Ягуся, рождённая в Крыму

20 Февраль 2024 3132
Георгий Милляр и Баба Яга в фильме «Огонь, вода и медные трубы». Фото с сайта kino-teatr.ru
Георгий Милляр и Баба Яга в фильме «Огонь, вода и медные трубы». Фото с сайта kino-teatr.ru

Уже больше тридцати лет это государство, в минувшем году отметившее бы 101-летие, живёт лишь в воспоминаниях тех, кто рождён в нём, созидал; живёт в созданном, в старых вещах, что хоть, может, и невзрачные, но крепкие; в старых книгах и кинофильмах, в песнях... Советский Союз, подаривший миру немало открытий и талантов. Вместе с читателями мы продолжаем вспоминать о достижениях советской эпохи, её людей, известных и не очень, продолжаем помнить и узнавать что-то незнакомое о знакомых… Этого человека, без сомнения, знали все дети СССР, ведь он воплотил в детских фильмах образ старушки с помелом в ступе. Им, порой, так пугали взрослые. Впрочем, его Бабу Ягу не боялись, она была обаятельная, к тому же немного «крымская» - впервые этот образ Георгий Милляр создал в Алупке, выступая перед маленькими пациентами детского санатория.

Южнобережье в судьбе

В Крыму, так подходящем для съёмок детских сказок, Георгий Милляр бывал, ещё до того как стал актёром, и фамилия у него была иная - де Мильё, настоящий французский аристократ, правда, рождённый в Москве, а ещё внук купца-золотопромышленника. В инженера-мостостроителя, приехавшего консультантом в Российскую империю, Франца де Мильё влюбилась сразу Елизавета Журавлёва. Языкового барьера для них не существовало: и он говорил по-русски, и она французский знала. Отец девушки Алексей Журавлёв против желания дочери не пошёл, подарив им на свадьбу большую квартиру в Москве, на Бронной улице - в ней, кстати, актёр с мамой прожил многие десятилетия, она до смерти, в 1969-м, он же ещё пять лет, до получения собственной квартирки на окраине столицы. Правда, квартира на Бронной уже тогда была не полностью их, после Великой Октябрьской революции бывшим хозяевам выделили в ней, превращённой в коммуналку, крохотную комнатушку. Но позже именно в этой коммуналке пожилой актёр нашёл свою любовь Марию Васильевну, что была на шесть лет моложе… Впрочем, это всё потом, а тогда, ещё в Российской империи, у малыша, появившегося на свет 7 ноября 1903-го, было доброе детство, проводимое то в Москве, то на дачах в Подмосковье и Геленджике, то в Крыму, где родители всегда снимали дом на Южнобережье. Там, в Ялте, где-то на старом кладбище, осталась могила Франца де Мильё, умершего, когда сыну было три года. И до революции мальчик с мамой часто приезжали в город, приходя к последнему приюту родного человека. Возможно, снимаясь на полуострове, актёр пытался отыскать захоронение отца, однако оно не сохранилось. Но даже с уходом папы беззаботное детство у мальчика ещё немного продолжалось: мама и дедушка с бабушкой в нём души не чаяли. К дедушке с бабушкой, жившим уже в Геленджике, 11-летний Георгий с мамой и перебрались в 1914-м, ближе к морю из шумной, слегка одержимой революционными страстями, Москвы. А ещё в курортном городе жила любимая тётя мальчика, игравшая в местном театре, увы, её имя история не сохранила, но именно этой женщине мы во многом обязаны появлением актёра Георгия Милляра.

Талантливый паренёк, писавший стихи на русском, французском и немецком (пос­ле революции знание двух последних не афишировал), прекрасно рисовавший, побывав однажды, ещё малышом, на репетиции, а потом и спектакле, влюбился в театральное искусство. Даже ребёнком пробовал грим накладывать, как-то подсознательно выбрав зловещую роль (сколько их воплотит потом в киносказках), но вызвал у родных только улыбки. Революцию семья встретила в Геленджике, при этом маме позже каким-то чудом удалось выбраться в Москву, где их квартиру делили на коммуналку новые власти. Впрочем, женщину не обидели, может, сказалось её вдовство, а может, оценили заслуги мужа при мостостроении. Комнатёнку им с сыном оставили, а ещё удалось женщине немного ювелирных украшений своих сохранить - хватило и на хлеб обменивать в голодные годы Гражданской, и паспорт сыну выправить на новую фамилию Милляр. Всё не так приметно…

