и Гавена, в Железнодорожном - улица Слуцкого и переулок Шаталова. Дмитрий Ульянов, Юрий Гавен, Антон Слуцкий и Виктор Шаталов в 1918 году входили в состав редколлегии тогда ещё «Таврической правды».

Дмитрий Ульянов

Первый номер газеты, вышедший 6 февраля 1918 года, готовили трое - Дмитрий Ульянов, Орион Алексакис, Владислав Кобылянский (кроме них и упомянутых Гавена, Слуцкого и Шаталова, редакторы - Наталья Александрова, Владимир Басенко, Георгий Яковенко). Улицу Херсонскую переименовали в 1985 году. Теперь она носит имя Дмитрия Ульянова.

Рынок, жилые дома, магазинчики, автодорога - всё это улица, названная в честь младшего брата создателя Советского государства Владимира Ленина. Впрочем, Дмитрий Ильич сам заслужил «свою» - с его именем связано не только появление нашей газеты, но и превращение Крыма в курорт для простых людей. Дмитрий Ульянов родился в 1874 году. В 19 лет поступил на медицинский факультет Московского университета, однако окончить учёбу смог только через восемь лет в Эстонском университете: несколько раз оказывался в тюрьме по подозрению в революционной деятельности. Работал врачом в разных регионах России, в Крым приехал в 1911 году. Стал санитарным врачом Феодосийского уезда, добивался улучшения качества питьевой воды. Во время Первой мировой войны служил в госпитале в Севастополе, а в начале гражданской заботился о раненых революционерах во время «сражений под Бахчисараем и Симферополем». Потом стал членом губернского комитета большевиков и одним из редакторов «Таврической правды». Писал статьи по профилю, возглавив Народный комиссариат здравоохранения, призывал со страниц газеты больше внимания уделять оздоровлению и кормлению детей.

Последняя заметка Д. Ульянова вышла 28 апреля 1918 года - вместе с другими создателями газеты сообщал о казни в Алуште членов Совета народных комиссаров Советской Социалистической Республики Таврида, в том числе своего коллеги и председателя Совнаркома Антона Слуцкого. Самому Дмитрию Ульянову чудом удалось избежать гибели: уехал инспектировать лечебницы в Феодосию. После занятия полуострова интервентами был зампредседателя подпольного уездного ревкома Евпатории и врачом партизанского отряда «Красные каски».

С окончательным приходом Советской власти на полуостров в ноябре 1920-го продолжал заниматься здравоохранением, а после принятия декрета Совнаркома РСФСР «Об использовании Крыма для лечения трудящихся» назначен руководителем Центрального управления курортами Крыма. В состав редколлегии уже «Красного Крым» не входил, зато неоднократно публиковался в газете, в том числе с докладом об организации на полуострове Всесоюзной здравницы и первого санатория для рабочих и крестьян в бывшей императорской резиденции - Ливадийском дворце. В декабре 1921-го Дмитрий Ульянов навсегда покинул Крым, а 16 июля 1943-го одного из создателей «Таврической правды» не стало.

Юрий Гавен

Большинство передовиц в «Таврической правде» написаны Юрием Гавеном. В 1969 году в его честь переименовали улицу Инкерманскую. Гавен - псевдоним латышского революционера Яна Эрнестовича Даумана, родившегося в 1884 году. Собирался стать учителем и даже окончил курс Прибалтийской учительской семинарии, но за увлечение идеями революции исключён с запретом на обучение. Несколько лет провёл на каторге, сослан в Енисейскую губернию, где вскоре стал одним из руководителей съезда Советов средней Сибири. В сентябре 1917-го с мандатом центрального комитета РСДРП(б) направлен в Крым. Стал членом губернского комитета, позже - председателем Севастопольского и губернского военно-революционного комитетов, а с марта 1918-го работу в «Таврической правде» совмещал с деятельностью председателя военно-морского комиссариата Республики Тавриды. В апреле 1918-го руководил боями с интервентами и белогвардейцами под Севастополем и Симферополем, эвакуировал красные части в Новороссийск. После контузии в одном из боёв, добавившейся к полученному ещё на каторге туберкулёзу, почти год провёл в госпитале. Вернувшись на полуостров, возглавил комиссию по борьбе с бандитизмом, а с ноября 1921-го - Центральный исполнительный комитет Крымской АССР. Юрия Гавена называют одним из идеологов «красного террора» в период становления и укрепления большевистской власти в Крыму.

В «Красном Крыму», наследнике «Таврической правды», последняя публикация о Юрии Гавене вышла в 1936-м, когда его, успевшего поработать ещё и в Наркомате внешней торговли и Госплане, обвинили в участии в контрреволюционной троцкистской организации. В статье сообщалось, что «осуждённый Военной коллегией Верховного суда СССР Юрий Петрович Гавен расстрелян в Москве 3 октября 1936 года». Посмертно реабилитирован в 1958-м.

