«Самые проблемные - Керчь и Симферополь»

16 Апрель 2024 1113
Максим Новик.
Максим Новик. Фото автора.

Несколько лет назад полуостров столкнулся с засухой. Тогда же началась работа по подготовке к следующему периоду - ведь водозасушливые годы цикличны в Крыму. И ошибочно думать, что нам важны только полные водохранилища. Есть множество процессов, которые все вместе помогут достичь главной цели - сделать жизнь крымчан комфортнее. Мы поговорили с главой ГУП РК «Вода Крыма» Максимом НОВИКОМ и узнали, какие меры предпринимаются для обес­печения водой жителей полуострова.

- В конце прошлого года сообщалось, что в Симферополе почти завершена трёхлетняя программа по снижению потерь водоснабжения, в рамках которой специалисты выполнили перекладку почти 50 километ­ров водоводов. Что эти работы дали полуострову?

- Необходимость в этом возникла давно, но особенно актуальной стала в период вододефицита, когда мы стали понимать, что много воды уходит из-за утечек. В тот период мы обеспечивали город за счёт поверхностных вод: осадки, снег, водохранилища, которые их накапливали. И когда влаги почти не осталось, приоритетной для нас стала задача по экономии воды. Нам нужно было сохранить то минимальное количество, которое осталось в водоёмах. Поэтому решили сократить потери в своих сетях. Были выбраны 50 км наиболее важных участков магистральных водоводов, в которых мы понимали, что теряем больше всего воды. Было несколько критериев отбора. Первый - это количество аварий. Каждое устранение такого происшествия приводит к тому, что вводится ограничение водоснабжения. Ставили расходомеры из точки А в точку Б и понимали, что на определённом участке воду теряем. Отсюда второй критерий - это потери, их объём. Акцентирую внимание на том, что всего в Симферополе 1,2 тысячи километров сетей. На ремонт всех нет денег и времени, поэтому были выбраны водоводы, которые наиболее важны для абонентов и системы водоснабжения. К примеру, мы могли отдать предпочтение, казалось бы, небольшому участку, но обес­печивающему водой микрорайон. В итоге, в программу попали варианты диаметров от 300 до 1200 мм. Это важно для понимания ситуации в целом. Действовали не по принципу - возьмём самый большой водовод. Для нас было важно сделать так, чтобы во всём городе потери были минимизированы. 

Теперь даже в пиковый сезон разбора воды - летом, когда много воды идёт на полив, мы раньше потребляли в сутки 170 тысяч кубов, а сейчас не более 135 тысяч. Иногда даже 118-120 тысяч получается расход на всех потребителей. Кроме того, глобально снизили показатели аварийнос­ти. Про сделанные участки вообще забыли. Например, улица 51-й Армии. Когда были поломки водовода, то приходилось отключать всё, что ниже, до улицы Киевской, минимум на сутки. Поменяли водовод на пластиковый и забыли о проблеме. 

- Люди могут спросить, почему вы сделали именно эти участки, а наш нет? Мол, мы тогда забросаем ваше предприя­тие обращениями, чтобы и у нас было всё в порядке.

- Конечно, будем делать, если такая необходимость возникнет. Хочу отметить, что федеральный центр откликнулся на наш запрос о крупном ремонте, мы получили возможность потратить 4 миллиарда рублей на важнейшие работы. Их завершили, но на этом наша деятельность не заканчивается. Теперь за свои средства будем и дальше делать малые диаметры, например, в Фонтанах взялись за водоводы меньшего диаметра. 

Кстати, хочу отдельно отметить вопрос выделения земли участникам Специальной военной операции. Например, люди получили госакты в селе Лесновка, в Сакском районе, и там уже начали прокладывать сети. То есть, в этом направлении тоже ведётся работа, чтобы владельцы земли получали не голые квадратные метры, а возможность строить дома с коммуникациями.

- А как осуществляется замена изношенных сетей в Керчи? Как там обстановка?

- Не устаю повторять, что город Керчь у нас более проб­лемный, чем Симферополь. Ленинский район тоже, но там отталкиваемся от компактнос­ти населения. В частности, я могу решить проблему водоснабжения отдельного села. К слову, часть суммы, которую платят наши потребители, мы должны расходовать на развитие и модернизацию сетей. Это примерно 100 миллионов рублей в год. Всего у предприя­тия 12 филиалов, и четверть всей суммы в прошлом году решили потратить на Ленинский район, чтобы выполнить сразу большой объём работ, а не «размазывать» деньги по всему полуострову. В итоге пять сёл получили результат. В них заменили все сети, поменяли часть насосного оборудования. 

С Керчью несколько сложнее. Город растянут, многие большие микрорайоны идут вдоль берега, там сложный рельеф. Более того, для нас приоритетно кольцевание сетей, как в метро. Тогда можно спокойно работать. В Керчи это сделать невозможно. Плюс ещё и износ сетей просто сумасшедший. При Украине город был тупиковым, в него не вкладывали деньги. И только в 2014-2015 годах президентом были даны поручения о модернизации всей инфраструктуры города Керчь. Сейчас глобальные объёмы выполняются, все крупные водоводы задействованы, и это позволит нам стабилизировать водоснабжение. Пожалуй, самые масштабные работы сейчас ведутся именно здесь.

- В 2024 году будут сданы в эксплуатацию водопровод­ные очистные сооружения в Красноперекопске стоимостью 2,5 миллиарда рублей. Как это повлияет на жизнь горожан?

- Это грандиозный проект. Наше предприятие было заказчиком проектирования, а сейчас мы являемся заказчиками строительства.
В процессе проектирования искали аналоги по России и не нашли. Это будет уникальный завод для России. 

В чём главная проблема этой части полуострова? Жёсткость. В отдельных случаях она превышает норму в три раза. Но другой воды тут нет, вообще, совсем. Мы не могли остаться в стороне и приняли решение работать по направлению «Чистая вода» в рамках нацпроекта «Экология». Сначала за средства республиканского бюджета разработали проект, затем его защитили. Было принято решение выделить средства на строительство завода по доочистке воды. Пока подаём воду, несоответствующую по жёсткости, стандартные очистные эту проблему не убирают. Однако вскоре будет сдан уникальный завод. Он позволит обеспечить Красноперекопск и пять соседних сёл идеальной водой. Более того, в Москве нам заявили, что проект продлят. Готовим документацию по другим городам полуострова, чтобы решить задачу жёсткой воды в Армянске, Евпатории, Первомайском. 

- Часто можно услышать, что вот ведутся ремонтные работы, почему их не могут закончить за неделю. Это и правда сложно?

- Всё зависит от объёма. Какую-то аварию, например, можем устранить за час, а какую-то за сутки. Моим ребятам, слесарям, которые и в холод, и в дождь, и в жару в яме работают, хочется как можно быстрее сделать и вылезти - это их главная цель, поверьте. Никто специаль­но не затягивает процесс. Строители, которых берём на подряд, они тоже знают, что время «съедает» деньги. Кроме того, если трудимся в городской черте, то должны минимизировать неудобство для населения. Например, прокопаем траншею, а человек во двор заехать не сможет. Поэтому лучше мы меньше прокопаем, меньше уложим за день, но зато к вечеру уже закопаем, то что раскопали утром. Подрядчики ругаются на меня, говорят это мешает работать, вы затягиваете… Но мы работаем ради людей.

Беседовала Валентина БУЙЛОВА.