Полка, чай и домино

Какие права есть у пассажира поезда

12 Январь 2024 514
По просьбе пассажира проводник обязан помочь ему загрузить ручную кладь в тамбур при посадке.
По просьбе пассажира проводник обязан помочь ему загрузить ручную кладь в тамбур при посадке. Фото Анны Кадниковой.

После того как небо над югом России закрыли для полётов, путешествующим крымчанам пришлось пересесть на поезда. Это добавило романтики в дорогу, но убавило комфорта. Главная проблема - время пути. Ехать по просторам нашей необъятной Родины можно очень долго и за время поездки ваши права могут быть нарушены неоднократно. Чтобы этого не произошло, мы решили рассказать, какие права в принципе есть у пассажиров, и как их защищать.

Опечатка в билете

Неприятности могут настигнуть путешественника ещё до того, как он займёт своё место в вагоне. Например, выяснится, что, покупая билеты онлайн, человек сделал ошибку в своём имени или фамилии. Теперь данные владельца билета не сов­падают с его паспортом. Может ли это быть причиной для отказа в посадке на поезд? Ответ на этот вопрос однозначный - нет.

Если в данных допущено не больше двух ошибок (одна допускается в буквах, одна - в цифрах), вас обязаны пропус­тить. Это зафиксировано в телеграмме ОАО «РЖД» №3/311 от 05.10.2005 (ЦЛДВ-2-59). Это правило касается перевозок внутри страны.

Если вы пересекаете на поезде границу России, то ошибки недопустимы, и если вы не хотите, чтобы на границе вас высадили из поезда, то лучше поменять билет в кассе вокзала.

Поезд не резиновый

Большинство из нас уверено, что ограничения по весу багажа есть только в самолёте. Там они логичны и понятны: если самолёт будет перегружен, то у него возникнут проблемы со взлётом и посадкой. Между тем в поезде тоже есть свои правила провоза багажа, которые не позволят превратить спальный вагон в грузовой.

По одному билету можно провезти ручную кладь весом до 36 кг (до 50 кг, если вы купили билет в спальный вагон). Если вы возьмёте с собой ощутимо больше, ответственный про-водник может это заметить и не пустить вас в поезд.

Если же говорить не о ручной клади, а о багаже, который сдаётся отдельно. На один билет можно предъявить три предмета багажа, каждый из которых должен быть не тяжелее 75 кг, суммарный вес багажа при этом не должен превышать 200 кг. 

Если же вы планируете перевозить больше вещей, то вам придётся купить ещё один билет. 

Бесплатный минимум

Как обычно, в поезде можно купить и напитки, и еду, и сувениры. При этом есть ряд предметов, которые проводник по вашему требованию обязан предоставить бесплатно. Напри-мер, стакан и столовые приборы. Это значит, что покупать чай и кофе вовсе не обязательно. Вы можете спокойно заварить напиток самостоятельно.

Кроме этого, вам могут предоставить швейный набор для ремонта своей одежды, щётки для очистки обуви и даже настольные игры (шашки, шахматы, домино).

Постельный вопрос

Постельное бельё проводник обязан не только предоставить (если оно оплачено), но и сам застелить.

Сдавать бельё в купе или спальных вагонах, кстати, не нужно. А вот в плацкарте пассажир обязан за полчаса до прибытия сдать использованное бельё проводнику.

Ваша полка - не общая территория

Если вы купили билет на нижнюю полку, а сосед с верхней пытается убедить вас поменяться местами, то вы можете смело ему отказывать. По правилам перевозок меняться местами нельзя. Более того, нижняя полка не может считаться «общей» территорией. Максимум, на что может рассчитывать пассажир сверху, это два часа в день на приём пищи.

С 1 сентября 2023 года по требованию проводника вагона поездов дальнего следования пассажир, проезжающий на нижней полке, обязан предоставить место у столика пассажиру, проезжающему на верхней полке, для приёма пищи. Время для приёма пищи составляет в утренние часы (с 7.00 до 10.00) и вечерние часы (с 19.00 до 21.00) не более 30 минут, в обеденное время (12.00 до 15.00) не более 1 часа.

Что касается багажа, размещать его в специальных отсеках нижних полок опять же можно только с разрешения пассажира с нижней полки.

В большинстве случаев цена билетов на верхние и нижние полки в одном вагоне разная. Поэтому у пассажиров, заранее купивших самые удобные места, есть дополнительные аргументы в пользу отказа от «переезда».

Соседские дрязги

Соседи по купе или плацкарту - отдельный разговор. Если попались тихие, адекватные - считайте повезло. Но что, если рядом с вами едет громкая компания любителей горячительных напитков? 

Прямой запрет распивать спиртные напитки, шуметь, мешать другим пассажирам действует только в городском и пригородном транспорте, чисто формально на поезда дальнего следования он не распространяется. Но если приравнять поезд к общественному месту, любые нарушения спокойствия должны быть пресечены.

Так что, если соседи перебрали с алкоголем, стали вести себя агрессивно и мешать вам спать, то обращайтесь к проводнику. Он знает, что делать в подобных ситуациях.

Законный «перерыв»

Если вы ехали во Владивос­ток и решили полюбоваться красотами Байкала, то можете не отказывать себе в этом удовольствии. Любой пассажир имеет право делать «перерыв» в поездке сроком до 10 дней. При продолжении путешествия придётся просто доплатить небольшую сумму.

Чтобы воспользоваться этой возможностью, нужно в течение трёх часов после прибытия поезда на промежуточную станцию обратиться в кассу: на билете проставят отметку об остановке.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.