Антон Слуцкий

Небольшая улица частного сектора в районе железнодорожного вокзала, ранее Продольная, а с 1930-го - Слуцкого. Антон Иосифович (Нафталий Григорьевич) Слуцкий родился в 1884 году. В 19 лет уже был членом Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), участвовал в революции 1905 года, но из-за преследований властей вынужден был эмигрировать. Вновь в Россию вернулся в феврале 1917-го. Через несколько месяцев стал членом Петербургского комитета РСДРП(б), после Октябрьской революции - член Всероссийского центрального исполнительного комитета. В Крым направлен в феврале 1918-го. Участвует в организации Советской Социалистической Республики Таврида и возглавляет её Совет народных комиссаров. Политическая деятельность не мешает заниматься любимым делом - журналистикой, в которую пришёл, ещё публикуясь во всероссийской «Правде». Теперь его газета - «Таврическая правда», а публикации по-прежнему посвящены призывам к борьбе в защиту молодой республики и разоблачению буржуазии.

Антон Слуцкий прожил на пять дней меньше, чем просуществовала издаваемая им в 1918-м газета. Когда в Крым ворвались интервенты, часть членов Совнаркома уехала в Севастополь, а часть, среди них и Антон Иосифович, через Ялту в Керчь. Возле деревни Биюк-Ламбат (Малый Маяк) попали в засаду, а через три дня, 24 апреля 1918 года, расстреляны в Алуште.

Виктор Шаталов

Из этого переулка хорошо видна башня железнодорожного вокзала, увенчанная красной звездой, и слышен перестук колёсных пар локомотивов. Под похожий перестук, наверное, засыпал родившийся здесь маленький Витя Шаталов, сын машиниста Алексея Васильевича. А о красной звезде над вокзалом им приходилось только мечтать.

Впрочем, и приближать её появление довелось, борясь за установление власти большевиков в Крыму. Так что переулок Товарный, переименованный в 1985 году в честь Виктора Шаталова, можно считать названным и в честь его отца Алексея Шаталова. Во время революции 1905 года в Симферополе появился Совет рабочих депутатов, одним из членов которого стал Алексей Шаталов, возглавивший до этого забастовочный комитет железнодорожников. Виктор в то время учился в Симферопольской мужской гимназии (ныне гимназия №1), окончив которую в 1913-м, поступил на медицинский факультет Киевского университета. Но уже через четыре года вернулся в Симферополь: отца не стало, надо было заботиться о семье. Устроился рабочим аэропланного завода «Анатра» и вошёл в состав РСДРП(б), став членом Cимферопольского ревкома.

Виктор Алексеевич - один из инициаторов создания Союза социалистической рабочей молодёжи (прообраз комсомола) и создания на «Анатре» красных отрядов. Он возглавил отряд в бою с белогвардейцами, разогнавшими в январе 1918-го городской Совет рабочих и солдатских депутатов. После создания Республики Таврида стал не только председателем революционного трибунала, но и членом редколлегии «Таврической правды». Причём 25-летний Виктор Шаталов был самым молодым редактором в истории нашей газеты. Он всего на год пережил отца: в июне 1918-го, уехав устанавливать Советскую власть в Самаре, расстрелян там белогвардейцами. Увы, судьба первых редакторов газеты (впрочем, как и многих из тех, кто возглавлял её в 30-е годы прошлого века) оказалась трагической, но работали они не зря: «Таврическая правда» - «Красный Крым» - «Крымская правда» продолжает жить.

В феврале будущего года нашей газете исполнится 95 лет. Конечно, мы были бы не против, если бы к четырём симферопольским улицам, названным в честь первых редакторов газеты, добавились новые. К примеру, в честь партизана Евгения Петровича Степанова, возглавлявшего «Красный Крым» в годы Великой Отечественной, или мэтра крымской журналистики Владимира Александровича Бобашинского, руководившего «Крымской правдой» с 1965-го по 1995 год. Может, когда и случится. А пока в память обо всех, кто когда-либо работал в нашей газете, и к гордости тех, кто работает сейчас и будет создавать главную газету полуострова, перешагнувшую уже столетний рубеж, есть в Симферополе улица имени газеты «Крымская правда».

Только факты

Первый номер «Таврической правды» вышел 6 февраля 1918 года, газета выходила до 29 апреля - дня оккупации Советской Социалистической Республики Таврида германскими войсками. Вновь газета, получившая название «Красный Крым», возобновила выход
17 ноября 1920-го с окончательным установлением на полуострове Советской власти. Не прекращала выходить в годы Великой Отечественной. С 18 января
1952-го называется «Крымская правда». Награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За оборону Севастополя».

Наталья ПУПКОВА.

Фото автора и с сайтов www.istoriacccr.ru,
www.rubricon.com,www.historicus.ru