Ашкадан. Павшие

15 Апрель 2024 2827
Памятник в Красноармейском (Ашкадан). Фото с портала Памятники Крыма.
Памятник в Красноармейском (Ашкадан). Фото с портала Памятники Крыма.

Единство важно в любом деле. И особенно в сражениях за общее дело - общая страна, общий враг, общий путь к общей победе, не делясь на нации. Сегодня иногда всё же разделяем героев Великой Оте­чественной по нациям и народам, быть может, так удастся лучше сохранить память: чтобы каждый народ знал своих настоящих патриотов, гордился. И тогда вместе, пусть страна и поменьше в масштабах, но народов множество, многонациональная, мы будем знать, помнить и гордиться. Не предавать. Благодаря Вартану Григоряну, краеведу, члену Крымского армянского общества, вспоминаем его единоверцев, участников освобождения Крыма, павших в эти апрельские дни, Акопа Адамяна и Григория Меликяна. Возможно, рассказать о своих соплеменниках, наших общих героях, захотят и иные народы - ждём письма.

Бои, бои

Север Крыма, здесь и при обороне, и при освобождении полуострова, осенью 1941-го, осенью-весной 1943-44 годов, шли ожесточённые сражения. Останки воинов находят до сих пор, и то единство многонациональной страны проявляется в фамилиях героев на мемориальных плитах братских могил, как в сёлах Красноармейское и Надеждино Красноперекопского района. Как пел Владимир Высоцкий, «на братских могилах не ставят крестов», но есть и памятники, большей частью без захоронений, кенотафы, со звездой, отдельные таблички с фамилиями, фотографиями павших здесь и в округе. Кого-то нашли поисковики, удалось по запискам в смертных медальонах данные выяснить, о чьём-то месте гибели родные узнали по документам военных архивов, просто сделали таблички - не забыты. Среди взрослых портретов - фотография мальчика (памятник в Красноармейском) - Анд­рюши, Андрея Ефимовича Бойко, трагически погибшего 7 ноября 1943-го, исполнилось ли ему 12 лет, что произошло - так и не знаем. Тут тысячи полегли, и в братских могилах - не меньше покоится, здесь павших, в округе ли, в Уржино (их два было на 1941-й, ныне одно почти обезлюдевшее - Смушкино), в Томашевке, в Тархане (Вишнёвка), в Ашкадане (Красноармейское), в Тогуне (Надеждино) в ныне несуществующих Чигарах, Хаджи-Булате, Биюк-Кияте. Все национальности и народы Советского Союза в битвах участвовали, армян тоже много, но краевед предлагает вспомнить о двух. Два офицера, командир взвода и командир роты, младший и старший лейтенанты, о которых рассказывает Вартан Григорян, пали в этих местах, у высоты 17.6 западнее села Ашкадан, 80 лет назад, 8 и 9 апреля, когда отсюда войска 4-го Украинского фронта Фёдора Толбухина начали путь к Крымской весне 1944-го. Фамилия одного нанесена сразу на два мемориала и в Красноармейском, и в Надеждино, правда, с разными инициалами, о втором на памятных плитах ни слова…

С августа по сентябрь 1941-го в Ашкадане, на южном берегу Сиваша, был штаб 106-й стрелковой дивизии Алексея Первушина, что входила в состав 51-й, крымской, армии Фёдора Кузнецова, Павла Батова. Алексей Николаевич вернётся в Крым в декабре того года, командуя 44-й армией в Керченско-Фео­досийском десанте, 16 января 1942-го под Феодосией будет тяжело ранен, но, к счастью, спасли врачи, до Победы дожил, став вечностью 6 апреля 1975-го. В том десанте вернётся в Крым и 51-я армия, командовал ею уже Владимир Львов - Владимир Николаевич погибнет 11 мая 1942-го у села Кончи (ныне неподалёку от Уварово) Ленинского района. Вновь 51-я армия вернулась на полуостров осенью 1943-го, под командованием Якова Крейзера, бойцы входившего в её состав 10-го стрелкового корпуса Константина Неверова форсировали Сиваш, сосредоточившись для перехода через ледяную воду на северном берегу залива в районе Строгановки, Ивановки, Новониколаевки Херсонской области. Они почти повторяли путь, что в ноябре 1920-го прошли бойцы Южного фронта Михаила Фрунзе, да и многие из них ими и были в 1943-м, как комдив 216-й Краснознамённой стрелковой (в ней воевали офицеры, о которых рассказывает краевед, а дивизия за форсирование залива стала Сивашской, а за Севастополь получила орден Суворова) Григорий Малюков. В 11 утра, 1 ноября 1943-го, в районе мыса Джангар первым в путь двинулись бойцы 1164-го стрелкового полка 346-й Дебальцевской стрелковой дивизии (за Сиваш - Краснознамённая), вёл колонну комиссар полка Николай Рыбкин. В военном архиве мы нашли документ о том, что Николая Владимировича за выполнение той боевой задачи командир полка Михаил Сыдько (его день памяти - 30 апреля, 1983 год) представлял к награждению медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, но в итоге наградили орденом Отечественной войны первой степени. Бойцы 346-й дивизии под командованием Дмитрия Станкевского, Николая Угрюмова (тяжело ранен 14 апреля 1944-го), позже Николая Мищенко, продвигались с боями в сторону Воинки, к концу дня преодолев примерно 20 километров, заняли селения Тархан, Томашевку. Правда, на следующий день в жестоких боях пришлось их вновь временно оставить, но плацдарм на южном берегу уже был, удерживали с боями, а туда подтягивались всё новые силы 10-го стрелкового корпуса. Быть может, юный Андрей Бойко и погиб именно в тех первых сражениях, возможно, был для наших бойцов маленьким другом-разведчиком, а может, попал под обстрел, или не покорился врагу…

