Главный храм Российского государства

19 Март 2024 106
 Южный, главный, вход в собор.
Южный, главный, вход в собор. Фото автора.

Таким официальным статусом на протяжении почти четырёх веков обладал Успенский собор, возведённый на Соборной площади Московского Кремля. Соборная площадь - самая древняя площадь кремлёвской крепости. Её очертания начали складываться в XII-XIV веках, когда плато Боровицкого холма украсили первые храмы из белого камня. Архитектурный ансамбль Соборной площади формируют шедевры храмового зодчества: Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, церковь Ризоположения, Колокольня Ивана Великого, а также Грановитая и Золотая палаты. Успенский собор занимает особое место в русской истории и культуре. На протяжении столетий в нём венчали на царство и короновали российских государей, избирали и поставляли на престол митрополитов и патриархов. Собор является также усыпальницей предстоятелей Русской церкви - митрополитов и первых патриархов.

История

Успенский собор - одна из первых построек на территории Кремля. Его история насчитывает почти восемь столетий. Первая каменная церковь в честь главного богородичного праздника была заложена на этом месте в 1326 году святым митрополитом Петром и великим князем Иваном Даниловичем Калитой. 

Во второй половине XV века Москва постепенно становится центром единого Русского государства. Великий князь Иван III задумал выстроить новый Кремль, облик которого олицетворял бы величие страны, ставшей после падения Византии цент­ром православия. В 1472 году сильно обветшавший храм был разобран. Московские зодчие Кривцов и Мышкин заложили новый собор «в меру и подобие» Успенского собора во Владимире, но здание, подведённое почти под своды, рухнуло. Вероятной причиной катастрофы были технические просчёты, проявившиеся во время землетрясения 20 мая 1474 года.


Зайдя в собор, невозможно не остановиться под впечатлением от его величия, древности и красоты. Фото автора.

 

 

 

Строительство собора продолжил известный итальянский инженер и архитектор Аристотель Фиораванти, приглашённый Иваном III из Болоньи. Новый храм, возведённый всего за пять лет (в 1475-1479 гг.), поразил современников «величеством, и высотою, и светлостью, звонностью и пространством». За время своего существования собор неоднократно страдал от пожаров, устранение последствий которых требовало проведения ремонтных работ, что неминуемо вело к изменению его облика. 

После Октябрьской революции 1917 года собор был закрыт, и возникла реальная угроза его уничтожения вместе с остальными памятниками Кремля. В 1922 году в кремлёвских соборах были организованы музеи, что спасло большую их часть от разорения. Тогда же начались масштабные работы по реставрации и сохранению сокровищ Успенского собора, которые продолжаются и по сей день.

С 1991 года в соборе во­зобновлены богослужения по избранным праздникам и в дни памяти московских святителей.

Архитектура 

Она необычна для русского зодчества. В Успенском соборе органично соединены как традиционные черты, так и мотивы архитектуры итальянского Возрождения. Его облик отличается строгой лаконичностью форм и, по словам летописца, выглядит «аки един камень». Собор увенчан пятью массивными главами. 

Южный, главный, вход в собор предназначался для царских процессий. Входили в него через медные врата, расписанные золотом. Над вратами - образ Владимирской Богоматери. Обрамляет портал роспись на тему входа в храм. Над северным порталом в аркатурно-колончатом фризе изображены шесть наиболее почитаемых русских святителей и основателей крупнейших обителей. Над фризом - композиция Собор апостолов. Ворота северного фасада служили входом для высшего духовенства.

В интерьере собора вместо привычных квадратных столпов использованы круглые, которые не затесняют пространство и наряду с равной высотой сводов и отсутствием хор создают впечатление огромного зала. Столпы делят пространство храма на 12 равновеликих квадратов. Храм перекрыт крестовыми сводами. Восточная часть собора в XVII веке при патриархе Никоне была скрыта высоким пяти­ярусным иконостасом.

Собор был украшен фрес­ками по указу царя Михаила Фёдоровича артелью из 150 иконописцев. Всего было написано около 250 сюжетных композиций и свыше 2000 отдельных фигур. На сводах храма помещены сюжеты из цикла двунадесятых праздников. Верхний ярус росписи стен занимают сцены земной жизни Иисуса Христа. На втором и третьем ярусах - сцены земной жизни Богоматери и иллюст­рации Акафиста Богоматери. В нижнем ряду - изображения семи вселенских соборов. На западной стене по традиции помещена сцена Страшного суда. 

