Что такое кадастровый паспорт?

24 Апрель 2024 935
Без кадастрового паспорта не получится продать или передать недвижимость другому человеку.
Без кадастрового паспорта не получится продать или передать недвижимость другому человеку. Фото Анны Кадниковой.

Некоторые люди весьма легкомысленно относятся к разного рода документам, и это становится источником проблем. Одна из наших подписчиц столкнулась с трудностями при вступлении в наследство. Оказалось, что у дома, в котором жила родственница, и земельного участка под ним нет кадастрового паспорта. Без него не оформить право собственности. В связи с этим читательница попросила разъяснить, что такое кадастровый паспорт и как его получить.

Сразу скажем, сам термин «кадастровый паспорт» уже неактуален. В 2017 году была проведена реформа, призванная упростить документооборот и сделать его более прозрачным. В результате, Государственный кадастр недвижимости (ГКН) и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП) объединили в ЕГРН.  Свидетельства о госрегистрации имущественного права и кадаст-
ровые паспорта заменили на выписку из ЕГРН. 

В этой выписке указывается вид и назначение объекта, его месторасположение, кадастровый номер и дата его присвоения и кадастровая стоимость. Также в зависимости от типа имущества там могут быть указаны и другие важные его характеристики, например, поэтажный план квартиры, её площадь, данные о строительных материалах и несущих конструкциях дома.

Кадастровый паспорт (а ныне выписка из ЕГРН) удостоверяет, что информация о недвижимом имуществе внесена в общегосударственный реестр. Теоретически, если вы не планируете совершать каких-либо операций с имуществом, она вам не нужна. Но на практике всегда настаёт момент, когда без этого документа не обойтись. Он нужен для совершения сделок по покупке, продаже, дарению имущества, передаче его в залог, наследованию, сдаче в аренду, получению страховки в случае ущерба или порчи имущества. В судебных тяжбах, связанных с недвижимостью, без него тоже никак. 

Так как такого документа, как «кадастровый паспорт», теперь нет, то заказывать его нет смысла. В случае нашей читательницы землю и дом надо поставить на кадастровый учёт. Как только это будет сделано, данные об объекте появятся в базе и их можно будет запросить в формате выписки.

В ЕГРН недвижимое имущество вносит Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), в Крыму этим занимается Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру (Госкомрегистр).

Для того чтобы поставить имущество на учёт, нашей подписчице надо сделать технический план дома и межевой план земли. Составляют их кадастровые инженеры. Специалист обязательно должен иметь действующий квалификационный аттестат и состоять в саморегулируемой организации кадастровых инженеров (СРО КИ). Стоимость этой услуги не маленькая и в зависимости от объёма работ может колебаться от 10 до 40 тысяч рублей.

Кроме технического и межевого планов, понадобится предоставить паспорт заявителя (или нотариальную доверенность, если действует его представитель), а также правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, долевого участия, свидетельство о получении наследства). 

Также понадобится внести госпошлину - 2 тысячи рублей. Подать документы можно при личном визите в МФЦ или онлайн на сайте Госуслуг. 

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.