Услуги «не очень»

Можно ли вернуть деньги за испорченное настроение?

24 Апрель 2024 919
Потребитель вправе рассчитывать на качество.
Потребитель вправе рассчитывать на качество. Фото Анны Кадниковой.

Картинка в рекламном буклете отеля, где решили в выходные отдохнуть с родными, резко отличается от реальности; не понравилась работа дантиста, которая вновь обернулась выпавшей пломбой; из магазина не доставили оплаченный заранее товар; мастера «накосячили» с работой… Услуги бывают разные, по идее, их получение должно приносить только радость, но, увы, так случается не всегда: и настроение испорчено, и на деньги попал. «Крымская правда» совместно со специалистами Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и Севастополю, отвечая на вопросы читателей, попробовала разобраться, можно ли вернуть затраченное, если услуга оказана некачественно.

Собираемся на праздники поехать в один из домов отдыха на Южном берегу Крыма. Подскажите, пожалуйста, на что обращать внимание при выборе? На сайте в интернете очень красивые виды. И какие у нас будут права, если что-то не понравится, ожидание и реальность не совпадут, деньги пропадают?

А. Е.

Симферополь.

Обращайте внимание не только на красоту рекламной картинки, но и на отзывы о выбранном вами месте для отдыха, причём читать их лучше на сторонних сайтах. Свяжитесь с тем, кто будет оказывать услуги, обговорите заранее все нюансы, уточните, какой номер классификации присвоен учреждению (проверить можно, допустим, на портале классификация-туризм.рф или fsa.gov.ru). По возможности, сделайте фотофиксацию обещанного, а если ожидание и реальность не совпали - и полученного. Претензию лучше предъявлять сразу, но обязательно в письменном виде, в двойном экземпляре (с отметкой на вашем о регистрации и получении). Если нет возможности передать лично, то можно направить на почту, в том числе электронную. Это будет доказательство вашего обращения к исполнителю, если сразу решить вопрос не получится и придётся обращаться в Роспотребнадзор и суд. Если же предприниматель понял свою ошибку, признал некачественно оказанную услугу, то можете требовать возврата денег за это: в течение 10 рабочих дней он должен передать оплаченную вами полную стоимость (или за вычетом понесённых им затрат, но обязательно письменно доказанных).

* * *

Обратилась к стоматологу в частную клинику, чтобы мне поставили пломбу, но она выпала буквально через два дня, так ещё и при работе мне повредили соседний зуб. Каким образом можно оформить претензию, чтобы вернули деньги, как мне всё подтвердить?

Д.

Симферополь.

Для подтверждения у вас должен быть договор со стоматологической клиникой на оказание конкретных услуг, отметка там, или в документации клиники об их исполнении, чек об оплате услуг. Претензию можете предъявить сразу. В большинстве случаев, если понимают и признают свою ошибку, к примеру, подвёл материал для пломбирования, то просто предлагают исправить недостаток (бесплатно или с уменьшением стоимости услуги). Когда договориться не получается, подтверждать некачественное оказание стоматологической услуги придётся результатами независимой экспертизы специалистов. О решении её проводить, о времени и месте осуществления, надо обязательно письменно уведомить представителя организации, оказавшей, на ваш взгляд, некачественную услугу. Если независимые оценщики признают некачественную работу стоматолога, то клиника будет оплачивать расходы на экспертизу. Если же нет - то расходы несёт потребитель. Кстати, права у потребителя есть при оказании некачественной услуги и в платной клинике, и в бесплатной (по полису ОМС). Требовать можно безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (возмещения расходов, если их устраняли другие); повторного выполнения работы или соответствующего уменьшения стоимости (если это была частная клиника). Кроме того, потребитель может требовать и полного возмещения убытков, принесённых ему из-за недостатков оказанной стоматологической услуги и взыскания компенсации морального вреда.

* * *

Заказали в интернет-магазине подарок на день рождения сыну, заранее оплатили его, так как это было требование для продажи, а товар нам так и не доставили к сроку, продавец кормит обещаниями, ссылаясь на задержку. Когда он должен передать?

А. В.

Симферопольский район.

По нормам статьи 23.1 «закона «О защите прав потребителей», если договор купли-продажи, даже заключённый в сети Интернет, предусматривает обязанность потребителя о предварительной оплате, то он должен содержать и условие о сроке передачи товара. Если передача в срок не случилась, то либо оговаривается, письменно, новый срок, либо можно требовать возврата оплаченной суммы. Если срок вы письменно не оговаривали и при продаже он не был указан, а всё обещано только устно, то обязанность передачи (возврата средств) выполняется в разумный срок или в течение недели с момента вашего напоминания. Лучше направить продавцу письменную претензию на электронный адрес или с помощью любой социальной сети, в которой он зарегистрирован, напомнить об обязанности и о том, что в случае просрочки вы вправе требовать выплату неустойки.

* * *

Сдали зимнее пальто в химчистку, а нам его вернули полинявшее. Можем ли мы как-то потребовать возврата денег? Сотрудники говорят, что предупреждали об этой возможности, но, если честно, не помню.

Юлия Ц.

Симферополь.

Предупреждение о том должно быть указано в квитанции - договоре с химчисткой, который вы заключили и подписали. Это не просто кассовый чек, где написано, что оплатили, там указаны и данные о принятом изделии, его износостойкости, определённой не только внешним осмотром, но и, к примеру, пробой на стойкость красителя. Если приёмщик провёл все необходимые пробы и указал, что краситель на изделии нестойкий и вещь может полинять, а вы, подписав квитанцию, с этим согласились, то, увы, претензий по «линьке» пальто выдвигать не сможете - письменно о том предупредили. Если же, кроме описанного в предупреждении, появились иные дефекты, допустим, дырочки или усадка, а также, когда никаких проб-осмотров не проводилось и в квитанции об износостойкости ни слова, то это уже повод для борьбы за права потребителя. Составляете двусторонний акт с указанием всех дефектов (желательно в двух экземплярах, чтобы на вашем бланке была роспись сотрудника, печать учреждения и дата), и можете требовать, к примеру, бесплатного устранения недостатков, уменьшения стоимости услуги. Возврата средств, полного возмещения убытков, можно требовать, если недостатки не устранены в установленный в таком договоре срок.

* * *

На заказ у частного мастера делали в подарок шкатулку, но она оказалась некачественная - сразу обнаружили брак. Должен ли мастер переделать бесплатно, или просто сделать нам вторую? Он вроде согласен, но требует вернуть уже сделанную. Зачем?

К. Г.

Евпатория.

При обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) потребитель вправе требовать безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала, повторного выполнения работы. Но вот то, некачественное, что вам отдали, придётся вернуть изготовителю. Это обязательное условие для исполнения ваших требований.

Ответы на иные вопросы читателей, касающиеся особенностей защиты прав потребителей, - в следующих выпусках рубрики.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.