Отсюда, от Тарханского направления, решено было наносить главный удар по фашистам в начавшейся 8 апреля 1944-го Крымской наступательной операции. К 10-му стрелковому корпусу в атаке прибавился 1-й гвардейский стрелковый корпус Ивана Миссана, день памяти у него тоже в апреле - 24-го, 1980 года, а полуостров был знаком Ивану Ильичу по учёбе на пехотных курсах в 1921-м. Главный удар не получился на том направлении, слишком отчаянно сопротивлялся враг, решено было основное наступ­ление перенести на каранкинское направление, где сражался 63-й стрелковый корпус Петра Кошевого. Направление от села Каранки - позже переименовано в Герои Сиваша, ныне не существует, но неподалёку есть село Томашевка. Но хоть тарханское направление и стало вспомогательным в наступательной операции, здесь сражались геройски бойцы и 216-й, и 267-й (комдив Архип Толстов), и 346-й стрелковых дивизий и иных частей армии, помогали друг другу в боях. К примеру, полк Михаила Сыдько, 1164-й, 346-я стрелковая, в ночь на 9 апреля вброд перешёл озеро Айгульское, ударив с тыла по врагу, помогая боевому продвижению 63-го стрелкового корпуса. А в 216-й стрелковой дивизии геройски сражались, погибли тогда и два армянина офицера, о которых рассказал краевед.

Навеки 21 год

Акоп Сетракович (Ситракевич, Сидорович - варианты записей в документах военного архива) Адамян (Адамьян, Адаман), на мемориале в Красноармейском указаны инициал­ы А. С., а вот в Надеждино - Я. С., но предполагаем, что это один воин, так как с именем на
«я» и такой фамилией в военном архиве нет записи о бойце, погибшем в Крыму. Он был командиром 8-й стрелковой роты 3-го стрелкового батальона 589-го стрелкового полка 216-й Краснознамёной стрелковой дивизии 10-го стрелкового корпуса 51-й армии 4-го Украинского фронта. Родился в 1922-м в Батуми (Аджарская АССР, Грузинская ССР), дома ждала мама Роза Тумановна. На той высотке многие тогда остались: казах Сеитхашим Шалкарбаев, украи­нец Алексей Рева, белорус Фёдор Казаков, русские Иван Сергиенко, Виктор Голубев, Антон Вельницкий - лишь несколько фамилий, что в списке безвозвратных потерь рядом с фамилией армянина Акопа Адамяна. И наградной лист на него, посмертный орден Отечественной войны первой степени, документ подписан командиром полка Константином Шейном. Для старшего лейтенанта Акопа Сетраковича, сражающегося с августа 1941-го, если судить по наградному листу, это была первая и единственная, увы, награда, а вот ранен он уже был под Мелитополем. «В боях с немецкими захватчиками 8 апреля 1944-го в районе Тархан Перекопского района Крымской АССР, когда под сильным огнём противника рота залегла, стал во главе роты, поднял её в атаку, овладел первой траншеей противника и в рукопашном бою пал смертью храбрых».

Такой же орден, возраст и судьба, гибель, в рукопашном бою в захваченной вражеской траншее у Григория Макичевича (Макилович, Максимович, Маклиевич) Меликяна (Меликьяна), рождённого 10 сентября 1922-го в Кировабаде (Гянджа) Азербайджанской ССР, дома его ждал отец Макич Оганесович. Командир взвода 7-й стрелковой роты 3-го батальона 589 полка 216-й дивизии похоронен был, как и товарищ, соплеменник, у той же высоты 17,6, западнее Ашкадана, а сражался с августа 1943-го. Наградной тоже подписан комполка - посмертно орден Отечественной войны первой степени: «В наступательных боях с 8 по 9 апреля 1944-го в районе Тархан Перекопского района Крымской АССР, после занятия первой вражеской траншеи личным примером увлекая бойцов, ворвался во вторую траншею, уничтожил лично гранатами шесть гитлеровцев, погиб смертью храбрых в рукопашной траншейной схватке». В приказе по войскам 10-го стрелкового корпуса от 5 мая 1944-го фамилии Акопа Адамяна и Григория Меликяна - рядом, а вот на мемориалах фамилии последнего нет. Помним!

Наталья БОЯРИНЦЕВА.