Роли, роли…

Юноша устроился в Геленд­жикский театр бутафором - поближе к манящей сцене и однажды дебютировал на ней, сыграв… Золушку, вместо заболевшей актрисы. Талант заметили, ролей прибавлялось; потом была учёба в Школе юниоров при Московском театре революции, новые роли в нём. И гастроли по стране. 95 лет назад приехал в любимый с детства Крым, на Южный берег. Попросили столичных актёров выступить перед детьми из санатория в Алупке, костно-туберкулёзного имени основателя Александра Боброва, - главврач лечебницы Пётр Изергин верил, что добрые эмоции помогают ребятам бороться с недугом. Актёры поставили сказку, Георгий Милляр впервые сыграл тогда Бабу Ягу: «Черно-о-моро-о-чка она у меня», - говаривал часто протяжно-раскатистым голосом. И в кино потом свою Ягусю перенёс: «Какая актриса позволит сделать себя такой страшной?! Не женская это роль!». В кино дебютировал в 1928-м - небольшая роль царского чиновника во взрослом «Хромой барин» Константина Эггерта, у него же сыграл чиновника и в 1932-м, «Штурм», а в 1931-м у Николая Бравко в «Рядом с нами» сыграл генерала. Георгий Милляр играл и военных, и трудяг, туземца и чукчу, немца и француза, в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова - палача, а в «Кавказской пленнице» Леонида Гайдая - доминошника… Почти 140 ролей, иногда - несколько на фильм, как в «Королевстве кривых зеркал», где был и вдовствующей королевой, и возчиком, и главнейшим церемониймейстером. А ещё - десятки озвученных фильмов и мультфильмов, но особую известность получил в детских киносказках, переиграв всех злодеев, всю нечистую силу. И наш полуостров может гордиться тем, что почти все эти сказки, как и многие его фильмы для взрослых, сняты на Ялтинской киностудии.

Открыл в Георгии Милляре «нечистный» талант будущий главный советский сказочник Александр Роу. Они познакомились в 1933-м, во время съёмок Порфирием Подобедом и Яковом Протазановым «Марионеток», там 27-летний Александр Артурович был у режиссёров ассистентом, а 30-летний Георгий Францевич вновь играл чиновника. Может быть, они сошлись на таланте, а может, на том, что оба дети иностранцев: у актёра хоть мама русская, а у режиссёра мама - гречанка, папа - ирландец, - но дружба и уважение продолжались всю жизнь. Из 17 фильмов Александра Роу Георгий Милляр сыграл в 15 - исключение только фильм-балет «Хрустальный башмачок» и единственная несказка «Тайна горного озера». Уход Александра Артуровича в 1973-м стал настоящим ударом для Георгия Францевича, он пережил друга на 20 лет…. Первая совместная работа актёра и уже режиссёра-дебютанта - 1938-й, «По щучьему велению», взбалмошный сумасброд Царь Горох. А на следующий год появилась «Василиса Прекрасная», сразу три разноплановых роли - старик-отец, гусляр и… Баба Яга. На роль «старушки» пробовались многие, в том числе Фаина Раневская, но Георгий Милляр в юбке и гриме оказался страшнее и колоритнее - опыт крымский сказался. Говорят, даже взрослые испугались, когда в первый раз он вышел - с чёрным лицом, клыками, горбом, огромным крючковатым носом и в грязных лохмотьях. Актёр рассказывал, что создавал свою Ягусю-Черноморочку с двух увиденных им женщин: соседки по коммуналке с ужасным характером и ялтинской, «старой-престарой, сгробленной, с крючковатым носом, недобрым взглядом и палкой в руке, что пасла коз на Чайной горке». Впрочем, постепенно Яга (а образ воплощён ещё в «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы» и «Золотые рога) добрела, от злобной ведьмы до доброй старушки-сплетницы, страдавшей от радикулита. А ещё были ведьма в «Новых похождениях Кота в сапогах» и нечистый в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», Квак в «Марье-искуснице», Чудо-юдо в «Варвара-краса, длинная коса» и Кащей Бессмертный в одноимённом кино - для тех съёмок в военном 1943-м актёр сбрил волосы и брови, а с гримом «помогла» перенесённая малярия - «весил 45 кг с ботинками»…

Его нечисть в кино была такая обаятельная, что дети влюблялись в неё, даже обходя вниманием положительных персонажей. Может, от того, что сам актёр очень любил детей - своих, увы, не сложилось… Как-то его, уже 85-летнего, пригласили выступить перед ребятами в киноконцертном зале «Россия», «в подарочек каждому ребятёночку» он цветными карандашами на половинках альбомных листов нарисовал летящую в ступе Бабу Ягу и подписал «С любовью Г. Ф. Милляр». 850 рисунков по количеству мест в зале! И всё ждал, когда придёт обещанная машина, чтобы отвезти на встречу. Ему не сообщили, что встреча отменилась, рисунки потом раздал соседской детворе - может, кто и сохранил… В 85 он всё же стал народным артистом РСФСР, скромный, добрый, искренний, игравший «обаятельную нечисть» в детских фильмах и не первые роли во взрослом кино, мечтавший, как писал незадолго до ухода в июне 1993-го, «А, наверное, было бы здорово/ Под финал, под конец пути/ Напоследок сыграть Суворова/ И тогда уж спокойно уйти…». Уверены, что и образ полководца актёр бы воплотил блестяще, но… Пересмотрите, откройте для себя вновь те фильмы - добрые, советские.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.