Иконостас

Был оформлен в соборе в 1653 году по заказу патриарха Никона. В пяти ярусах размещены 69 икон. Ведущий в иконостасе ряд - деисусный. В нём согласно традиции, введённой Никоном, изображены все 12 апостолов. В местном ряду - иконы, привезённые из удельных княжеств, и наиболее почитаемые образа. Справа от Царских врат находится икона Спас Златая Риза. Храмовый образ Успение написан к освящению храма в 1479 году. Это иконографический тип «облачного Успения», где апостолы изображены чудесным образом переносимыми на облаках к одру Пресвятой Богоматери.


Царское моленное место (Мономахов трон) было устроено для первого русского царя Ивана Грозного в 1551 году. Шатровая сень напоминает шапку Мономаха. Фото автора.

 

 

 

 

Образ Богоматери Умиление - одна из древнейших икон собора - была привезена в Москву из Новгорода в конце XV века. Необычно цветовое решение иконы - Мария изображена в голубом мафории (одежде), поверх которого наброшен пурпурный с золотым орнаментом убрус (платок). Древнейшая икона собора Святой Георгий датируется концом XI века. Предположительно, её также привезли из Новгорода. Георгий - покровитель русских князей и царей - представлен как идеальный воин и защитник Отечества. 

С конца XV века и до 1918 года в Успенском соборе хранилась самая почитаемая в России икона - «Богоматерь Владимирская» первой трети XII века (ныне находится в Государственной Третьяковской галерее). В киоте древнего чудотворного образа, слева от царских врат, сейчас находится один из её ранних списков, датируемый около 1514 года. 

Важнейшие события 

Венчание на царство, а позже коронация - главнейший обряд Российского государства совершался в соборе с конца XV до конца XIX века. Венчал царя митрополит, а позднее патриарх. Впервые обряд венчания на великокняжеский престол был совершён в соборе в 1498 году, когда Иван III возложил древние регалии на своего внука Дмитрия. Последнего императора Николая II короновали в нём в 1896 году. 

В соборе проводили парадные церемонии и обряды, имевшие государственное значение. Здесь совершались обряды бракосочетания государей: Василий III обвенчался с Еленой Глинской, Иван Грозный - с Анастасией Романовой. Царь Алексей Михайлович крестил в соборе своих детей. Здесь же объявляли наследника престола, когда ему исполнялось 10 лет. В 1744 году Екатерина II приняла в соборе православие и обручилась с будущим государем Петром III. В 1812 году император Александр I, приложившись к мощам святителей, дал обет отразить Наполеона. 

В Успенском соборе проходили торжественные молебны перед военными походами и праздничные службы в честь победоносного возвращения русских войск, оглашались государственные акты, важнейшие из которых хранились в главном алтаре на престоле. 

Некрополь

С 1326 года, когда в недостроенном храме был погребён митрополит Пётр, собор стал служить усыпальницей русских митрополитов, а с конца XVI века по 1700 год - русских патриархов. Всего в соборе 19 захоронений. Надгробные памятники русским иерархам располагаются вдоль стен по периметру храма. В XVII веке над гробницами установили надгробия, указывающие места захоронения. Расположение гробниц (слева направо) соответствует хронологическому порядку правления погребённых там святителей. 


Патриаршее моленное место - древнее шатровое каменное сооружение, поставленное одновременно с постройкой собора в 1479 году. Фото автора.

 

 

 

Митрополит Пётр ещё при жизни устроил себе место для упокоения в алтаре собора. В 1339 году Пётр был причислен к лику святых. Раки (большой ларец в форме саркофага, сундука, иногда архитектурного сооружения, предназначенный для хранения мощей святых. - Прим. ред.), в которых первоначально находились мощи святого, были неоднократно разорены и разграб­лены. Ныне существующую серебряную раку с бронзовым посеребрённым балдахином изготовили в 1819 году. Рака с мощами митрополита Ионы - первого митрополита, избранного на русскую митрополию без утверждения константинопольским патриархом, - была изготовлена в 1585 году по заказу сына Ивана Грозного, царя Фёдора Ивановича. Сень над ракой отлили в 1803 году. Это единственная рака в соборе, которая не пострадала в 1812 году.

Справа от нынешнего входа в собор стоит шатёр для хранения священных реликвий, выполненный русским мастером Дмитрием Сверчковым в 1624 году. Шатёр представлял образ кувуклии (часовни) над Гробом Господним в Иерусалиме. Здесь хранились частица Ризы Христовой, Гвоздь Господень и частица Ризы Богородицы. В 1913 году в шатёр была поставлена рака с мощами святого патриарха Гермогена. 

Оксана ПАВЛЕНКО.